Департамент контрольно-надзорной и разрешительной деятельности

Минэкономразвития подвело итоги исследования деловой и бытовой коррупции в России

24.10.14

Минэкономразвития России на протяжении 2010 – 2013 годов во исполнение различных поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в целях реализации положений Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальных планов противодействия коррупции на соответствующие периоды на регулярной основе осуществлялась организация социологических исследований, которые позволили бы оценить уровень коррупции в Российской Федерации.

В рамках реализации Национального плана противодействия коррупции на 2012 – 2013 годы Минэкономразвития России в I квартале 2013 г. было организовано проведение социологического исследования среди всех социальных слоев населения, посвященного проблематике «бытовой» коррупции – уровне и структуре коррупции при взаимодействии граждан с органами публичной власти при оказании органами публичной власти государственных и муниципальных услуг.

Также во исполнение решения президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол заседания от 5 июня 2013 г. № 38) Минэкономразвития России во втором полугодии 2013 г. было организовано проведение социологического исследования, посвященного проблематике «деловой» коррупции – уровню и структуре коррупции при взаимодействии представителей бизнеса и государства.

В целях надлежащей организации данной работы к проведению исследований посредством заключения государственных контрактов по результатам соответствующих конкурсных процедур был привлечен Общероссийский общественный фонд «Общественное мнение».

В ходе исследований основное внимание было сфокусировано на анализе динамики изменения показателей, характеризующих состояние «бытовой» и «деловой» коррупции в России, в соотношении с данными ранее проводившихся Общероссийским общественным фондом «Общественное мнение» исследований по аналогичным вопросам, организованных Минэкономразвития России в 2010 и 2011 годах соответственно.

Для обеспечения возможности анализа динамики показателей исследований параметры выборки массового опроса и технология сбора данных воспроизводят схемы, апробированные в рамках предыдущих исследований по рассматриваемой тематике.

В ходе социологического исследования «бытовой» коррупции опрос населения проводился в 70 субъектах Российской Федерации, представляющих все федеральные округа. Всего опрошено 17 500 респондентов, по 250 респондентов в каждом из этих регионов. В опросе участвовали граждане Российской Федерации в возрасте от 18 лет и старше. В выборку вошли 1108 населенных пунктов, в том числе 471 город, 125 поселков городского типа и 512 сел.

В рамках социологического исследования «деловой» коррупции проводился опрос индивидуальных предпринимателей и руководителей коммерческих организаций в 77 субъектах Российской Федерации (опрошено 2026 руководителей предприятий и индивидуальных предпринимателей), при этом также проведен опрос населения в 74 субъектах Российской Федерации (в выборку вошли 2198 населенных пунктов, общий объем выборки составил 54 400 респондентов) и 81 углубленное интервью с представителями объединений предпринимателей, органов государственной власти, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность, правоохранительных органов, а также экспертами в сфере противодействия коррупции.

По итогам данных исследований сформированы как отдельные показатели уровня «бытовой» и «деловой» коррупции, так и обобщенные индексы уровня «бытовой» и «деловой» коррупции, а также проиллюстрирована динамика изменения этих показателей.

Для суммарных результатов проведенных исследований статистическая погрешность не превышает 1,2%. Исследование «бытовой» коррупции показывает, что за время, прошедшее после предыдущего исследования, вероятность попадания гражданина в коррупционную ситуацию при обращении в органы государственной власти и органы местного самоуправления снизилась с 29 до 24%. Одновременно заметно сократилась и доля россиян, считающих, что гражданам приходится часто сталкиваться с коррупцией в одной или нескольких сферах взаимодействия граждан с органами публичной власти.

Реальную динамику затрат на неформальные платежи иллюстрируют изменения показателей нормированного среднего размера неформального платежа (средний размер неформального платежа, отнесенный к величине среднемесячного подушевого дохода) и нормированный объем рынка «бытовой» коррупции (объем рынка «бытовой» коррупции, отнесенный к величине ВВП). Данные показатели изменились незначительно: нормированный средний размер неформального платежа увеличился с 28,7% до 29,6%,а нормированный объем рынка «бытовой» коррупции сократился с 0,42% до 0,41% ВВП.

Проведенный Общероссийским общественным фондом «Общественное мнение» анализ ситуации по различным сферам взаимодействия граждан с органами публичной власти показал, что в сферах, в которых по данным предыдущего исследования зафиксирован высокий уровень «бытовой» коррупции, показатели уровня коррупции меняются незначительно или увеличиваются, при этом в сферах, где был зафиксирован низкий уровень «бытовой» коррупции данные показатели ощутимо сокращаются.

По мнению граждан, наивысшего уровня «бытовая» коррупция по-прежнему достигает в областях деятельности ГИБДД, высшего профессионального образования, школьного и дошкольного образования. Увеличился уровень оценки гражданами масштабов «бытовой» коррупции в сфере призыва на военную службу. При этом в таких областях, как регистрация сделок с недвижимостью, оформление пенсий и иных социальных выплат, а также деятельность полиции (за исключением деятельности ГИБДД) эти оценки заметно снизились.

Также в ходе исследования выработан динамический индекс противодействия «бытовой» коррупции, агрегирующий значения индикатора уровня «бытовой» коррупции – риска коррупции, актуального коррупционного опыта, нормированного объема рынка коррупции, учитывая динамику изменений этих значений. Уровень «бытовой» коррупции в России в 2013 г. составил, согласно динамическому индексу, 93% от уровня 2010 года.

Что касается исследования «деловой» коррупции, то оно показало, что значение показателя вовлеченности в коррупционные отношения (доля предприятий, хотя бы изредка сталкивающихся с коррупцией, от общего числа предприятий в Российской Федерации) за время, прошедшее после предыдущего исследования снизилось с 63% до 53%.

Одновременно снизилось значение доли годового объема продаж предприятия на неформальные платежи, которое в 2013 году составило 3,1% по сравнению с 4,4% в 2011 году. Также отмечается падение доли неформальных платежей к ВВП страны – с 5,9% до 3,1%.

В ходе исследования также установлено, что наибольший вклад в объем рынка «деловой» коррупции, согласно результатам опроса предпринимателей, по-прежнему принадлежит малому бизнесу.

По мнению руководителей предприятий, в 2013 году как и в 2011 году коррупционные ситуации наблюдаются особенно часто в судебных органах, при этом и уровень неформальных платежей в них – самый высокий. Одновременно ситуация ухудшилась в прокуратуре и органах, занимающихся предоставлением земельных участков, где при относительно невысокой вероятности возникновения коррупционной ситуации значительно увеличился средний уровень неформальных платежей.

В органах МЧС и органах внутренних дел наблюдается положительная динамика, главным образом обусловленная снижением среднего уровня неформальных платежей, хотя вероятность возникновения коррупционной ситуации в данных органах остается высокой. Одновременно улучшение ситуации отмечается в органах по охране природных ресурсов и охране труда.

Относительно благополучная ситуация, по мнению респондентов, по-прежнему складывается в органах Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Росреестра, а также в региональных и муниципальных органах по строительству и архитектуре.

Следует отметить, что согласно динамическому индексу противодействия «деловой» коррупции, который агрегирует значения трех показателей исследования данного вида коррупции – вовлеченности в коррупционные отношения, доли годового объема продаж предприятия на неформальные платежи, доли негативных оценок антикоррупционных мер, а также учитывает динамику изменения значений указанных показателей, уровень «деловой» коррупции в России в 2013 г. составил 91% от уровня 2011 года.

При этом следует отметить, что похожие исследования проводятся не только в Российской Федерации, но и также в странах Европейского союза.

Так, в странах Европейского союза опубликован доклад об исследовании коррупции в странах Европейского союза, основанный на результатах проведенных Евробарометром в 2013 году опросов населения государств-членов Европейского союза.

Несмотря на разные технологию и подход к проведению таких исследований в Российской Федерации и в странах Европейского союза, представляется возможным сделать вывод о том, что коррупция все еще остается большой проблемой не только в нашей стране, но и в государствах-членах Европейского Союза.

Так, отмечается, что наиболее высокая степень коррумпированности в странах Европейского союза принадлежит полиции (36%), суду (23%) и сфере образования (11%), а среди секторов, наиболее подверженных к риску коррупции, можно выделить «градостроение и строительство» – это секторы, в которых подверженность коррупции обычно высока по всему Европейскому союзу, и «здравоохранение» – это сектор, который вносит основной вклад в так называемую «мелкую» коррупцию.

Таким образом, следует отметить, что несмотря на то, что проведенная за последнее время интенсивная работа по противодействию коррупции уже дала определенные положительные результаты, по итогам исследований в нашей стране возможно сделать вывод, что такую работу необходимо продолжать и в дальнейшем, поскольку коррупция по прежнему является существенной проблемой для российского общества.

Следует отметить, что государством уделяется большое внимание вопросам противодействия коррупции. В настоящее время все российские федеральные органы исполнительной власти вовлечены в работу по реализации основных внутригосударственных программных документов в сфере противодействия коррупции: Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы, в соответствии с которыми приняты и реализуются ведомственные планы противодействия коррупции.

В результате этой работы жестко регламентируются процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрены механизмы их предоставления в электронном виде в целях снижения интенсивности взаимодействия граждан с представителями власти и, как следствие, распространенности коррупционных практик.

Большое внимание уделяется вопросам усиления контроля за деятельностью чиновников, в том числе посредством установления новых ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной службы. В частности, в российском законодательстве установлена обязанность чиновников отчитываться не только о полученных за год доходах, но и расходах, для установления их взаимного соответствия.

Вместе с тем успешность проводимой государством работы по противодействию коррупции напрямую зависит от наличия актуальных и объективных сведений о состоянии дел в данной сфере в целях определения эффективности принимаемых мер. В связи с этим Минэкономразвития России планирует продолжить организацию проведения таких исследований.

Документы