Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Департамент оценки регулирующего воздействия

Минэкономразвития не поддержало законопроект о сносе построек с приаэродромной территории

15.07.16

Министерство экономического развития РФ опубликовало отрицательное заключение ОРВ на проект федерального закона «О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», которым предлагается наделить уполномоченный орган исполнительной власти правом направлять органам местного самоуправления предписания о сносе построек, если они нарушают безопасность полетов воздушных судов и негативно воздействуют на оборудование аэродромов и здоровье граждан.

Принятие данного акта может привести к сносу в том числе жилых зданий, разрешение на постройку которых было выдано ранее, причем вопрос компенсаций гражданам и юридическим лицам в существующей редакции остается нерешенным.

Документ обязывает органы местного самоуправления принять решение (по представлению Росавиации) о сносе самовольной постройки в течение семи дней после получения представления уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. Срок сноса, с учетом характера постройки, не должен превышать полугода.

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования, которая должна отображаться на схеме территориального планирования соответствующего субъекта РФ, и на пределах которой любая хозяйственная деятельность должна производиться с соблюдением особых требований и по согласованию с собственником аэродрома. Однако этот разрешительный механизм не нашел своего дальнейшего развития и регламентации в законодательстве, а действующее регулирование содержит противоречия, ставшие ключевым фактором возникших проблем правоприменения.

Фактически, в гражданский оборот вводятся два субъекта принятия решения о самовольной постройке: орган местного самоуправления и федеральный орган исполнительной власти. Кроме того, остается открытым вопрос карт территориального планирования, внесения изменений в них и функционирование уже возведенных построек, если в дальнейшем зона будет зарегистрирована в кадастре как приаэродромная (в настоящий момент эти зоны определены лишь частично). Остается также открытым вопрос полномочий Росавиации. Ведь именно в ее обязанности входит определение приаэродромных зон, включение сведений в кадастровую карту и обеспечение общего доступа к этой информации (однако указанное на практике не реализовано).

По словам директора Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Вадима Живулина, с принятием проекта акта в существующей редакции, могут возникнуть ситуации массовой выдачи предписаний о сносе зданий. Как административных, так и жилых. «Например, только на приаэродромной территории аэропорта «Домодедово» потенциальному сносу могут подлежать более 20 населенных пунктов (Востряково, Белые столбы, Барыбино и др.), - отметил он. - Аэропорт в Иркутске и вовсе располагается в черте города. Аналогичная ситуация в Екатеринбурге. Принятие проекта может привести к тотальной потере жилья гражданами, банкротству организаций и непомерной нагрузке на бюджеты всех уровней при выплате компенсаций за снос зданий». Минэкономразвития России не может поддержать предлагаемое регулирование. «Мы считаем, что здесь необходима всесторонняя проработка вопросов определения зоны приаэродромной территории с учетом уже сложившейся застройки», - заявил директор Департамента.

Документы