Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Департамент государственного управления

Максим Орешкин: МФЦ должны стать местом, куда каждый человек может прийти и получить квалифицированную помощь по любому вопросу

15.09.17

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин открыл Пленарное заседание III Всероссийского форума центров государственных и муниципальных услуг в Светлогорске (Калининградская область).

Стенограмма выступления:

Рад всех вас приветствовать в Калининграде. В Калининградской области теперь есть новый губернатор. Хочу Антона Алиханова поздравить с избранием на должность. Он стал самым молодым губернатором, возможно, самый молодой губернатор в истории. Надо пожелать ему удачи. Я надеюсь, что через 5 лет Калининградская область будет совсем другой. Будет гораздо лучше.

III Всероссийский форум центров государственных и муниципальных услуг стал доброй традицией для всех, кто связан с созданием и развитием этого проекта. Сегодня у нас, конечно, особый повод. Уже десять лет прошло с момента появления многофункциональных центров в России.

«Первопроходцами» стали Ростовская, Томская, Тульская, Иркутская и Омская области. И положили начало этому очень важному для каждого человека в стране проекту.

Мы уже имеем сформированную масштабную сеть МФЦ, которая отвечает самым высоким стандартам обслуживания населения. У граждан появилась возможность получать государственные услуги в удобное время, в комфортном офисе и, что самое главное, - с вежливым отношением.

Можно сказать, что это полностью перевернуло ту парадигму, которая сложилась до этого.

Создание и развитие сети МФЦ – это в первую очередь региональный проект. Именно субъекты Федерации создают всю необходимую инфраструктуру, обеспечивают полноту и качество услуг.

Тем не менее, хочу в своем выступлении остановиться на тех шагах и проектах федерального центра, которые методически и законодательно обеспечивают реализацию проекта на местах.

Первый блок вопросов – это контроль и мониторинг развития системы многофункциональных центров.

Минэкономразвития на протяжении последних трех лет ведет ежеквартальный рейтинг субъектов. За II квартал 2017 года группу лидеров, как и год назад, возглавляет Воронежская область. Это демонстрирует то, что в регионе ведется системная работа, уделяется внимание всем аспектам работы многофункциональный центров. Коллеги продолжают непрерывно развиваться и совершенствоваться. Это, конечно, заслуживает самой высокой оценки.

В первой пятерке – пока мы рейтинг не видим – еще расположились Республика Дагестан, Приморский край, Липецкая область, а также Республика Саха (Якутия).

В группе отстающих регионов находятся Республика Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесская Республика, Псковская область, Республика Крым. Выделю общие проблемы, которые свойственны этим субъектам. Самое главное – плохо организована система мониторинга качества услуг, есть проблемы с достижением ключевого показателя – охвата населения. Соответственно, руководству регионов здесь необходимо принимать комплексные меры по исправлению ситуации. И эту информацию мы постоянно доводим до руководства регионов.

Понятно, что любой рейтинг, как его не строй, не совершенен. Наглядный тому пример – это город Москва. Формально в рейтинге регионов Москва хоть и занимает высокую позицию, но не попала в число абсолютных лидеров. При этом по многим параметрам Москва является самым передовым регионом по организации предоставления услуг в МФЦ. Московские центры уж точно востребованы населением, время ожидания в очереди в них не превышает 15 минут.

Как мы планируем рейтинг поднастраивать?

Во-первых, мы считаем важным перенести акцент в методике рейтинга на интересы заявителей.

Во-вторых, мы хотим повысить достоверность данных, на основании которых составляется рейтинг. Уже с декабря мы планируем учитывать данные, которые будут собираться в автоматизированном режиме напрямую из информационных систем МФЦ. В том числе верифицированная информация о действующих МФЦ и активных окнах в них, количестве и составе оказанных услуг и времени ожидания в очереди.

Также планируется разработать дайджест лучших региональных практик для того, чтобы другие регионы могли видеть те достижения, те лучшие моменты, которые реализованы другими регионами, и совместно двигаться к более высокому качеству услуг.

В завершение темы мониторинга проекта в регионах упомяну нашу совместную работу с Общероссийским народным фронтом. Она касается оценки эффективности выполнения в субъектах работ, связанных с созданием и развитием сети МФЦ и организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Это позволит выявить и устранить соответствующие нарушения, а также сформировать независимую оценку деятельности сети МФЦ.

Следующий блок инициатив, который мы предполагаем к внедрению, касается расширения перечня предоставляемых в МФЦ услуг. Здесь работа нами ведется по нескольким направлениям. Выделю ключевые.

Первое, это возможность оказания в центрах «Мои документы» услуг по регистрации рождения и смерти. Соответствующий законопроект мы уже подготовили, и Правительством он одобрен и сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе. По плану в осеннюю сессию Государственная Дума должна его принять.

Второй момент, это прием в МФЦ заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения. В прошедшее воскресенье, когда был единый день голосования, процедуру оказания услуги «пилотировали» те субъекты Российской Федерации, в которых прошли выборы глав регионов, в том числе и Калининградская область. В начале 2018 года МФЦ на территории всей Российской Федерации будут включены в этот процесс.

Отдельный большой пласт услуг, предполагаемых к предоставлению в сети многофункциональных центров, касается Федеральной налоговой службы. Сейчас мы с ФНС обсуждаем вопрос об организации пилотного проекта по трем услугам. Первое – корректировка неверно начисленных налогов, второе – получение налогового вычета, и третье – информирование о налоговой задолженности. В этот процесс активно и весьма успешно включились центры «Мои документы» города Москва.

Месяц назад вышел приказ ФНС России о пилотировании проекта по предоставлению ряда услуг на территории всей страны, и к сегодняшнему дню с МФЦ уже должны быть заключены соглашения об их предоставлении. Просьба в регионах оказать максимальное содействие и организовать работу в этом направлении.

Сюда же я бы отнес и проект по уплате в МФЦ налогов и пошлин. Технически такая возможность есть и сейчас – через терминалы банков. Однако мы все прекрасно понимаем, и когда я приезжаю в разные регионы, захожу в МФЦ, вижу, что не везде и не всегда хорошо она реализована и не всегда работает. Это, конечно, вызывает у людей много негативных эмоций. Поэтому сейчас подготовлен законопроект, наделяющий МФЦ правом принимать платежи в счет налогов и пошлин. Надеюсь, это также позволит повысить оценку качества услуг МФЦ, которую граждане дают.

Следующий блок – это блок вопросов по совершенствованию формы предоставления услуг. Здесь тоже есть несколько важных направлений.

Во-первых, это организация предоставления государственных услуг в рамках комплексного запроса. Соответствующий законопроект сейчас также уже внесен нами, Правительством одобрен и находится в Государственной думе. По сути, такой подход является основной частью принципа «одного окна».

Одновременно Минэкономразвития России готовит подзаконную базу, которая должна обеспечить корректную реализацию положений законопроекта. В частности, уже разработан проект методических рекомендаций по предоставлению государственных услуг на основании комплексного запроса по наиболее распространенным «жизненным ситуациям». Речь идет о том, что человек приходящий, и у него когда случилось какое-то жизненное событие, например, родился ребенок, подает заявление не на конкретную услугу, а подает единое заявление на все те услуги, связанные с жизненной ситуацией – с рождением ребенка. И получает все эти услуги, которые он должен получить  в этот момент. Это очень важная переориентация от принципа базовой услуги до принципа базовой потребности конкретного человека.

Кроме того, Минэкономразвития также разработаны проекты поправок в закон о предоставлении государственных и муниципальных услуг и Налоговый кодекс. Они предусматривают исключение повторного взимания платы и госпошлины с заявителя в случае внесения изменений в выданный документ для исправления ошибок, допущенных по вине сотрудников госорганов или МФЦ. Это тоже шаг в сторону повышения сервисности процессов оказания госуслуг. Шаг в сторону хорошего настроения заявителя.

 Есть и другие важные задачи. В их числе пересмотр схем размещения МФЦ.

По нашим подсчетам, при нормальной работе в МФЦ ежедневно оказывается до 20 услуг на одно окно в среднем по России. Это вполне приемлемый показатель, однако, мы понимаем, что это средняя температура по больнице, и эти цифры сильно отличаются  в зависимости от конкретного объекта сети. Где-то окна перегружены, где-то загрузка низкая. Поэтому нужно провести дополнительную работу, проанализировать все показатели и по возможности перераспределить нагрузку между МФЦ. Один из вариантов решения – это пересмотр подходов к схемам размещения, сокращение невостребованных окон и увеличение окон обслуживания в МФЦ с высоким уровнем загрузки.

Так или иначе, сделать предстоит еще очень много. Проект развивается. У него большое будущее. Мы будем видеть все большую цифровизацию процессов. Свои задачи здесь есть и у регионов, и у федеральных министерств, и у ведомств, и у самих многофункциональных центров, потому что от работы конкретного многофункционального центра зависит многое. Я действительно, вижу по всей стране, что там, где руководители конкретного МФЦ с душой относятся к работе, качество услуг выше, и на самом деле люди это чувствуют и идут с гораздо более хорошим настроение в такие МФЦ. Как федеральное законодательство не меняй, что ни делай на федеральном уровне, все, конечно, в первую очередь, зависит от конкретных людей, которые общаются с заявителями-гражданами. В конечном итоге мы, конечно, должны прийти к тому, чтобы все самые распространенные и социально значимые государственные услуги полностью перешли в МФЦ без дублирования соответствующих функций в органах власти. В этом на самом деле есть большой потенциал, в том числе, с финансовой точки зрения.

Мы сейчас собрали предложения со всех регионов. Предстоит внести изменения в ряд федеральных законов. В Гражданский кодекс, Земельный кодекс, Закон о предоставлении государственных и муниципальных услуг и еще ряд законов. Мы готовы работать так, чтобы и вам было комфортнее работать и удобнее.

МФЦ должны стать таким местом, куда каждый человек, вне зависимости от своей жизненной ситуации, сможет прийти и получить квалифицированную помощь по любому вопросу. Тот вектор, на который мы должны ориентироваться в своей работе и о котором, конечно, нельзя забывать.

Благодарю за внимание.

Документы