Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English


Доли общего объема извещений в I полугодии 2016 г.
Общий объем заключенных контрактов в I полугодии 2016 г., млрд. рублей
Абсолютный объем экономии по результатам осуществления закупок в I полугодиях 2015 – 2016 гг.
Общий объем контрактов, заключенных в I полугодии 2016 г. с СМП, СОНКО
 

Департамент развития контрактной системы RSS

Директор Департамента развития контрактной системы

Контрактная система

Что такое контрактная система?

Это свод правил, по которым происходит пересечение государственного и частного сектора при осуществлении закупок. Как камертон, характер предлагаемых отношений определит те ценности, которые станут принятыми в нашей деловой жизни. Уверены, что этическими нормами в контрактной системе станут «порядочность», «обязательность», «честность».

Что такое контрактная система в сфере закупок

Почему введение контрактной системы напрямую влияет на то, какую экономику мы создадим?

Во-первых, контрактная система обеспечивает практическое выполнение обязательств государства перед населением.

Эти обязательства заявлены в госпрограммах, а для их выполнения неизбежно придется производить закупки необходимых товаров, работ или услуг. Но контрактная система требует указать, в каких целях они производятся, перед тем, как их осуществить. С другой стороны, появляется возможность увидеть, куда направляются деньги населения. А после их осуществления она позволяет сравнить с аналогичными закупками, осуществляемыми негосударственными компаниями на рынке, и дать объективную оценку результативности закупок.

Во-вторых, контрактная система является действенным механизмом развития национального бизнеса.

Ежегодный объем закупок органов власти составляет 8 трлн. рублей, еще на 23 трлн. рублей закупают государственные корпорации, компании с государственным участием, естественные монополии и учреждения. Таким образом, более 43 процента ВВП распределяется через рынок государственных закупок, и он выступает мощным инструментом экономической политики. При этом контрактная система позволяет отойти от плоского ортодоксального взгляда на конкуренцию, когда единственным критерием выступает цена, а единственным допустимым способом закупки является аукцион. Экономическое пространство имеет более сложную форму и целью является предоставление равных условий для развития всех типов хозяйствующих субъектов. А условия, необходимые для развития крупной монополии отличаются от условий, необходимых малым предприятиям. Наконец, появляется возможность перейти к более сложной модели развития, учитывающей такие факторы, как распределение трудовых ресурсов и территориальное развитие. Таким образом, контрактная система создает справедливое экономическое пространство, в котором есть возможности развития всех субъектов экономики.

В-третьих, контрактная система обладает огромным антикоррупционным потенциалом. В конечном счете, коррупция возникает тогда, когда поставщик добивается несправедливых условий, например, завышенной цены. И именно нечестные деньги, полученные от государства, становятся источником коррупции. Государственные и муниципальные органы осуществляют ежегодно более 3 млн. закупок. Кардинальное сокращение непрозрачных или подозрительных закупок повысит доверие к действиям государства на рынке. А это будет способствовать развитию частной инициативы и воспитанию предпринимательского духа, что так необходимо в нашей стране.

Какой должна быть контрактная система?

Она должна быть эффективной. Эффективность ее работы зависит от доверия со стороны участников. Но доверие возникает при соблюдении ряда условий.

Важнейшим из них является уверенность в том, что система выполняет те функции, ради которых она была создана. Водитель не сядет за руль, если не будет уверен в исправности тормозов. Так и при использовании контрактной системы, уверенность возникает из знания ее устройства и соблюдения принципа, по которому следствием попытки «обмануть» неизбежно будут не только санкции в виде штрафов, но и высокие риски публичной огласки.

Другим условием служит восприимчивость системы к улучшениям, способность исправлять выявленные недостатки.

И, наконец, доверие к системе возникнет, если в процессе ее совершенствования принимают участие те, для кого она создана. А поскольку деньги бюджета – это средства налогоплательщиков, то и совершенствовать механизм их расходования должны не столько чиновники, сколько лица, облеченные доверием населения.

Как улучшать контрактную систему?

Ответ прост - надо планомерно и упорно «вычищать» недостатки, отмечаемые пользователями.

Мы должны иметь максимально полную информацию о нарушениях при осуществлении государственных закупок. Не важно, какими способами поступает информация. Важно ее содержание. Мы намерены организовать публичный портал, на котором будет предоставлена возможность поместить сведение о событии в области закупок, которое может привести (или уже привело) к нарушению общественных интересов.

Прежде всего, полученная информация будет тщательно проверена, поставлена на учет, классифицирована и систематизирована.

Экспертам предстоит определить, произошло событие в результате несовершенства законов и порядков или явилось следствием их несоблюдения должностными лицами.

Нарушения, возникшие из-за несоблюдения установленных правил - это работа других органов власти. Если эксперты пришли к выводу, что налицо влияние «человеческого фактора», информация перенаправляется в контрольные органы, уполномоченные на принятие соответствующих решений.

Если же причина в недостатках действующих правил, то эксперты определят причину и предложат способ их устранения. Задача органов власти их внимательно рассмотреть и, в случае согласия, внести в законодательство.

Перечень мероприятий, направленных на формирование и совершенствование

Направления деятельности

Федеральный закон № 223-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ

Новости
01.12.2016 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект, который устанавливает предельный срок оплаты заказчиком исполненных обязательств по контрактам в 30 дней
25.11.2016 г. В Госдуму внесен законопроект, направленный на совершенствование процедуры госзакупок
25.11.2016 г. Создание прозрачной системы закупок для МСП приоритетная задача Минэкономразвития России
15.11.2016 г. Слагаемые политики Правительства Российской Федерации в отношении регулирования закупок отдельных видов юридических лиц
03.11.2016 г. Минэкономразвития России доработан проект постановления о порядке формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о правилах использования данного каталога
31.10.2016 г. Мы сможем выявлять закупки по завышенным ценам
22.10.2016 г. Информация по вопросу применения профессиональных стандартов в сфере закупок
17.10.2016 г. Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за I-III кварталы 2016 года
17.10.2016 г. Директивы представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях совета директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ, включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р
10.10.2016 г. В Госдуму внесен законопроект о порядке закупок товаров, работ и услуг физкультурно-спортивными организациями
Найдено документов: не менее 162.
     
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1