Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Департамент контрольно-надзорной и разрешительной деятельности

Закон о СРО должен стать базовым законом о саморегулировании в России

29.03.16

Министерство экономического развития РФ подготовило законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты. Документ призван существенно повысить эффективность института саморегулирования в России. О текущем состоянии развития системы и предлагаемых нововведениях рассказал директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Алексей Херсонцев на пленарном заседании VI Всероссийского форума «Саморегулирование в России: перезагрузка».

Алексей Херсонцев представил основные положения законопроекта, разработанного на основании положений Концепции совершенствования саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства 30 декабря 2015 года. Ее принятие стало итогом реализации первого этапа выполнения поручения Президента, который поставил задачу по формированию единой эффективной общегосударственной модели саморегулирования.

Представитель Минэкономразвития России отметил, что на конец 2015 года в России было зарегистрировано 1154 СРО. Из них 719 действовало в отраслях, в которых введено обязательное членство участников рынка в СРО. По словам Алексея Херсонцева, только на сферу строительства приходится около 500 организаций, в связи с чем успехи и неудачи в этой области зачастую воспринимаются как характеризующие институт СРО в целом. «В сферах, где членство СРО является добровольным (435 организаций), мы наблюдаем рост их числа в 2,9 раза в 2010-2015 годах», - сообщил он.

Алексей Херсонцев обратил внимание, что при разработке нового законопроекта Минэкономразвития столкнулось с рядом проблем, среди которых:

  • низкая степень универсальности 315-ФЗ,
  • слабое развитие стандартизации в системе СРО,
  • невысокая эффективность контроля СРО за соблюдением членами СРО установленных требований,
  • недостаточно эффективное обеспечение имущественной ответственности членов СРО,
  • низкая степень интеграции интересов субъектов саморегулирования и отраслевой стандартизации.

«Мы настаиваем на том, что закон о СРО должен стать базовым законом о саморегулировании в России, устанавливающим основополагающие принципы и исчерпывающие требования в данной сфере регулирования, рамки определения особенностей регулирования их деятельности и национальных объединений СРО другими нормативными правовыми актами», - подчеркнул представитель Минэкономразвития. Для этого в законопроекте предусмотрено ограничение отраслевых особенностей саморегулирования, которые могут быть установлены отраслевыми федеральными законами, исчерпывающий перечень сфер так называемого «обязательного» саморегулирования и закрепление принципов введения этого СРО в тех или иных областях.

Одной из центральных тем законопроекта стало повышение эффективности обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации.

По мнению Алексея Херсонцева, компенсационный фонд саморегулируемой организации является ее неотъемлемым атрибутом, определяющим коллективную ответственность субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности. Риск наступления солидарной коллективной ответственности стимулирует СРО обеспечивать реальное, а не формальное исполнение своих функций.

Директор Департамента отдельно остановился на вопросе национальных объединений саморегулируемых организаций (НОСО). По его словам, сегодня НОСО прочно вошли в систему саморегулирования, однако базовый закон не определяет рамки их деятельности. «В рамках законопроекта мы планируем исправить эту ситуацию, урегулировав основные вопросы создания и функционирования НОСО», - отметил он.

Алексей Херсонцев обратил внимание участников всероссийского форума, что необходимо дальнейшее обсуждение проблем развития добровольного саморегулирования, дублирования государственных функций, прежде всего, государственного надзора и функций, выполняемых СРО.

«Я говорю о механизме так называемого «признания» результатов деятельности СРО государством, - сообщил он. - Предлагаем закрепить в проекте возможность заключения соглашений между госорганами и СРО, в соответствии с которыми государство в лице органа власти признает способность данных организаций эффективно выполнять определенные функции (например, контроля за своими членами) и, в свою очередь, не осуществляет такие функции в отношении них».

В заседании также приняли участие Президент РСПП Александр Шохин, Вице-президент РСПП Виктор Плескачевский, представители Государственной Думы Федерального Собрания РФ Сергей Железняк, Елена Николаева, руководители национальных объединений СРО, эксперты.

В приветствии участникам Всероссийского форума Президент Владимир Путин отметил: «важно, чтобы деятельность саморегулируемых организаций стимулировала деловую активность, способствовала формированию благоприятной конкурентной среды, повышению ответственности бизнеса, отечественных производителей перед потребителями товаров и услуг». И подчеркнул, что «государство, граждане заинтересованы в том, чтобы эта работа была более эффективной, открытой и независимой».

Документы