Департамент стратегического развития и инноваций

Популяризация технологий и инноваций сформирует «экономию от масштаба»

14.12.16

В России будет сформирована программа популяризации науки, технологий и инноваций от институтов развития, научных организаций и федеральных органов исполнительной власти. Проект программы разработан рабочей группой, созданной  Межведомственной комиссией по реализации стратегии инновационного развития РФ до 2020 года. Заседание которой состоялось в прошлый понедельник на форуме «Экосистема инноваций» в Сочи. Подробнее о деятельности этой группы Indicator.Ru рассказал директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации Артем Шадрин.

Когда была создана эта группа? Какая у нее основная цель?

Ее создали более трех лет назад. Цель - координация действий институтов развития, федеральных министерств, некоммерческих организаций по популяризации инновационной деятельности.

Сразу буду бросаться громкими утверждениями. В стране есть много средств на популяризацию науки, и в научных организациях, и в министерствах, но расходуются они не очень грамотно. Надо ситуацию менять. Вы такую оптимизацию и собираетесь провести?

Да, мы хотим повысить результативность проектов, которые реализуются в этой сфере. Их эффективная координация позволяет сфокусироваться на приоритетах, достигать необходимой «экономии от масштаба»,обеспечиваемой при объединении усилий нескольких организаций. Хороший пример – Московский международный форум «Открытые инновации», поддерживаемый всеми институтами развития.

Тогда немного про инновации. В последние несколько месяцев мне три человека рассказывали о том, как они приходили со своими инновационными разработками в российские нефтегазовые компании, а те им говорили, мол, вы молодцы, разработка хорошая, но нам это не интересно. То есть российским компаниям инновации не нужны.

Внедрение инноваций нефтегазовыми компаниями осуществляются при помощи привлечения специализированных сервисных инжиниринговых компаний, которые интегрируют различные технологические решения, реализуя крупные проекты в нефте-газодобыче.

У нас такие компании есть, но они сильно уступают по масштабам конкурентам, таким как например, «Шлюмберже» или «Халлибертон». Сейчас российские нефтегазовые компании в рамках импортозамещения стали все более активно формировать спрос на развитие таких технологий в России. Есть запрос на импортозамещение, например, у «Газпрома». Но надо отметить, что для крупных компаний работа с новыми поставщиками, с  малыми предприятиями, не имеющими опыта работы – это риски. Насколько надежны предлагаемые решения, насколько они устойчивы к тем или иным природным условиям… Поэтому так высока роль сервисных компаний, которые принимают эти риски на себя.

У того же «Газпрома» есть научно-исследовательские институты, но бюджет каждого из них - несколько десятков миллионов рублей, чего хватает на выплату небольших зарплат его сотрудникам.

Думаю, это сильная недооценка, суммарный выделяемый бюджет на исследования и разработки на полтора-два порядка  больше.

За семь лет работы научным журналистом я впервые говорю о науке с человеком из министерства экономического развития. Это означает, что в России пошла, извините за сленг, «движуха»?

Инновациями мы занимаемся не первый год, еще в декабре 2011 года была утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации, которую готовило наше министерство. Сейчас она актуализируется, и развитие науки, поддержка коммерциализации результатов – наш безусловный приоритет.

Среди задач Стратегии – формирование поддержки научно-технической и инновационной деятельности в обществе. Один из путей решения этой задачи – содействие координации деятельности по популяризации инноваций, поддерживаемой государством и институтами развития, обеспечение системности этой работы.

То есть вы будете не деньги давать, а выстраивать систему так, чтобы имеющиеся на популяризацию средства использовались эффективным образом?

Вопрос не только в деньгах. Вопрос в том, чтобы ярко, убедительно, талантливо усиливать интерес к научным исследованиям, инновационному предпринимательству.

Как научные СМИ могли бы попасть в эту программу?

Как правило и федеральные министерства, и институты развития финансируют проекты в области популяризации инноваций на конкурсной основе, поэтому возможность поучаствовать в реализации программы будет у всех.

На заседании рабочей группы прозвучало, что программа рассчитана на год.

Сама программа рассчитывается на три года, на год рассчитан план по ее реализации.

На прошлой неделе была принята стратегия научно-технологического развития России, которая рассчитана до 2035 года. Будете ли вы как-то опираться и на нее в том числе? Там, например, есть такой пункт, как «развитие предпринимательского духа ученых»?

Безусловно будем. Считаю, это правильная задача. Формирование и развитие новых успешных технологических компаний действительно, во-многом зависит как от предпринимательского духа ученых, также и от технологических компетенций предпринимателей.

Документы