Департамент государственного регулирования в экономике

Алексей Херсонцев: Открытые данные должны использоваться не только в государственном, но и в коммерческом секторе

03.10.15

3 октября 2015 года директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Алексей Херсонцев принял участие в круглом столе «Раскрывая данные. Что может дать государство бизнесу и обществу для развития» в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2015».

Алексей Херсонцев обратил внимание, что за последнее десятилетие создано большое количество информационных систем органов власти, которые в совокупности образуют электронное правительство. Все это создано за счет бюджетных средств, налогоплательщиков, и должно использоваться максимально эффективно. «Мы считаем, что накопленные данные могут и должны использоваться не только в госсекторе, но и в коммерческом секторе, - подчеркнул он. - В первую очередь мы говорим о том, что должен быть обеспечен доступ к исходной информации в машиночитаемом виде – открытым данным».

По его словам, за прошедшие с начала реализации проекта 3 года есть серьезные подвижки. Создана нормативная и методологическая база, раскрываются данные в разных сферах, создан федеральный портал открытых данных и ряд других ресурсов – федеральных и региональных. Всего опубликовано более 11 тысяч наборов данных.

16 субъектов создали свои региональные порталы, у 53-х регионов созданы разделы открытых данных на официальных сайтах. «Всего на региональных ресурсах опубликовано более 5 тысяч наборов (5356), но из них 4/5 - т.е. 80% - наборов опубликовано именно на региональных порталах открытых данных 16-ю регионами», - пояснил он.

По словам директора Департамента, базовые инструменты созданы и теперь необходимо говорить о развитии проекта, об управлении изменениями.

«В Министерство поступают на согласование все нормативные правовые акты о создании и функционировании государственных информационных систем, - отметил он. -  И мы ставим одним из условий их согласования включение обязательства по раскрытию первичной информации – это должно напрямую прописываться в акте». Симметричная мера применяется со стороны Минкомсвязи России – обязательным условием согласования плана информатизации федерального ведомства, а следовательно, и выделения финансирования на ИТ-проекты, является включение тематики открытых данных в каждую создаваемую или развиваемую систему. «То есть мы смотрим на уровне нормативной правовой базы, а коллеги - на уровне технической документации на создание систем», - пояснил он.

Одновременно Минэкономразвития России является оператором ряда информационных систем. По его словам, раскрываются данные по многофункциональным центрам оказания государственных услуг, раскрывается информация с федерального портала проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru – реквизиты всех подготавливаемых проектов НПА и многое другое.

«Одним из наиболее интересных примеров является наш совместный с Генпрокуратурой проект – Единый реестр проверок, - заметил представитель Минэкономразвития. - В нашей зоне ответственности находится методология проекта, разработка нормативной правовой базы, а Генпрокуратура России является оператором системы». Единый реестр проверок – это интернет-ресурс, в котором содержится информация о проверках, об органе контроля, результатах, принятых мерах и т.д. Т.е. все проверки по 294-ФЗ «О государственном контроле-надзоре». «И в постановлении об этой системе мы сразу зафиксировали необходимость раскрытия данных из нее», - обратил внимания он. С использованием накопленной в реестре информации можно реализовать множество интересных приложений, например, проводить анализ контрагентов в бизнесе, получать дополнительную информацию по объектам сферы обслуживания (рестораны, магазины, аптеки и пр.) и другое. Еще более интересный результат можно получить на пересечении этих данных с данными других ведомств, например, Россельхознадзора, Роспортребнадзора, Росаккредитации.

«С другой стороны, мало работать только в направлениях корректировки нормативной базы по отдельным ИТ-проектам и согласования смет на ИТ-расходы,  - отметил Алексей Херсонцев. - Все эти меры при желании можно «обойти». Поэтому также проводится работа над адресным, целевым раскрытием востребованной информации.

Например, в дорожной карте по регуляторике (план мероприятий «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса») федеральным органам исполнительной власти поручено раскрыть информацию из своих реестров и регистров. «Мы провели инвентаризацию учетных функций и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, - отметил он. - В результате этой работы создан и размещен на Портале открытых данных набор данных «Перечень регистров и реестров» из 305 позиций».

Теперь необходимо организовать работу по раскрытию информации из этих реестров и регистров. Частично это уже выполнено, но полное раскрытие информации из реестров (в случае, если это не противоречит законодательству) даст существенный вклад в проект в целом. «Например, раскрыт реестр предельных цен на жизненно важные лекарственные средства – и на основании этого набора уже появилось несколько приложений, в том числе на этом сыграл победитель нашего хакатона по открытым данным», - привел пример директор Департамента.

Кроме того, запросы на раскрытие данных поступают через портал открытых данных, на нем есть соответствующий инструментарий. Уже сейчас через портал поступило 90 запросов на раскрытие данных, из которых по 43 запросам ведется содержательная работа с органами власти, 7 наборов опубликованы.

В заключение он отметил, что при организации данной работы важно не забывать про возникающие риски. «Риски по раскрытию конфиденциальной информации, или ее раскрытию, которая даже не относясь напрямую к сведениям ограниченного доступа, все равно может привести к определенным этическим коллизиям», - пояснил он.

«Решения могут быть разные, например, вместо выкладывания полного набора данных, который можно единовременно скачать целиком, предоставлять доступ через API к конкретной записи по определенным параметрам или предоставлять данные по соглашениям с определенными ограничениями, - рассказал Алексей Херсонцев. -  Это очень чувствительный вопрос и здесь, по нашему мнению, ключевая роль должна быть у Совета по открытым данным, работа которого недавно была перезагружена, его состав обновился и готов к новым свершениям».

Документы