Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 
   

Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг

Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна»

Основной идеей создания системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.

В настоящее время МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления госуслуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе требования к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, к количеству окон обслуживания, режиму работы, к площади, зонированию, к расположению МФЦ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» определены вопросы взаимодействия МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, заключения соглашений о взаимодействии, а также утверждены перечни услуг, предоставление которых организуется в МФЦ. Утвержденные перечни включают в себя наиболее массовые и востребованные населением услуги, предоставление которых организуется во всех МФЦ страны.

Основными функциями МФЦ являются:

  • прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
  • представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  • представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
  • информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
  • взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;
  • выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.

По состоянию на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2 684 центра  и 10130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94%.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2013 года Минэкономразвитием России выполнены работы по созданию единого бренда для системы МФЦ в Российской Федерации. В рамках проекта разработан единый для всех регионов страны бренд МФЦ, ставший отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей.

Идея общего бренда системы МФЦ заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни. Первый паспорт, свадьба, рождение ребенка, свое дело или новый дом — в этих ситуациях людям важно получить нужные им документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению своей текущей жизненной ситуации. Система МФЦ стремится быть надежным спутником человека на протяжении всей жизни, быть рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным.

Этой логике соответствует и текущее совершенствование нормативной-правовой базы, определяющее новую организацию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Скоро гражданину в рамках его жизненной ситуации не нужно будет обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ. Для этого в нормативные-правовые акты внесены правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках девяти основных жизненных ситуаций: рождение ребенкасмена фамилиивыход на пенсиюиндивидуальное жилищное строительство и земельно-имущественные отношенияутрата документовоткрытие своего дела (малое предпринимательство)смена места жительстваутрата близкого человекаприобретение жилья

Ключевыми ценностями единого бренда МФЦ определены: внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис и комфорт, близкое расположение центров и офисов, а также доступность государственных услуг и инфраструктуры МФЦ каждому россиянину.

Новое имя бренда МФЦ – «Мои Документы». Под этим именем с 2014 года начали открываться новые центры и офисы, а после прохождения стадии ребрендинга и действующие отделения МФЦ по всей стране. Коммуникационная кампания, сопровождающая ребрендинг, проходит под слоганом «На все случаи жизни».

 
Ответственные департаменты
    
Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1
+7 495 650-87-00 доб. 0903



  Информационные материалы Документы  
22.04.2017 г. Максим Орешкин: Оценку МФЦ должны давать люди, а не чиновники
13.04.2017 г. Конкурс «Лучший многофункциональный центр России» 2016 года подвел итоги
11.04.2017 г. Савва Шипов: Функциональность МФЦ расширится за счет возможности оплаты налогов
27.03.2017 г. Правительство РФ уточнило порядок выдачи водительских удостоверений в МФЦ
17.02.2017 г. Лучшие МФЦ – в Воронежской области
06.02.2017 г. Максим Орешкин: Развитие сети МФЦ выводит госуслуги на новый уровень
11.01.2017 г. С 1 февраля 2017 года в МФЦ можно будет получить общегражданские паспорта, автомобильные права и загранпаспорта старого образца
04.12.2016 г. Савва Шипов: Новая инфраструктура предоставления госуслуг полностью сформирована
04.12.2016 г. Савва Шипов наградил лауреатов конкурса «Лучший многофункциональный центр России» 2015
01.12.2016 г. Савва Шипов: Востребованность и популярность МФЦ растет с каждым днем
Найдено документов: не менее 71.
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1