Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 
   

Нормативное и методологическое обеспечение разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации

В рамках перехода на программно-целевой принцип проделана следующая работа.

С 2004 года, с началом работы над Стратегиями развития секторов экономики и ДРОНДами (доклады о результатах и основных направлениях деятельности федеральных органов исполнительной власти), направленными на повышение эффективности бюджетных расходов, Правительство Российской Федерации формировало систему стратегического управления экономикой, включая ее бюджетную сферу.

С 2010 года начался новый этап бюджетной реформы и реформы стратегического управления, включающий в себя переход к модернизации системы федеральных целевых программ и разработке государственных программ Российской Федерации, в разрезе которых формируется федеральный бюджет.

В 2010–2013 годах на федеральном уровне были сформулированы, закреплены в нормативных правовых актах и начали применяться на практике основные методологические подходы к формированию государственных программ Российской Федерации.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г. отмечалось, что в течение 2014–2015 годов на программный принцип должны перейти бюджеты всех уровней.

Программно-целевой принцип формирования бюджета также заложен в Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года № 2593-р. Согласно данному принципу государственные (муниципальные) программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.

Согласно принятому 28 июня 2014 года Федеральному закону № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации является основой для формирования и корректировки перечня государственных программ Российской Федерации.

В 2015 году были проведены институциональные преобразования в части программно - целевого управления, направленные на встраивание государственных программ Российской Федерации в

Так в новой редакции Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 (далее – Порядок) формирование перечня государственных программ Российской Федерации осуществляется, исходя из документов стратегического планирования и на основании положений федеральных законов, предусматривающих реализацию государственных программ Российской Федерации, а также во исполнение решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Также введена норма о включении в состав дополнительных и обосновывающих материалов государственных программ Российской Федерации информации в части анализа социальных, финансово-экономических рисков соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации, что позволит своевременно их учитывать и предусматривать меры по их управлению.

В целях комплексного отражения данных об участии в реализации государственной программы Российской Федерации введены нормы о необходимости отражения в составе дополнительных материалов данных о прогнозных расходах государственных корпораций, публичных акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов на реализацию государственной программы Российской Федерации.

В части развития информационного обеспечения процессов разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации реализован комплекс мероприятий по внесению изменений в Порядок, позволивший оптимизировать бюджетный процесс в части информационного взаимодействия Портала государственных программ и информационной системы «Электронный бюджет».

Кроме того, начиная с 1 января 2015 года Порядком введена норма о необходимости включения в состав утверждаемой части государственной программы Российской Федерации правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации, что позволит привлекать, используя бюджетные ресурсы, субъекты Российской Федерации для достижения целей и решения задач в сфере реализации государственных программ Российской Федерации.

Президент Российской Федерации в послании Федеральному Собранию указал на необходимость возвращения определяющей роли государственных программ Российской Федерации в рамках бюджетного планирования. При этом Президент Российской Федерации подчеркнул, что основной задачей в 2016 году в рамках бюджетного процесса должна быть приоритизация и оценка эффективности государственных расходов в разрезе государственных программ Российской Федерации.

К настоящему времени Минэкономразвития России совместно с федеральными органами исполнительной власти проделана большая работа по внедрению государственных программ Российской Федерации.

На сегодня сформирована необходимая нормативная и методологическая основа для разработки государственных программ Российской Федерации:

  • В Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены поправки, обеспечивающие создание законодательной базы для формирования и исполнения бюджетов всех уровней на основе государственных и муниципальных программ.
  • Утвержден перечень государственных программ Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950 р);
  • Правительством принят Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ (постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588);
  • Минэкономразвития России утверждены Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (приказ Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. № 690).

В соответствии с перечнем государственных программ Российской Федерации в настоящее время разрабатываются или реализуются 44 государственные программы Российской Федерации: 40 утверждены Правительством Российской Федерации и 4 находятся в стадии разработки («Развитие пенсионной системы на 2017–2025 годы», «Обеспечение обороноспособности страны», «Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа на период до 2020 года», «Реализация государственной национальной политики»).

Реализация государственных программ Российской Федерации осуществляется в соответствии с планами их реализации.

Минэкономразвития России ежеквартально, до 1 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет в Правительство Российской Федерации ежеквартальный мониторинг о выполнении контрольных событий государственных программ Российской Федерации, указанных в планах их реализации.

Ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным, Минэкономразвития России разрабатывает и направляет в Правительственную комиссию по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации, сформированный на основе годовых отчетов ответственных исполнителей и предварительной информации о кассовом исполнении федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) за отчетный год, и до 12 мая года, следующего за отчетным, разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации сформированный на основе уточненных годовых отчетов ответственных исполнителей и окончательной информации о кассовом исполнении федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) за отчетный год.

В целях повышения оперативности работы федеральных органов исполнительной власти и открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, реализуемой в рамках государственных программ Российской Федерации, автоматизирован процесс подготовки, рассмотрения и оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации.

Вся информация о разработке и реализации государственных программ Российской Федерации размещена на Портале государственных программ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.programs.gov.ru).

Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время во исполнение поручения Правительства Российской Федерации (от 12 апреля 2016 г. № ДМ-П13-25пр) Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти завершена работа по формированию перечня государственных программ для апробации предложений по совершенствованию механизма взаимодействия ответственных исполнителей, соисполнителей и участников государственных программ, а также главных распорядителей средств федерального бюджета. Указанный перечень одобрен на заседании Правительства Российской Федерации.

В связи с этим в настоящее время Минфином России в тесном взаимодействии с Минэкономразвития России проводится соответствующая работа по внесению изменений в действующий график подготовки и рассмотрения в 2016 году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов внебюджетных фондов Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (от 26 февраля 2016 г.№ ИШ-П13-1044).

 
Ответственные департаменты
    
Москва, 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
+7 495 650-84-17
+7 495 650-85-33
Найдено документов: 22.
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1