Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 
   

Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг

Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна»

Основной идеей создания системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.

В настоящее время МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления госуслуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе требования к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, к количеству окон обслуживания, режиму работы, к площади, зонированию, к расположению МФЦ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» определены вопросы взаимодействия МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, заключения соглашений о взаимодействии, а также утверждены перечни услуг, предоставление которых организуется в МФЦ. Утвержденные перечни включают в себя наиболее массовые и востребованные населением услуги, предоставление которых организуется во всех МФЦ страны.

Основными функциями МФЦ являются:

  • прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
  • представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  • представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
  • информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
  • взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;
  • выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.

По состоянию на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2 684 центра  и 10130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94%.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2013 года Минэкономразвитием России выполнены работы по созданию единого бренда для системы МФЦ в Российской Федерации. В рамках проекта разработан единый для всех регионов страны бренд МФЦ, ставший отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей.

Идея общего бренда системы МФЦ заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни. Первый паспорт, свадьба, рождение ребенка, свое дело или новый дом — в этих ситуациях людям важно получить нужные им документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению своей текущей жизненной ситуации. Система МФЦ стремится быть надежным спутником человека на протяжении всей жизни, быть рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным.

Этой логике соответствует и текущее совершенствование нормативной-правовой базы, определяющее новую организацию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Скоро гражданину в рамках его жизненной ситуации не нужно будет обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ. Для этого в нормативные-правовые акты внесены правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках девяти основных жизненных ситуаций: рождение ребенкасмена фамилиивыход на пенсиюиндивидуальное жилищное строительство и земельно-имущественные отношенияутрата документовоткрытие своего дела (малое предпринимательство)смена места жительстваутрата близкого человекаприобретение жилья

Ключевыми ценностями единого бренда МФЦ определены: внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис и комфорт, близкое расположение центров и офисов, а также доступность государственных услуг и инфраструктуры МФЦ каждому россиянину.

Новое имя бренда МФЦ – «Мои Документы». Под этим именем с 2014 года начали открываться новые центры и офисы, а после прохождения стадии ребрендинга и действующие отделения МФЦ по всей стране. Коммуникационная кампания, сопровождающая ребрендинг, проходит под слоганом «На все случаи жизни».

 
Ответственные департаменты
    

+7 495 870-29-21 доб. 10993

E-mail: mineconom@economy.gov.ru


  Информационные материалы Документы  
26.12.2017 г. В МФЦ можно будет получить несколько услуг по одному заявлению
26.10.2017 г. Законопроект о предоставлении госуслуг по жизненным ситуациям принят Госдумой в первом чтении
15.09.2017 г. Максим Орешкин: Время на получение госуслуг должно сокращаться
15.09.2017 г. Максим Орешкин наградил лауреатов конкурса «Лучший многофункциональный центр России» 2016 года
15.09.2017 г. Максим Орешкин: МФЦ должны стать местом, куда каждый человек может прийти и получить квалифицированную помощь по любому вопросу
15.09.2017 г. Минэкономразвития представило рейтинг субъектов РФ по организации предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» за II квартал 2017 года
14.09.2017 г. Савва Шипов: «Мои Документы» полностью изменили систему государственных услуг
26.07.2017 г. Максим Орешкин: Проблемы в МФЦ есть, но к концу года постараемся их максимально сократить
26.07.2017 г. Максим Орешкин: Осенью работа МФЦ будет видоизменена
26.07.2017 г. Максим Орешкин: На выборах в Карелии в МФЦ можно будет подать заявление о голосовании по месту нахождения
12.05.2017 г. В МФЦ можно будет получить свидетельство о рождении
11.05.2017 г. Савва Шипов: Услуги ЗАГСа будут предоставляться в МФЦ
04.05.2017 г. Максим Орешкин: Следующим этапом повышения удобства работы МФЦ станет переход к модели работы от жизненной ситуации, а не от государственной услуги
04.05.2017 г. Владимир Путин: Проект МФЦ стал успешным, но останавливаться на этом рано
04.05.2017 г. МФЦ охватили 96,6% россиян
22.04.2017 г. Максим Орешкин: Оценку МФЦ должны давать люди, а не чиновники
13.04.2017 г. Конкурс «Лучший многофункциональный центр России» 2016 года подвел итоги
11.04.2017 г. Савва Шипов: Функциональность МФЦ расширится за счет возможности оплаты налогов
27.03.2017 г. Правительство РФ уточнило порядок выдачи водительских удостоверений в МФЦ
17.02.2017 г. Лучшие МФЦ – в Воронежской области
06.02.2017 г. Максим Орешкин: Развитие сети МФЦ выводит госуслуги на новый уровень
11.01.2017 г. С 1 февраля 2017 года в МФЦ можно будет получить общегражданские паспорта, автомобильные права и загранпаспорта старого образца
04.12.2016 г. Савва Шипов: Новая инфраструктура предоставления госуслуг полностью сформирована
04.12.2016 г. Савва Шипов наградил лауреатов конкурса «Лучший многофункциональный центр России» 2015
01.12.2016 г. Савва Шипов: Востребованность и популярность МФЦ растет с каждым днем
25.08.2016 г. Определены сроки подачи заявок на участие в ежегодном Всероссийском конкурсе «Лучший многофункциональный центр России»
08.08.2016 г. С 1 февраля 2017 года в МФЦ будут выдавать водительские права
16.07.2016 г. Создание сети МФЦ сформировало пласт новых управленцев, для которых повышение качества госуслуг стало главной задачей
02.07.2016 г. Савва Шипов: Пришло время расширить список госуслуг, которые в обязательном порядке должны предоставляться в МФЦ (заместитель Министра экономического развития РФ в студии радио «ЭХО Москвы», программа Сканер)
18.05.2016 г. Процедура получения ряда государственных и муниципальных услуг будет упрощена
29.04.2016 г. С мая стартует пилотный проект по созданию в субъектах РФ МФЦ для бизнеса
05.04.2016 г. Снижение барьеров и максимальная открытость
01.04.2016 г. Определены лауреаты Всероссийского конкурса «Лучший многофункциональный центр России» 2015 года
18.03.2016 г. Разработан проект плана мероприятий по дальнейшему развитию системы МФЦ
09.03.2016 г. Дагестан стал одним из лидеров по реализации проекта МФЦ
12.02.2016 г. В Минэкономразвития формируют списки номинантов Всероссийского конкурса «Лучший многофункциональный центр России» 2015 года
08.02.2016 г. Олег Фомичев: Доступ к МФЦ имеют 94% граждан РФ
14.01.2016 г. Алексей Улюкаев: Создание системы МФЦ - это основание для того, чтобы экономить бюджеты министерств и ведомств
29.12.2015 г. Более 90% населения страны имеют доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»
22.12.2015 г. Калужская область вышла на «финишную прямую» в создании сети МФЦ
Найдено документов: не менее 86.
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1