Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Департамент контрольно-надзорной и разрешительной деятельности

Подготовленный Минэкономразвития закон о техосмотре транспортных средств подписан Президентом

14.06.19

6 июня 2019 г. Президентом Российской Федерации подписан разработанный Минэкономразвития России совместно с заинтересованными ведомствами Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Целью Федерального закона является противодействие практике оформления диагностических карт без реального проведения процедуры технического осмотра транспортных средств. Такая практика приводит к росту числа дорожно-транспортных происшествий, обусловленных технической неисправностью транспортных средств. По данным ГИБДД, количество ДТП в связи с технической неисправностью транспортных средств в 2018 году составило 6221 (9920 погибших и раненых), в 2017 году – 6455 (10795 погибших и раненых), в 2016 году – 5394 (9030 погибших и раненых).

В соответствии с действующим законодательством технический осмотр проводится с определенной периодичностью оператором технического осмотра, который должен соответствовать ряду требований и быть аккредитован Российским союзом автостраховщиков.

Непосредственно осмотр проводят технические эксперты – работники оператора.

По результатам технического осмотра оформляется диагностическая карта, в которой содержатся сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности. Впоследствии диагностическая карта необходима для заключения договора ОСАГО.

Вместе с тем достаточно распространенной стала практика приобретения «серых» диагностических карт без фактического проведения процедуры технического осмотра (по экспертным оценкам, от 30 до 80 % всех диагностических карт оформляется с нарушением законодательства).

В этой связи подготовленный закон предусматривает комплексное реформирование системы технического осмотра в Российской Федерации. Федеральный закон учитывает лучшие достижения и практики контрольно-надзорной и разрешительной деятельности.

Во-первых, вводится фотофиксация процедуры технического осмотра транспортного средства, что позволит достоверно установить факт проведения технического осмотра. Соответствующие сведения будут являться неотъемлемой частью диагностической карты и станут доступны в Единой автоматизированной системе технического осмотра (ЕАИСТО).

Во-вторых, наряду с оформлением в бумажном виде, Федеральным законом предусматривается оформление диагностической карты в виде электронного документа с подписанием квалифицированной электронной подписью технического эксперта, осуществлявшего процедуру технического диагностирования. При этом сведения диагностической карты в электронном виде будут иметь приоритет.

В-третьих, еще одной мерой, направленной против незаконного оформления диагностических карт, станет необходимость учета оператором установленной пропускной способности пункта технического осмотра. Предусмотрен гибкий порядок установления такой пропускной способности и, при этом, недопустимость значительного ее превышения оператором.

В-четвертых, в соответствии с поручением Президента вводится государственный контроль (надзор) за соблюдением операторами технического осмотра установленных требований к проведению технического осмотра. Государственный надзор будет отнесен к компетенции МВД России.

Также Федеральный закон корректирует процедуры аккредитации операторов технического осмотра, делает их четкими и прозрачными. Предусматривается процедура периодического подтверждения соответствия оператора технического осмотра требованиям аккредитации. Появляется обязанность выезда на место работы оператора. Сейчас обычно аккредитацию получают по документам.

Кроме того, вводятся требования к производственно-технической базе операторов технического осмотра, которые будут включать в себя не только требования к оборудованию (как сегодня), но и требования к помещениям, в которых проводится технический осмотр.

Также Федеральный закон предусматривает дополнительные формы контроля за операторами технического осмотра со стороны Российского союза автостраховщиков.

Внесение перечисленных изменений в законодательство Российской Федерации позволит обеспечить реальное прохождение процедуры технического осмотра собственниками транспортных средств.

Документы