Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Департамент торговых переговоров

Минэкономразвития меняет подходы к заключению соглашений по вопросам поощрения и защиты капиталовложений

05.08.16

Минэкономразвития России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств, их объединений или международными организациями или иными образованиями, обладающими правом заключать международные договоры, по вопросам поощрения и взаимной защиты капиталовложений». Проект постановления направлен на изменение российских подходов к заключению соглашений по вопросам поощрения и защиты капиталовложений.

Начиная с 1989 года Российской Федерацией заключено 81 соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, из которых 64 вступили в силу. Сейчас переговоры по соглашениям проводятся на основании типового соглашения, одобренного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 года № 456.

Международное инвестиционное право, арбитражная практика, как и законодательство России и государств-партнеров активно развивались в течение последних 15 лет. Действующее типовое соглашение не учитывает новых механизмов привлечения и защиты инвестиций. Кроме того, «типовой» подход не позволяет учитывать особенности рынка каждого отдельного государства-партнера и потребности российских инвесторов на таких рынках.

Для адаптации российской практики заключения Соглашений к современным условиям, создания привлекательных и предсказуемых условий для иностранных инвесторов в России, а также повышения защиты интересов российских инвесторов за рубежом Минэкономразвития России была проведена работа по модернизации подходов России к заключению Соглашений, в результате которой был разработан проект постановления.

С точки зрения процедуры заключения соглашений главным отличием от действующего порядка станет проведение переговоров с партнерами на основании директив, которые могут быть адаптированы Правительством РФ на переговоры с каждым отдельным партнером. Это позволит  решать конкретные проблемы, с которыми сталкиваются российские инвесторы на отдельных рынках, так и учитывать потенциал партнеров по инвестированию в экономику нашей страны. При этом базовый набор директив будет официально опубликован как составная часть постановления Правительства РФ. Тем самым, российские инвесторы получают возможность направить в Минэкономразвития России предложения о тех дополнительных элементах, которые хотели бы видеть в будущем соглашении, исходя из своих индивидуальных интересов на конкретном рынке или проблем, с которыми они сталкиваются.

Кроме того, в соответствии с проектом постановления, переговоры будут проводиться на основании плана, утверждаемого Минэкономразвития России, что позволит российским инвесторам также направить предложения по включению интересующих их рынков в план переговорной работы.

Проект директив предполагает новый подход по формированию обязательств сторон по условиям доступа инвесторов на рынок и режиму, предоставляемому инвесторам и их капиталовложениям. Действующее типовое соглашение содержит общее положение, предусматривающее право государства, принимающего капиталовложения, применять любые изъятия в отношении иностранных капиталовложений. Это означает, что соглашение, по сути, не дает ответа на вопрос, какие именно ограничения будут применяться к инвестору, действующему или  планирующему выйти на рынок. Проектом постановления предусматривается возможность согласования в ходе переговоров перечня изъятий из национального режима. Тем самым, обеспечивается транспарентность и предсказуемость режима, предоставляемого как российским инвесторам на внешних рынках, так и иностранным инвесторам, которые вкладывают средства в российскую экономику.

Новые соглашения будут также предусматривать дополнительные обязательства государств, принимающих капиталовложений, такие как предоставление инвесторам компенсации в случае причинения ущерба его капиталовложениям, свободы перевода платежей, предоставление национального режима в отношении доступа в административные и судебные органы. Государства, принимающие капиталовложения, должны будут заранее опубликовывать свои нормативные правовые акты, которые могут затрагивать интересы инвесторов. Тем самым, изменения в законодательстве не будут становиться для инвесторов неприятной неожиданностью. Некоторые из этих «защитных» элементов (к примеру, вопросы экспроприации) были предусмотрены и действующим типовым соглашением, однако проект постановления уточняет и улучшает соответствующие положения для повышения защиты инвесторов.

Ряд дополнительных обязательств, напрямую не затрагивающих права инвесторов, тем не менее, направлен на выравнивание условий конкуренции на международных рынках. Так новыми директивами запрещается использовать послабления в требованиях, связанных с защитой труда и окружающей среды, борьбой с коррупцией, отмыванием денежных средств, международным терроризмом в качестве инструментом привлечения иностранных капиталовложений.

Учитывая дополнительные преференции, которые будут предусмотрены новыми соглашениями, было естественным уточнить и перечень лиц, которые имеют право на их получение. Соглашения исторически направлены на регулирование отношений, связанных только с интересами иностранных инвесторов тех государств, с которыми заключено соответствующее соглашение. Такой подход был сохранен и в проекте постановления. Однако международная, в том числе арбитражная, практика показывает, что случаи попыток обхода критерия «национальности» инвестора нередки. Уточнения, которые вносятся проектом постановления, в круг лиц, которые могут претендовать на статус инвестора, отсекают лиц третьих государств, которые в соглашении не участвуют. При этом к таким лицам будут относиться и юридические лица, которые формально созданы в какой-либо стороне соглашения, но не осуществляют на ее территории никакой существенной деятельности и контролируются лицами третьих государств.

Как и в типовом соглашении 2001 года, предусмотрена возможность передачи такого спора на рассмотрение государственного суда или арбитражного органа. Арбитражный орган может быть и постоянно действующий арбитражный институт (причем какой именно, будет согласовываться в ходе каждых переговоров), и арбитраж ad hoc, созданный специально для рассмотрения данного спора. Директивами уточняется ряд процедурных аспектов международных арбитражных разбирательств, которые ранее «оставлялись» на договоренность сторон спора уже в ходе разбирательства. Как показывает практика, в ходе спора достигнуть договоренность сторонам бывает сложно по разным причинам, поэтому важные аспекты процесса решались самими арбитражами по собственному усмотрению. Это не позволяло обеспечить предсказуемость процесса – нередко одни и те же вопросы решались разными арбитражами по-разному, иногда диаметрально противоположным образом. Фиксирование же соответствующих положений в соглашении позволят и инвесторам, и государствам заранее знать правила, по которым будет идти разбирательство. При этом сами положения о разрешении спора в качестве приоритетного способа урегулирования проблем устанавливают механизм консультаций между сторонами спора. Именно на повышение шансов достижения такого мирного урегулирования направлены уточнения процедуры консультаций, к примеру, связанные с содержанием уведомлений о консультациях, которые должны включать предложения инвестора по мирному разрешению споров, возможность использования процедур примирения, посредничества и иных схожих механизмов.

Предложения и комментарии по тексту проекта постановления могут быть направлены в Департамент торговых переговоров Минэкономразвития России: ippa2016@economy.gov.ru.

Документы