Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Департамент контрольно-надзорной и разрешительной деятельности

Оценка риска лежит в основе реформирования контрольно-надзорной деятельности органов власти

18.03.16

Эту задачу сотрудники Минэкономразвития России выделили как ключевую в ходе экспертного семинара «Обмен лучшими практиками внедрения риск-ориентированного подхода и оценки эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности», состоявшегося в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Мероприятие организовано в соответствии с решениями Подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

«Необходимо понять, могут ли быть универсальные правила внедрения риск-ориентированного подхода для различных организаций контрольно-надзорной деятельности, нужны ли универсальные процедуры, необходима ли жесткая фиксация группы рисков или надо исходить из специфичности для каждого вида надзора», - сказал, открывая мероприятие, директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Алексей Херсонцев. С данными проблемами Министерство столкнулось при реализации положений статьи 8.1 294-ФЗ, фиксирующей понятие риск-ориентированного подхода. «Мы склоняемся к тому, что в каждое отдельное положение должны быть внесены соответствующие изменения для тех видов надзоров, которые внедряют риск-ориентированные подходы», - пояснил Херсонцев.

Первые виды государственного контроля (надзора), реализуемые с применением данного подхода, а также правила и критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к конкретным категориям риска, классам опасности должны быть определены Правительством РФ в ближайшие месяцы. В пилотном проекте управления рисками контрольно-надзорной деятельности планируется участие МЧС России, Роспотребнадзора и ФМБА России, Роскомнадзора, Роструда.

Представители федеральных ведомств представили основные результаты внедрения риск-ориентированного подхода в этих структурах. О подготовке к переходу сообщил и представитель правительства Ульяновской области. Участники семинара обсудили различные модели, так как у каждого надзора своя квалификация уровней риска, критерии и методики.

Эксперты убеждены, что должна измениться мотивация контрольно-надзорных органов. В Минэкономразвития России считают, что для этого необходимо уходить от контроля, направленного на поиск нарушений, и разработать показатели результативности и эффективности КНД, ориентированные на достижение общественно значимых результатов контроля, которые, в свою очередь, должны выражаться в минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Министерством запланирован пилотный проект совместно с МЧС России, Росздравнадзором и ФМБА России, в рамках которого будут определены новые показатели результативности и эффективности, реализован комплекс мероприятий по внедрению системы оценки.

Основной целью проведения пилотного проекта и является определение таких показателей в рамках предложенной базовой модели определения показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Позиция Министерства заключается в том, что, наряду с разработкой и закреплением ключевых показателей системы оценки, необходимо разработать методический инструментарий расчета экономических показателей, определить источники поступления достоверных данных и систематизировать механизм их сбора.

Эксперты также обсудили вопросы построения системы мотивации руководителей и инспекторов, использования системы оценки для управления и финансирования деятельности территориальных органов. В ходе мероприятия была представлена и практика управления рисками в корпоративном секторе, актуальные тренды корпоративного риск-менеджмента в России.

Документы