Департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства

Максим Орешкин: Сегодня для ГЧП важна стабильность условий, в которых работают компании

21.03.17

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин провел заседание коллегии по вопросам частно-государственного партнерства при Минэкономразвития России.

Максим Орешкин: По оценке мировых экономистов, каждый рубль, вложенный государством, часто притягивает за собой больше 1,5 рублей инвестиций в сопутствующие проекты вокруг этой инфраструктуры. Понятно, что в таких условиях если удается добиться дополнительных инвестиций со стороны  частных инвесторов в инфраструктуру, а механизм концессий позволяет это делать, то этот мультипликатор расходования бюджетных средств и последующих частных инвестиций многократно возрастает.

Текущее состояние дел – это принятое законодательство, реализованный набор проектов. Сейчас не буду останавливаться, вы все их хорошо знаете.

Важно понимать, что концессионные соглашения государственно-частного партнерства – это в значительной мере долгосрочные проекты. Для долгосрочных проектов очень важна предсказуемость. Поэтому одно из направлений Плана деятельности Правительства, над которым мы сейчас работаем, - это создание общих предсказуемых условий, как  с точки зрения макроэкономики, так и с точки зрения микроэкономической деятельности.

Конкретно для вопроса государственно-частного партнерства очень важна стабильность условий, в которых работают компании данного сегмента. Здесь очень важно привести границу, отделяющую и формирующую условия, по которым эти компании работают.

 

Первый вице-премьер Игорь Шувалов: Сегодня мы переживаем бум, большой интерес к ГЧП в разных формах. Концессия, может быть, наиболее яркая форма, но она не единственная. Закон, на который мы ссылаемся, содержит и другие формы.

Первое. Я хотел бы всех успокоить. И Министр экономического развития говорит, что сейчас может быть самая важная для нас задача – внести определенную успокоенность и уверенность на рынке. Любые заявления, которые мы делаем, не значат, что мы вносим нервозность. Поэтому прошу всех послать такие сигналы не только по федеральным, но и по региональным концессиям, что мы будем переворачивать и «вскрывать» соглашения – не будет. Надо всем опираться на существующие документы. А если у кого-то есть сомнения, что договор этот был заключен законно, и мотивы заключения были честными и прозрачными, то надо включать существующие процессуальные механизмы и работать. Без истерик. Это касается любой нашей работы. Поэтому прошу никакой революции, активных действий, не нужно сейчас посылать дурных сигналов, что это правильно или неправильно. Форма концессии – сложная. И если есть разногласия в толковании – концессия это или закупка, то прошу соответствующие поправки в федеральный закон подготовить Министерство экономического развития вместе с другими ведомствами. Пусть работает группа. Действительно, по транспортному цеху больше заинтересованность в такого рода концессиях и спорах. Эту работу с ФАС надо провести. Посмотрите в целом на данный закон. Может быть его нужно поправить, чтобы дать больше гибкости и субъектам РФ, и муниципальным образованиям, поскольку основное хозяйство, которое они могут передавать в концессию, у них. Жизнь быстрая и запрос на качественные услуги велик, поэтому без концессий в социальной и транспортной сфере не обойтись. Это все хозяйство субъектов и муниципалитетов.

Какой ответ, чтобы не было злоупотреблений? Только технологии. Мы с вами неоднократно обсуждали: процедура поиска инвестора и заключения соглашения должна быть максимально прозрачная. По аналогии с госзакупками. Любую концессию надо оцифровать и договориться, как мы это продвигаем, какой бы сферы это не касалось.

Без ГЧП экономику страны ввести в устойчивый и высокий рост невозможно. Не нужно полагаться ни на муниципальную, ни на региональную, ни на федеральную власть с тем, чтобы обустроить жизнь. Жизнь могут обустроить инвесторы. Мы сегодня создаем возможность, за которую завтра заплатят. Но эта возможность уже сегодня начнет создавать новые знания, экономику, доходы.

Мы теперь подготовим вместе с депутатами ГД поправки в законодательство. Мы за то, чтобы это было четко описано буквой закона.

Второе. Прошу не допускать кампанейщины, и существующие соглашения в полном объеме выполнять. И если есть серьезные данные о нарушениях, то приходите в Минэкономразвития с отраслевым ведомством, смотрите такие соглашения. Мы лишь просим об ответственности и спокойно отрабатывать нарушения, а в целом посылать сигнал, что мы концессионные соглашения и другие формы ГЧП будем поддерживать. И будущее, в том числе, и в социальной сфере за такими соглашениями.

Конечно же, легче всего в бюджете попытаться найти и через госзакупку осуществить такую инвестицию. Я наоборот считаю, что сначала нужно посмотреть, есть ли место для концессии, для частно-государственного партнерства. Нет? Выходим тогда в сферу государственной закупки. Очень высокий запрос на качество и объем услуг. Без частных денег и инвестора мы это не сделаем.

Заключение короткое. Спокойно работаем, развиваем, защищаем частно-государственное партнерство.

Документы