Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

15 ноября 2012 г. заместитель директора Департамента экономики социального развития и приоритетных программ Н.В. Пономаренко выступил на 32-ом заседании российско-германской Стратегической рабочей группы по сотрудничеству в области экономики и финансов с докладом по теме формирования единого образовательного пространства и подходов в сфере подготовки кадров

Источник: Минэкономразвития России
22 ноября 2012 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

Тезисы выступления заместителя директора 

Департамента экономики социального развития и приоритетных программ 

Н.В. Пономаренко на 32-ом заседании российско-германской Стратегической рабочей группы 

по сотрудничеству в области экономики и финансов, Москва, 15 ноября 2012 г.

 

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству было поручено подготовить законопроект о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.

Законопроект, предусматривающий изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, внесен в Государственную Думу в начале сентября 2012 года.

Согласно Указу до 1 декабря 2012 г. необходимо утвердить план разработки профессиональных стандартов.

Указанный план в настоящее время разрабатывается Министерством труда Российской Федерации, определяются ответственные федеральные органы исполнительной власти за подготовку профстандартов в отдельных областях, согласно их компетенции.

Кроме того, Минтруду выделены средства в размере около 200,0 млн. рублей на привлечение экспертов к данной работе для полного учета в профстандартах потребностей организаций различных секторов экономики, в том числе международных организаций.

В соответствии с Указом к 2015 году необходимо утвердить не менее 800 таких стандартов.

И здесь мы видим широкое поле для взаимодействия с представителями органов власти и предпринимательского сообщества Германии, и приглашаем Вас к активному сотрудничеству по данному направлению.

Следует отметить, что профессиональный стандарт служит основой для разработки образовательных стандартов. И в этой связи стоит рассказать о масштабных модернизационных процессах, которые в настоящее время проходят в сфере образования в Российской Федерации.

Так, в начале осени первое чтение в Государственной Думе прошел законопроект об образовании Российской Федерации.

Законопроектом предусматривается закрепление современных требований к образовательному процессу, связанных, в том числе, с внедрением новых форм реализации и освоения образовательных программ, технологий, и методов обучения.

Предусматривается дальнейший переход российского образования от традиционной системы образования к болонской.

В частности, на законодательном уровне закрепляются положения:

- о кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц;

- о принятии системы сопоставимых степеней (бакалавриат, магистратура);

- предусматриваются положения о сетевом взаимодействии при реализации образовательных программ, включая механизмы зачета результатов освоения их отдельных частей в сторонних организациях (в том числе иностранных).

С точки зрения вопросов развития международного сотрудничества и формирования единого образовательного пространства законопроектом предусматриваются положения, регламентирующие формы и направления международного сотрудничества.

Такое взаимодействие будет осуществляется в рамках:

1) разработки и реализации международных образовательных программ и научных программ в сфере образования;

2) направления обучающихся, педагогических и научных работников Российской Федерации в иностранные образовательные и научные организации, а также прием иностранных обучающихся, педагогических и научных работников в российские образовательные и научные организации в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и педагогической деятельности, в том числе в рамках международного академического обмена;

3) проведения совместных научных исследований, а также опытно-конструкторских работ;

4) участие в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, конференций.

Следует отметить, что законопроектом, также как и действующим законодательством в сфере образования предусмотрены положения об автоматическом признании на территории Российской Федерации документов иностранных государств об уровне образования и квалификации, выданных иностранными образовательными организациями. Перечень таких организаций был утвержден в мае 2012 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 811-р.

В этот в перечень входят около 200 университетов мира, около 30 процентов из которых это высшие учебные заведения государств, входящих в Евросоюз.

Кроме того, в начале года в действующее законодательство Российской Федерации об образовании были внесены изменения, направленные на возможность распределения государственного задания на оказание образовательных услуг и финансируемых за счет бюджетных средств, между негосударственными образовательными учреждениями всех форм собственности.

В связи с чем целесообразно совместно проработать вопрос о возможности участия при таком распределении европейских образовательных учреждений или их филиалов.

В заключении хочется отметить, что в настоящее время в Российской Федерации идет активная работа по подготовке образовательных стандартов.

Мы считаем очень важной необходимость совместной работы по их формированию и приглашаем заинтересованных участников Германии к активной работе по данному направлению.

Практическая реализация указанных выше направлений работы предполагается на основании Меморандума между Российской Федерации и Федеративной Республикой Германия, направленного на сотрудничество в сфере профессионального образования и повышения квалификации.

Целями Меморандума будут ведение партнерского сотрудничества в следующих сферах:

- сотрудничество между германскими и российскими образовательными учреждениями и организациями;

- повышение квалификации (включая стажировки на предприятиях) преподавательского состава (инженерно-педагогических кадров, мастеров производственного обучения) в области производственных технологий по профилю преподаваемой профессии (специальности);

- согласование (гармонизация) на федеральном уровне образовательных стандартов и программ профессионального образования, действительных на всей территории государств Сторон;

- сопровождения процессов сертификации и развития системы аттестации совместных согласованных сторонами программ профессионального образования и повышения квалификации на основе дуальной системы Германии и ФГОС профессионального образования России.


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1