Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Департамент недвижимости

Правительством России одобрен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки»

22.10.19

Правительством России 10 октября 2019 г. одобрен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки» и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 16 октября 2019 г. (регистрационный номер 814739-7). Документ разработан в Департаменте недвижимости Минэкономразвития России во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 марта 2018 г. № Пр-436 в части совершенствования порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях недопущения применения при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей величину его рыночной стоимости.

Потребность    во    внесении    ряда    изменений    в    Федеральный    закон «О государственной кадастровой  оценке»,  применяющийся  с  2017  года,  связана с необходимостью приведения его в соответствие с требованием получения объективной кадастровой стоимости и защиты интересов всех заинтересованных лиц (одновременно и правообладателей объектов недвижимости, и органов власти).

Так, опираясь на потребность субъектов Российской Федерации в получении максимально подробной информации, необходимой для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, законопроектом среди прочего предусмотрены механизмы взаимодействия региональных бюджетных учреждений, которые проводят в настоящее время кадастровую оценку с органами и организациями, располагающими необходимой для оценки информацией. К примеру, законопроект существенно расширяет состав и объем предоставляемых Росреестром регионам сведений об объектах недвижимости, о границах, о ценах сделок.

Зачастую ознакомление с результатами кадастровой оценки простыми гражданами оказывается практически невозможным в виду того, что отчеты o кадастровой оценке содержат информацию о всех объектах недвижимости, в том числе, например, производственных, торговых, офисных.

Законопроектом предлагается составлять отдельные отчеты для т.н. бытовой недвижимости (квартир, комнат, жилых домов, садовых, огородных участков, участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства и прочих).

Кроме того, если бюджетным учреждением принимается решение об учете замечания к проекту отчета и пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанного в таком замечании, бюджетное учреждение обязано проверить соседние, смежные, однотипные объекты недвижимости, в отношении которых может быть проведен аналогичный пересчет кадастровой стоимости (например, квартиры в одном многоквартирном доме, земельные участки в границах одного объединения). При выявлении соответствующей необходимости кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается.

Действующая  редакция  Закона  о  кадастровой  оценке,  как  и   ранее   Закон «Об оценочной деятельности», позволяет после публичного размещения проектов отчетных документов составить итоговый отчет в каком угодно виде, в том числе содержащих кадастровые стоимости, с которыми правообладатели не смогут согласиться.

Законопроектом предусмотрено, что по завершению публичного рассмотрения  проектов   отчетов   в   итоговый   отчет   не   вносятся   изменения   по сравнению с последней проектной редакцией.

Меняется также процедура публикации. Вместо фактически установленных  5 дней для рассмотрения очередной версии проекта отчета действующей редакцией Закона о кадастровой оценке, в течении которых правообладатель может подать к ней свои замечания, Законопроект предусматривает, что такой срок должен составлять 15 дней, а для 1 версии проекта отчета – 30 дней.

Законом о кадастровой оценке сделан существенный акцент на исправлении ошибок в кадастровой стоимости без необходимости несения дополнительных расходов на проведение альтернативных оценок со стороны правообладателей.

Однако,  возможность   использования   таких   механизмов   к   применяющимся   до  настоящего  времени  результатам  ранее   проведенных   кадастровых   оценок не предусмотрена.

Законопроект устраняет этот недостаток.

Кроме того, законопроектом предусматривается, что если исправление ошибки привело к уменьшению стоимости, то новая стоимость применяется ретроспективно – взамен старой, фактически вводится принцип «любое исправление в пользу правообладателя».

Законопроектом изменяется механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости – переход от формального рассмотрения соответствующих заявлений  в комиссиях  по  рассмотрению споров  о результатах определения кадастровой стоимости, фактически не несущих ответственность за принимаемые ими решения, к их содержательному рассмотрению в бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, что позволит с одной стороны быстро урегулировать соответствующие обращения, а также обеспечить справедливый баланс интересов между правообладателями и субъектами Российской Федерации.

Также законопроектом предполагается определить персональную ответственность руководителей государственных бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости, за качество принимаемых государственными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации решений по заявлениям заинтересованных лиц об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Важным  моментом  также  является  установление  единого  цикла  оценки   и единой даты оценки– раз в четыре года (для городов федерального значения – раз в два года по их решению) начиная с 2022 года. Это очень удобно для правообладателей недвижимости, особенно при наличии у них объектов недвижимости в нескольких субъектах Российской Федерации.

Документы