Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 
   

Анализ социально-экономической эффективности государственных программ Российской Федерации, в том числе с учетом оценки макроэкономического эффекта от их исполнения

Анализ социальной эффективности государственных программ Российской Федерации основан на применении методики «затраты-выгоды» и предполагает оценку таких категорий, как социальные затраты, социальные выгоды и чистые социальные выгоды.

Анализ экономической эффективности государственных программ Российской Федерации включает в себя расчет ряда показателей, характеризующих эффективность – краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных мультипликаторов, отражающих, соответственно, эффекты со стороны спроса, предложения, и укрепление инновационного, технологического и кадрового потенциала экономики.

Механизм увязки объемов (динамики) финансового обеспечения государственных программ Российской Федерации и целей (приоритетов) государства может быть реализован посредством анализа вклада реализации государственных программ Российской Федерации в тот или иной показатель стратегического планирования.

Анализируя соответствие финансирования государственных программ Российской Федерации приоритетам экономического развития, целесообразно рассматривать их вклад в макроэкономические показатели социально-экономического развития Российской Федерации, или, кратко – оценку макроэкономического эффекта.

Применяемые в настоящее время в работе Департамента бюджетного планирования и государственных программ экономико-математические методы позволяют оценивать влияние государственных программ Российской Федерации на объем, структуру использования и динамику ВВП. Также разрабатываются подходы к оценке влияния на другие макроэкономические показатели (занятость, индекс потребительских цен, потенциальный объем производства и ряд других).

Рассмотрение государственных программ Российской Федерации в качестве факторов экономического роста, в том числе оценка макроэкономического эффекта от их реализации, требует выделения ряда характеристик, оценка и анализ которых дает возможность понять степень соответствия каждой государственной программы в отдельности (включая входящие в нее подпрограммы и основные мероприятия), а также блоков государственных программ и программных расходов в целом, принятым ориентирам социально-экономического развития на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы.

В числе основополагающих для целей макроэкономической оценки, выделяются следующие характеристики государственных программ Российской Федерации:

  • Инновационность – характеризует долю инновационных и высокотехнологичных товаров и услуг в общем объеме конечного продукта программы и в ее ресурсном обеспечении.
  • Инвестиционность – характеризует долю затрат инвестиционного и условно-инвестиционного характера (например, вложения в НИР и НИОКР, геологоразведку и др.) в общем объеме финансирования.
  • Импортозамещающий потенциал – характеризует долю импортозамещающей продукции и услуг в общем объеме конечного продукта программы, а также импортоемкость ее материального обеспечения.

Для ряда государственных программ Российской Федерации в качестве характеристики экономической среды, в которой предполагается их реализация, учитывается конъюнктурная компонента – степень соответствия экономического содержания программ краткосрочной и долгосрочной конъюнктуре отраслевого рынка.

 
Ответственные департаменты
    
Москва, 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
+7 495 650-83-85



  Информационные материалы Документы  
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1