Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Департамент оценки регулирующего воздействия

Минэкономразвития против изменений в технический регламент на масложировую продукцию

30.05.16

Министерство экономического развития РФ опубликовало отрицательное заключение ОРВ на проект Решения Совета Евразийской экономической комиссии о внесении изменений в технический регламент Таможенного союза на масложировую продукцию. Проектом акта предполагается установить требования к перевозке растительного масла и установить численное значение критерия рафинации на уровне 0,9 мэкв/кг.

Ранее на площадке Минэкономразвития проходило открытое обсуждение данного проекта со всеми заинтересованными участниками, включая разработчиков документа, отраслевых экспертов, адресатов регулирования как в лице производителей, так и транспортировщиков масла. Участники совещания представили две позиции: как в пользу предлагаемых изменений, так и против них. В результате комплексной оценки документа, с учетом мнений специалистов, поступивших в ходе проведения публичных консультаций, Минэкономразвития сделан следующий вывод: за исключением положения о дополнении регламента перечнями веществ, после перевозки которых в транспортных средствах запрещается перевозить растительное масло, другие проектируемые изменения к регламенту недостаточно обоснованы и устанавливают избыточные требования.

Так, предлагаемая редакция 10 статьи регламента, о дезодорации масел после их транспортирования в жидком нерасфасованном виде, содержит риск требования обязательной неоднократной рафинации всех видов растительного масла, что может привести к утрате вкусовых и иных пищевых свойств.

В 15 статье регламента разработчик предлагает установить обязательное требование к автомобильным и железнодорожным цистернам и контейнерам в части выполнения их внутренней поверхности из нержавеющей или низкоуглеродистой стали.

В настоящий момент на долю таких цистерн приходится только 7%, изначально используемых для перевозки продукции с более агрессивной средой (соков и виноматериалов).

В существующей практике отечественной транспортировки масел используются цистерны из низколегированных сталей с возможностью последующего нанесения на внутреннюю поверхность защитных гигиенических покрытий. В этом процессе задействовано 100 предприятий и 3100 железнодорожных вагонов-цистерн. Все вагоны подлежат логистическому контролю, направленному на то, чтобы не допустить перевозку масел в цистернах, где ранее перевозились непищевые грузы. С учетом того, что российские масла уже много лет успешно конкурируют с европейскими продуктами, международные требования по качеству и безопасности соблюдаются. Разработчиком нового регулирования не было представлено подтвержденной информации о случаях нарушения требований перевозки растительных масел, а следовательно, не совсем ясно, для чего нужно такое глобальное переоснащение транспортной системы.

«Замена существующего парка цистерн только в Российской Федерации потребует инвестирования в размере до 18 млрд. рублей и сроков от 3 до 6 лет. Информации об объемах перевозок  других стран – членов Евразийского экономического союза разработчик не предоставил», - комментирует заключение директор Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Вадим Живулин.

Другое требование, относящееся к установлению допустимого уровня перекисного числа, по мнению Минэкономразвития, также является избыточным. Необходимость его снижения с 10,0 мэкв/кг (установленной международной нормы) до 0,9 мэкв/кг не носит научного обоснования. Кроме того, по мнению экспертов, принявших участие в публичном обсуждении проекта акта,  перекисное число не является основным  показателем окислительной порчи жиров, в отличие от анизидивного числа, показывающего вторичные продукты окисления (альдегиды, кетоны, оксикислоты и др., которые представляют опасность для человеческого организма).

Документы