Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Департамент конкуренции, энергоэффективности и экологии

МСП установили иммунитеты в сфере антимонопольного регулирования

13.07.16

В первой половине 2016 года принят ряд важных решений, направленных на повышение качества государственного регулирования деятельности малых и средних предприятий и совершенствование системы государственной поддержки.

В части определения долгосрочных приоритетов государственной политики

Впервые в сфере развития МСП утвержден документ стратегического планирования на долгосрочную перспективу – Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Основным ориентиром является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза - с 20 до 40%.

В части снижения издержек в связи с проведением проверок

В законодательство РФ об административных правонарушениях внесены изменения, предусматривающие применение к субъектам МСП административного наказания исключительно в виде предупреждения. Реализация соответствующих положений позволит сделать акцент на профилактике административных правонарушений.

Внесены изменения в законодательство о контрольно-надзорной деятельности:

  • введен институт предварительной проверки жалобы, иной информации о нарушении проверяемым обязательных требований, поступившей в орган контроля (надзора);
  • обеспечена возможность применения проверочных листов, содержащих систематизированные обязательные требования, при проведении проверок в отношении типовых объектов, деятельность на которых осуществляется субъектами малого предпринимательства.

Для компаний, годовая выручка которых менее 400 млн. рублей, установлены иммунитеты в сфере антимонопольного регулирования. При этом предусмотрена обязательность согласования с органами прокуратуры проведения антимонопольными органами внеплановых проверок в отношении малых предприятий.

В части снижения издержек в связи с выполнением обязательных требований при ведении предпринимательской деятельности

В процедуры оценки регулирующего воздействия и оценки фактического воздействия внедрены механизмы анализа влияния последствий принятия НПА на деятельность МСП.

Упрощен порядок открытия счетов в кредитных организациях, в том числе при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя. С 1 сентября 2016 года предприниматели получат право открывать банковские счета на базе сведений о государственной регистрации и без личного присутствия.

Упрощено кадровое делопроизводство на микропредприятиях. Микропредприятия (с численностью занятых до 15 человек) освобождены от обязанности утверждать локальные акты по вопросам трудового права. Соответствующие положения будут урегулированы в трудовом договоре, заключаемым с работником на основе типовой формы договора, утверждаемой Правительством РФ. Данное решение снизит финансовую нагрузку в связи с выполнением требований трудового законодательства для 90 % субъектов малого предпринимательства.

Введены раздельные лицензионные требования для розничной продажи алкогольной продукции и при оказании услуг общественного питания, что позволит снизить издержки предпринимателей, осуществляющих соответствующую деятельность.

В части снижения фискальной нагрузки на малые предприятия

Расширены возможности малых предприятий по применению специальных налоговых режимов:

  • увеличены пороговый размер дохода (до 120 млн. рублей), а также предельный размер стоимости основных средств (до 150 млн. рублей) для применения упрощенной системы налогообложения;
  • до 1 января 2021 года продлено действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, что создаст предсказуемые условия для деятельности свыше 2,1 млн. налогоплательщиков.

В части совершенствования государственной поддержки МСП

Внесены изменения в законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства:

  • предусмотрена возможность установления НПА собственника (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование) льготной ставки арендной платы при предоставлении государственного и муниципального имущества МСП с учетом профиля деятельности арендатора, что позволит органам государственной власти и местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника имущества, при заключении договора аренды (в том числе на новый срок), самостоятельно определять размер ставки арендной платы, отличный от рыночного уровня, определяемого отчетом об оценке;
  • определена система единых требований к деятельности региональных гарантийных организаций, что будет способствовать дальнейшему развитию Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства во главе с АО «Корпорация «МСП» и расширению гарантийной поддержки кредитования;
  • МФЦ, предоставляющие услуги МСП, включены в перечень организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.

Осуществлены организационные и нормативно-правовые мероприятия, связанные с формированием единого реестра субъектов МСП. Его запуск с 1 августа 2016 года обеспечит новый уровень доступности мер государственной поддержки. Одновременно из законодательства исключены избыточные требования, связанные с предоставлением документов, подтверждающих соответствие условиям отнесения компании к категории субъекта МСП. Таким образом, предпринимателям при обращении за мерами поддержки не придется доказывать свою принадлежность к малому или среднему бизнесу.

Сформирована комплексная система мониторинга за оказанием поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровнях. Первые результаты проведенного АО «Корпорация «МСП» мониторинга будут опубликованы в августе 2016 года (в составе отчета об исполнении ежегодной программы деятельности АО «Корпорация «МСП»).

В части развития предпринимательской деятельности в субъектах РФ

С 5 сентября 2015 г во всех регионах начал внедряться стандарт развития конкуренции. В марте 2016 г. субъектами РФ представлены первые отчетные сведения о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг. Внедрение стандарта развития конкуренции в регионах РФ направлено на обеспечение благоприятных условий для ведения бизнеса субъектами МСП.

В части расширения доступа к финансовым и информационно-консультационным ресурсам

Минэкономразвития России продолжило реализацию программы поддержки малого и среднего предпринимательства, в рамках которой средства федерального бюджета направляются в субъекты РФ для реализации мероприятий на региональном уровне. В 2016 году регионам выделены средства федерального бюджета в размере 11,1 млрд. рублей на предоставление субсидий, гарантий, микрозаймов, создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП (бизнес-инкубаторов, центров поддержки экспорта, центров компетенций в области инноваций и промышленного производства, объектов капитального строительства и др.). Конкурсной комиссией по отбору субъектов РФ для предоставления субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства принято решение о финансировании 578 региональных мероприятий за счет федерального бюджета. Ожидается, что в 2016 году в рамках программы поддержку смогут получить свыше 150 тыс. предпринимателей.

Изданы директивы Правительства РФ в адрес крупнейших банков с государственным участием для включения показателей, характеризующих динамику кредитования МСП, в систему оценки менеджмента.

Обеспечена реализация программы гарантийной поддержки. По состоянию на 8 июля 2016 г. АО «Корпорация «МСП» выдано свыше 5000 гарантий и поручительств на сумму 34,8 млрд. рублей, что позволило малым и средним компаниям привлечь кредиты на сумму 64,3 млрд. рублей.

Организовано предоставление услуг АО «Корпорация «МСП» на базе МФЦ. С 1 июня 2016 г. предприниматели могут воспользоваться услугами, связанными с подбором информации о недвижимом имуществе, финансовой поддержке или об участии в закупках крупнейших государственных компаний, в МФЦ 36 субъектов РФ.

К концу года планируется расширить перечень предоставляемых АО «Корпорация «МСП» услуг, а также организовать их предоставление в каждом втором действующем МФЦ.

В части стимулирования спроса на продукцию малых и средних компаний

АО «Корпорацией «МСП» совместно с Минэкономразвития России сформирована двухуровневая система контроля в части обеспечения доступа субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков. По состоянию на 1 июля 2016 г. средняя доля закупок у субъектов МСП составляет 26,12 % (у 35 конкретных заказчиков федерального уровня – 24,14 %, у 56 отдельных заказчиков федерального уровня – 26,06 %, у 135 региональных заказчиков – 28,17 %).

Определены направления дальнейшего развития электронной торговли – путем создания информационных систем, интегрированных с государственными информационными системами, а также с крупнейшими российскими и зарубежными торговыми площадками, в рамках которых экспортеры с использованием ресурсов инфраструктуры поддержки МСП будут получать по принципу «одного окна» весь комплекс услуг, обеспечивающих экспорт российских товаров.

Документы