Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Департамент макроэкономического анализа и прогнозирования

Полина Бадасен: Минэкономразвития России оценивает вероятность реализации целевого сценария как высокую

14.10.19

Заместитель министра экономического развития РФ Полина Бадасен выступила на заседании комитета Государственной думы по бюджету и налогам.

 Уважаемые коллеги!

Кратко расскажу о прогнозе социально-экономического развития, который был одобрен на заседании Правительства 19 сентября, и лег в основу законопроекта о трехлетнем бюджете.

В соответствии с действующим законодательством, Минэкономразвития России разработало прогноз в двух сценариях – базовом и консервативном, которые различаются предпосылками о внешнеэкономических условиях. Кроме того, по решению Бюджетной комиссии был разработан целевой сценарий, предполагающий ускоренную реализацию структурных преобразований в экономике.

Подробнее остановлюсь на базовом сценарии. В целом он сохраняет преемственность по отношению к сценарным условиям, которые рассматривались в Государственной Думе в апреле текущего года в составе поправок к бюджету 2019 года.

Как и прежде, в базовом сценарии предполагается достижение целей социально-экономического развития, заданных Указом Президента № 204.

Основное отличие предпосылок прогноза, который мы рассматриваем сейчас, от сценарных условий, рассматриваемых в апреле, - ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры.

Напомню, что наиболее актуальный прогноз МВФ мирового экономического роста на текущий год составляет 3,2%, при этом год назад МВФ прогнозировал 3,9%. Для мирового ВВП – это очень значимое изменение. Минэкономразвития всегда более консервативно подходило к оценке мирового экономического роста, чем международные организации, однако текущая ситуация оказывается несколько хуже наших прошлогодних прогнозов. С высокой вероятностью мировой экономический рост в текущем году будет ниже 3%, а к 2024 году – замедлится до 2,7 %.

В этих условиях в базовый сценарий прогноза социально-экономического развития по-прежнему закладывается предпосылка о снижении цен на нефть - с 62,2 долл. США/барр. в 2019 году до 57 долл. США/барр. в 2020 году и 53,0 долл. США/барр. в 2024 году. Напомню, что текущий уровень цен на нефть составляет 57 долл. США/барр., то есть наш прогноз на следующий год предполагает неизменность ситуации по сравнению с тем, что мы видим сейчас.

Что касается курса рубля к доллару США, то за прошедшие с введения бюджетного правила почти два года динамика курса рубля неоднократно подтверждала тезис о снижении зависимости от цен на нефть. В этих условиях мы прогнозируем, что курс рубля в среднем за текущий год составить 65,4 руб./долл. США (за период с начала года 65,1 руб./долл), в следующем году 65,7 руб./долл. США.

Что будет происходить с экономическим ростом в этих условиях. В текущем году слабость внешнего спроса компенсируется ростом запасов. Мы видим по итогам 1П19, что, несмотря на отрицательные темпы роста экспорта, промышленность продолжала расширять выпуск (+2,6% г/г в январе – августе). В этих условиях прогноз темпа роста ВВП на этот год сохранен на уровне 1,3 % г/г.

В следующем году – в активную фазу вступят меры по поддержке экспорта, в результате чего темп роста экспорта товаров ускорится до 3,3 % г/г в 2020 году после слабоотрицательной динамики в текущем году. С другой стороны, существенно снизится положительный вклад запасов в экономический рост. В этих условиях темп роста ВВП составит 1,7 % г/г.

В дальнейшем прогнозируется ускорение ВВП до уровня около 3 %, начиная с 2021 года. Это в свою очередь обеспечит рост доходов населения темпами 2,2-2,4 % в реальном выражении.

Импульс ускорения экономическому росту должна придать динамика инвестиционной активности. По прогнозу, инвестиции в основной капитал ускорятся до 5,0 % в следующем году после ожидаемого роста на 2,0% в текущем году и до уровней около ~6 % в последующем.

С чем связано ожидаемое ускорение роста инвестиций в основной капитал, начиная с 2020  года.

Во-первых, со стандартным циклом разработки и реализации новых инвестиционных проектов, который на первом этапе включает разработку проектной сметной документации, проведение технического и ценового аудита и пр. При этом меры бюджетного стимулирования синхронизированы с инвестиционным циклом– предполагается постепенный рост расходов на инфраструктуру (увеличение бюджетных ассигнований на КПМИ с 378,2 млрд. руб. в 2019 году до 670,8 млрд. руб. в 2022), рост субсидии % по КППК (увеличение с 7,9 млрд. руб. в 2020 до 17,6 млрд. руб. в 2021 и 88,0 млрд. руб. в 2022), субсидии % по МСП (увеличение с 9,2 млрд. руб. в 2019 до 32,8 млрд. руб. в 2022) и др. Это должно обеспечить значимый вклад с 2021 года.

Во-вторых, прогнозируется рост частных инвестиций, основу для которого создадут предпринимаемые меры по улучшению инвестиционного климата, повышению эффективности государственного сектора и развитию конкуренции, а также – реформа контроля и надзора. Важной предпосылкой для ускорения роста частных инвестиций также является изменение фазы кредитного цикла, а именно - изменение структуры кредитного предложения в пользу корпоративного и ипотечного в результате предпринимаемых Банком России мер по ограничению необеспеченного потребительского кредитования.

Одновременно важными факторами ускорения роста инвестиций является поддержка региональных инвестиций.

В завершении своего короткого доклада хотела бы остановиться на динамике инфляции. Наш прогноз на конец текущего года (который, напомню, в момент его подготовки был существенно ниже того, что прогнозировали все участники рынка) составляет 3,8 %. Инфляция (по состоянию на 7 октября) составила по оценке 3,9 % г/г. С учетом выхода из базы расчета высоких темпов роста цен конца предыдущего года инфляция продолжит снижение и вероятно к концу года окажется несколько ниже нашего официального прогноза. При этом текущая инфляция с учетом коррекции на сезонность уже ниже 3%.

С учетом лагов влияния решений денежно-кредитной политики на реальные экономические показатели то, что инфляция останется низкой в первом полугодии 2020 года уже во многом предопределено. Дополнительным сдерживающим темпы роста цен фактором станет ожидаемое замедление потребительского кредитования. В этих условиях прогнозируется, что инфляция составит 3 % в 2020 году. В дальнейшем, с учетом реализации Банком России политики инфляционного таргетирования ожидается ее возвращение к целевому уровню 4%.

В то же время в целевом сценарии предполагается более значительное смягчение денежно-кредитной политики, что позволит компенсировать негативный вклад в ВВП от замедления потребительского кредитования, и выйти к концу 2020 года на целевой уровень инфляции. С учетом этого, а также в предположении о более быстрой реализации мер структурной политики темп роста ВВП в целевом сценарии прогнозируется на уровне 2% в 2020 году.

Минэкономразвития России оценивает вероятность реализации целевого сценария как высокую.

Спасибо за внимание!

Документы