Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Департамент стран Европы, Северной Америки и международных организаций

Максим Орешкин: Если европейский бизнес будет активно отстаивать интересы взаимоотношений Европы и России, то такие тенденции будут благоприятны и для российской экономики и для европейских компаний

20.12.17

Министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин провел встречу с представителями Ассоциации европейского бизнеса.

Максим Орешкин: Уважаемый господин Штерцель! Уважаемый господин Шауфф! Уважаемые коллеги!

Благодарю Вас за предоставленную возможность выступить перед участниками самого авторитетного объединения европейских предпринимателей в России. Также рад видеть представителей дипломатических миссий стран Европы.

Встречи Министра экономического развития с членами Вашей организации стали уже хорошей традицией. Мы всегда стараемся быть доступными для инвесторов, тем более когда речь идет о европейских компаниях, так как на европейский регион приходится около половины внешней торговли России, порядка 70% зарубежных иностранных инвестиций в нашу страну и сотни проектов по всей стране, которые двигают российскую экономику вперед.  

Свое выступление я начну с краткой информации о том, в каком состоянии находится российская экономика, что мы ожидаем.

Хотел бы начать  с того момента, в котором мы находимся. Это момент завершения качественных структурных реформ в макроэкономической политике. Если посмотреть на те шаги, которые Россия сделала за последние три года, то здесь и внедрение инфляционного таргетирования, переход к плавающему валютному курсу, новая система бюджетных правил. Все то, что позволит российской экономике в дальнейшем развиваться более устойчиво, стабильно и с меньшей зависимостью от колебаний внешнеэкономической среды.

Буквально недавно был принят бюджет на 2018-2020 годы, который ознаменовал окончание периода фискальной консолидации. Уже в этом году мы ожидаем дефицит бюджета на уровне ниже 2%. ВВП. Это очень хороший показатель, особенно учитывая тот факт, что цены на нефть продолжают оставаться существенно ниже, чем значения 2012-2013 годов. По сути, Россия одна из немногих стран-экспортеров сырьевого товара, которая сумела адаптироваться к изменившимся условиям на внешних рынках.

При этом, такой показатель как долг Российской Федерации остается одним из самых лучших в мире. У нас объемы государственного долга не превышают уровня в 10-14% ВВП. Это намного ниже уровня и стран БРИКС, и, тем более, развитых стран Европы и Северной Америки.

Инфляция опустилась до целевых показателей. По итогам ноября она составил 2,5% год к году. Переход к низкой инфляции открывает новые возможности для роста российской экономки, для роста рынка финансовых инструментов. Мы действительно видим то, что расширение кредитования компаний,  расширение ипотечного кредитования – это те процессы, которые будут поддерживать рост экономики в ближайшие годы.

Если говорить про рост, то с середины прошлого года экономика России стала расти. Поначалу точечный, рост достаточно быстро приобрел устойчивый характер, мы видим как в отдельных секторах, например, в сельском хозяйстве, рост уже несколько лет держится около отметки в 4%.

Важно, что восстанавливается не только экономический рост, но и инвестиционная активность. По данным Росстата, за 9 месяцев этого года рост на уровне 4%. Опережающий рост инвестиций относительно роста экономики позволяет с уверенностью смотреть в будущее, так как рост инвестиций сейчас – это рост выпуска в будущем.

Начинает  восстанавливаеться строительный сектор, те сектора, которые наиболее серьёзно пострадали. Мы видим, как растут спрос на жилье, оживляется ипотечный рынок. Это тоже один из примеров того, как переход к низкой инфляции будет поддерживать экономический рост. По фактическим данным, ставки ипотеки впервые за российскую историю опустились ниже 10%. Снижение этих ставок на фоне низкой долговой нагрузки и населения и экономики в целом – это то, что открывает положительные возможности для роста этого сектора.

Российский рынок легковых автомобилей – один из крупнейших в Европе – переживал не самые лучшие времена в последние годы. Но в этом году он показывает двузначный рост. Этот показатель и ряд других показателей, таких как рост объемов внешней торговли, рост авиаперевозок как внутри страны, так и за ее пределами, все эти показатели говорят о том, что экономика восстанавливается и потребительский спрос активно восстанавливается.

Мы видим хорошие показатели на рынке труда. Безработицы находится около уровней минимальных за всю историю. Что, конечно же, способствует восстановлению реальных зарплат населению. По последним данным, рост составляет около 4-5%. Ожидаем, что в 2018 году рост реальных зарплат составит около 4%.

Темы роста, которых в 2017-2018 году будет придерживаться российская экономика – это темпы роста около 2%. Это гораздо лучше, чем мы видели ситуацию и в 2015, и в 2016 году. По сути это максимальные темпы роста с 2012 года.

Нужно двигаться дальше, искать пути достижения более высоких темпов экономического роста. Здесь целый ряд изменений, которые мы уже делаем. Это предание предсказуемости, понятности, прозрачности государственному регулирования в части контроля и надзора и в части ряда других направлений. Это вопросы поддержки инвестиционной активности, инвестиций в инфраструктуру – ряд программ, которые нами реализуются. Все это, по нашим оценкам, позволит, в случае успешной реализации всех этих изменений, достигать более высоких темпов экономического роста. Можно провести сравнение, как будет развиваться экономическая ситуация в России и в Европе. В Европе сейчас продолжается активный восстановительный рост после глубокого кризиса. Экономика растет на уровне 2%. То есть, примерно те же темпы, которые есть сейчас в России. Но в ближайшие годы ситуация будет расходиться: в Европе по мере окончания восстановительного роста рост будет замедляться, в России – по мере реализации структурных изменений рост будет постепенно становится сильнее. И если воспользоваться европейскими критериями, то наша страна сейчас уже соответствует весьма жестким Маастрихтским критериям. Конечно, у нас такая задача специально не стоит, просто это лишнее доказательство того, что Россия проводит ответственную макроэкономическую политику.

Но, как я уже сказал, что не только макроэкономические изменения. Мы стараемся активно проводить изменения и на микроуровне, задача – сделать предсказуемым и удобным инвестиционный климат, создать комфортные условия для деятельности бизнеса, предпринимателей в стране.

Есть ряд международных индикаторов, которые говорят о том, что здесь мы продвигаемся в правильном направлении. Все обычно упоминают рейтинг Doing Business, где Россия в этом году поднялась на 5 ступеней и заняла 35 место. Есть рейтинг всемирного экономического форума по конкурентоспособности, здесь тоже движение вперед – с 43 на 38 место. Поэтому в ближайшее годы мы здесь будем стараться продолжать улучать ситуацию, причем не только в части рейтингов, но и в части того регулирования, которое касается каждой компании, каждого предпринимателя в нашей стране.

Очень важно говорить о создании прозрачных конкурентных условий в нашей стране, снижения доли государственного сектора. Это те направления, в которых Россия будет двигаться в ближайшие годы. В части, например, тарифного регулирования – здесь тоже будем переходить к более предсказуемым – в долгосрочной перспективе – условиям. Переход к долгосрочным тарифам в разных областях – это то, что делает понятным будущие изменения как для потребителей услуг естественных монополий, так и для самих естественных монополий.

Активно работаем над тем, чтобы сделать стабильной не только саму налоговую систему, но и все неналоговые платежи, которые активно появлялись в последние годы. Мы подготовили соответствующий законопроект и, если он будет принят, нас ждёт инвентаризация соответствующих платежей и понятный прозрачный механизм их установления и обсуждения.

Большая тема, которую нам тоже предстоит окончательно реализовать в следующем году. Реформа контроля и надзора – об этом много говорится. Но здесь есть два аспекта. Есть проблемы с тем, что сейчас контроль и надзор зачастую носит характер, в первую очередь, наказания, а он должен носить характер предупреждения. И вот это вот коренное изменение в контроле и надзоре должно произойти. Но при этом понятно, что нельзя дойти до другой крайности, когда контроль и надзор полностью уйдет, потому что здесь мы столкнемся с большой проблемой контрафактным товаров и товаров, выпускаемых под другими торговыми марками. Я думаю, как раз европейским компаниям эта тема очень знакома, поэтому здесь переход к предупреждениям, но при этом с тем, чтобы на рынке оставались товары, которые соответствуют всем соответствующим требованиям.

Законопроект о государственном контроле и надзоре внесен  Государственную Думу. Этот законопроект, который будет обсуждаться еще довольно продолжительное время. Весной следующего года мы надеемся, что мы будем активно продвигаться вперёд.

Мы всегда очень позитивно относимся к приходу иностранных инвестиций в нашу страну. Особенно тех инвестиций, которые приносят с собой новые технологии. Технологии производственные и технологии управленческие. И все, кто находятся в этом зале, прекрасно знают, что за последние годы – несмотря на разного рода непростые ситуации в политической сфере – с точки зрения экономики отношение к иностранным компаниям в России не изменилось. По сути, те компании, которые активно работают на российском рынке, они получают по факту национальный режим. В том числе, одно из последних изменений, это то, что мы прорабатываем, с точки зрения малых и средних компаний, это отмена критериев на участие иностранного капитала в уставе таких компаний. И вот вчера, например, проводился у нас большой совет с Францией. Мы очень детально обсуждали взаимодействие именно на уровне малых и средних предприятий. Потому что это то, что помогает, во-первых, крупным компаниям по другой стороне. И здесь у нас есть специальные механизмы и мы со многими компаниями – возможно даже с теми, которые присутствуют здесь сегодня в зале – через корпорацию малого и среднего предпринимательства работаем по подбору малых и средних компаний российских, которые могли бы становиться поставщиками крупного иностранного бизнеса, работающего в нашей стране, помогали бы снижать им себестоимость и делать их работу более эффективной. Мы прекрасно понимаем ту ситуацию, которая есть сегодня в мире. Если посмотреть структуру мировой торговли, то на промежуточные товары приходится порядка 60%. Получается, что все реже возникает ситуация, когда какой-то товар производится исключительно в одной стране. Глобальное производство сейчас носит такой характер, когда существует цепочка стоимости, которая собирается по разным странам. Редко, когда производство чего-то конкретного собирается полностью в стране. У нас здесь, действительно, с нашими иностранными партнерами много ярких примеров взаимодействия: самолетостроение – те же самолёты Superjet и новый самолет МС-21, который сейчас проходит стадию теста. Это те проекты, которые созданы при активном партнёрстве иностранных предприятий.

Поэтому в ближайшие годы Россия будет двигаться по пути открытости экономики, будет – часто говорят о политики импортозамещения, действительно эта политика была крайне важна в тот момент, когда Россия столкнулось с серьезным кризисом платежного баланса в 2015-2016ом году, когда нужно было восстанавливать те балансы, приводить их в соответствии с резко снизившимся уровнем цен на нефть. Сейчас же – будет происходить постепенный отход от политики импортозамещения к политике увеличения добавленной стоимости продукции, производимой на территории Российской Федерации. И здесь очень важную роль играет экспорт, созданные в России институты, которые поддерживают экспорт. Причем поддерживают экспорт не только российских компаний, но в том числе иностранного бизнеса, который расположен в нашей стране.

Создан «Российский экспортный центр», который активно поддерживает проекты по экспорту через кредитование получателей. Это тот механизм, который соответствует требованиям ВТО и активно применяется европейскими странами.

Активно работает и Российский фонд прямых инвестиций, который выступает партнером для крупных инвестиционных фондов, фондов из разных стран. Большой объем инвестиций привлечен через этот механизм в российскую экономику. Я думаю, он будет также продолжать активно на благо экономики работать в ближайшие годы.

Мировая экономика развивается, появляются новые технологии. Широко обсуждается понятие цифровой экономики. Российское Правительство здесь тоже активно работает. Подготовлена отдельная программа по цифровизации, будет серьезно меняться законодательство. Этот процесс идет в очень тесном взаимодействии с бизнесом, с новыми компаниями, которые работают в этой сфере. И многие европейские компании тоже предлагают технологии, которые могут процессу цифровизации российской экономики.

Мы активно работаем по внедрению пилотных проектов по цифровизации. Например, с точки зрения реестров недвижимости у нас сейчас активно двигается вперед проект по внедрению системы распределенных реестров - системы «блокчейн». На днях в Росреестре смотрели первую версию реализации  - базу недвижимости в Москве, реализованную именно на этой технологии.

В целом в этом движении к цифровизации очень много возможностей для европейского бизнеса, поэтому приглашаем все компании работать в этом направлении. Такие услуги точно будут востребованы на российском рынке в ближайшие годы.

Есть активное движение и понимание того, что производительность труда в тех демографических условиях, которые сейчас есть в России,  - это тот драйвер, который активно поможет двигать экономику вперед. Здесь тоже активно работаем с междурнародным опытом. У нас в этой программе главная страна-партнер – это Япония. Но при этом из 10 стран-лидеров производительности в мире 8 расположены в Европе, поэтому будем активно работать и с европейскими компаниями, и с европейскими странами.

Я уже говорил, что политические отношения заметно повлияли на экономические отношения со странами Европы. По статистике видно, что рост торговли России с восточными странами, со странами АТЭС, со странами АСЕАН выше, чем с европейскими странами. Это упущенные возможности для европейского бизнеса. Я всегда сравниваю ситуацию, в которую попали европейские компании, когда они конкурирую с китайскими компаниями де-факто конкуренция происходит в таких «кандалах», которые политика надела на европейские компании. Европейские компании теряют те возможности, которые предоставляет и будет предоставлять растущий российский рынок.

Мы открыты для интенсификации торгово-экономических отношений.  Неоднократно в последние годы в Брюссель представлялись разные предложения, предложения по сотрудничеству Евразийского экономического союза – это объединение пяти экономик – России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Это объединение сейчас очень активно расширяет зоны свободной торговли. Заключено соглашение с Вьетнамом, идут работы с такими странами как Катай, Иран, Сингапур, с рядом других.   Такие соглашения будут заключаться в ближайшие годы. Мы очень активно настроены на расширение свободной торговли. Понимаем ее роль с точки зрения обеспечения высоких темпов развития экономики и благосостояния граждан.

На прошлой неделе я участвовал в конференции ВТО, где собрались министры, отвечающие за международную торговлю всех стран-членов ВТО. Позиции ЕС и России были очень близки. Все треки, которые мы вместе отстаивали – по поддержке инвестиционной активности, по прозрачности разного рода рынков – мы выступали с одной стороны, но, к сожалению, пока с условиями для торговли между нашими странами не все хорошо.

По этому поводу удалось пообщаться во время конференции и с комиссаром по торговле Сесилией Мальмстрём. Недавно встречался с господином Эдерером – главой представительства ЕС в России. Будем сейчас стараться провести инвентаризацию тех торговых ограничений, которые есть между Россией и ЕС. Это не только ограничения России. Это очень большой список ограничений по доступу российских товаров на  европейский рынок. Будем смотреть, что можно сделать, чтобы изменить негативный тренд на позитивный.

Здесь роль европейского бизнеса очень важна. Если европейский бизнес будет активно отстаивать свои интересы, интересы взаимоотношений Европы и России, доступа европейских компаний на российский рынок, то такие тенденции будут благоприятны для российской экономики и для европейских компаний.

В завершение хочу поздравить все с предстоящими праздниками – с Новым Годом и Рождеством. Желаю вам крепкого здоровья, благополучия. Уверен, что рост российской экономики в 2018 и в последующие годы будут приносить позитивные результаты. С другой стороны деятельность ваших компаний будет обеспечивать более высокие темпы экономического роста в России.

Документы