Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Международный совет по зерну (МСЗ)

Источник: Минэкономразвития России
27 сентября 2010 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

International Grains Council (IGC),

Conseil international des cereals (CIC),

Consejo Internacional de Cereales (CIC)

Место расположения

г. Лондон (Великобритания)

Год учреждения

1949 г.

Членство

28 участников: (Алжир, Аргентина, Австралия, Канада, Кот-д’Ивуар, Куба, Египет, Европейский союз, Индия, Иран, Ирак, Япония, Казахстан, Кения, Корея (Респ.), Марокко, Российская Федерация, Норвегия, Пакистан, Саудовская Аравия, Южная Африка, Швейцария, Тунис, Турция, Украина, США, Ватикан, Оман).

Официальные языки

английский, французский, испанский

 

Международный совет по зерну (МСЗ) – межправительственная организация, деятельность которой призвана содействовать развитию и укреплению международного сотрудничества в области зерновых культур между странами-экспортерами и импортерами зерна в соответствии с Конвенцией о торговле зерном 1995 года и Международного соглашения по зерну. Ежегодный взнос: 60 669 ф. ст. (2017/2018 с/х год).

В настоящий момент действуют Международное соглашение по зерну 1995 года и Конвенция о торговле зерном 1995 года.

Исторический экскурс

Начало многостороннего сотрудничества в области зерновых относится к 1934 году, когда между рядом стран-экспортеров и импортеров была достигнута договоренность о заключении Международного соглашения по пшенице с целью регулирования спроса и предложения на мировом рынке этого товара. Созданный в рамках этого Соглашения Консультативный комитет по пшенице (переименованный в 1942 году в Международный совет по пшенице) являлся местом для проведения дискуссий и переговоров, а также центра по сбору и анализу информации.

В 1949 году начало действовать новое Международное соглашение по пшенице. Его основной целью было поддержание стабильных цен и обеспечение поставок зерна в страны-импортеры в условиях его послевоенной нехватки и высоких цен на мировых рынках пшеницы. Это Соглашение приняло форму многостороннего договора между странами-экспортерами и импортерами пшеницы, предусматривавшего установление обязательных диапазонов цен и обязательства по поставкам и закупкам. Однако, в отличие от соглашения 1934 года, оно не ограничивало участников в объеме экспорта или производства. Местопребыванием Международного совета по пшенице (МСП) стал Лондон.

Аналогичные Международные соглашения по пшенице последовательно заключались в 1953, 1956, 1959 и 1962 годах. Когда в середине 1950-х годов вновь образовались излишки зерна, основные страны-экспортеры изолировали от рынка свои возросшие запасы с целью удержания цен в пределах, определенных Соглашением. Однако в середине 1960-х годов, когда частое отсутствие муссонных дождей в Индостане привело к резкому увеличению объема торговли и неожиданному сокращению запасов в странах-экспортерах, угроза нехватки зерна вызвала в мировом сообществе озабоченность относительно мировой продовольственной безопасности.

Международное соглашение по зерну 1967 года, заключенное в ходе Кеннеди-раунда в рамках ГАТТ, явилось отражением напряженного положения на зерновых рынках и стремления действующих стран-доноров разделить свои усилия с другими странами. Оно состояло из двух, юридически обособленных, но взаимосвязанных документов: Конвенции о торговле пшеницей (КТП) с ее резолютивными экономическими положениями и первой Конвенции об оказании продовольственной помощи (КПП).

Вскоре после вступления Соглашения в силу на рынках пшеницы вновь появились излишки зерна, и экспортные цены упали ниже установленных минимальных уровней. Механизмы, предусмотренные в КТП для преодоления подобных ситуаций, оказались неэффективными. По этой причине основные страны-экспортеры согласовали между собой ряд мер, включая сокращение посевных площадей, призванных улучшить баланс спроса и предложения. Действие экономических положений в рамках КТП было приостановлено в 1969 году, а в последующую Конвенцию о торговле пшеницей 1971 года они включены не были.

КПП 1967 года включала обязательства стран-участниц ежегодно предоставлять развивающимся странам продовольственную помощь объемом в 4,5 млн. тонн зерна. Обязательства были определены в тоннах, что гарантировало минимальные уровни продовольственной помощи даже в тех условиях, когда дефицит зерна мог привести к повышению мировых цен. Страны-доноры были свободны в принятии решений относительно распределения своей помощи, однако в рамках КПП им было рекомендовано часть помощи направлять по различным каналам. С самого начала продовольственная помощь, предоставляемая в рамках КПП, играла важную роль в поддержке различных проектов Мировой продовольственной программы. КПП была продлена в 1971 году практически без каких-либо изменений.

В период изменяющихся условий торговли, вводимых заключением Соглашения об учреждении ВТО, с 1 июля 1995 года вступило в силу новое Международное соглашение по зерну, объединяющее две взаимосвязанные конвенции, касающиеся торговли зерном и продовольственной помощи. В рамках Конвенции о торговле зерном 1995 года (КТЗ) Международный совет по пшенице (МСП) был переименован в Международный совет по зерну (МСЗ), что явилось признанием того, что его деятельность охватывает все виды кормового зерна и произведенных из него продуктов. Комитет по конъюнктуре рынка МСЗ получил более прочную институциональную основу для осуществления мониторинга всех аспектов мировой зерновой отрасли, анализа колебаний спроса и предложения, а также изменений в национальной политике отдельных стран. На 41-й сессии МСЗ, состоявшейся 8 июня 2015 г. было принято решение о продлении срока действия КТЗ на срок до 30 июня 2017 г.

В последнее десятилетие Секретариат МСЗ расширил перечень своих информационных услуг, включив в них рис и маслосемена. С 1 июля 2009 года в определение "зерновые" официально добавлен рис и произведенные из него продукты.

В Конвенции об оказании продовольственной помощи 1995 года в перечень разрешенных к поставке продуктов были добавлены бобовые. В последствии эта Конвенция была пересмотрена и заменена Конвенцией об оказании продовольственной помощи 1999 года, в которой перечень приемлемых продуктов был значительно расширен.

30 июня 2012 года истек срок действия Конвенции о продовольственной помощи и 1 января 2013 года вступила в силу новая Конвенция о продовольственном содействии, которая является отдельным юридическим документом, независимым от КТЗ. Новая Конвенция расширяет традиционные рамки прежних Конвенций об оказании продовольственной помощи, охватывая все формы продовольственного содействия, что позволит обеспечить защиту и улучшить доступ к продовольствию для наиболее нуждающихся слоев населения. Новая Конвенция включает новую структуру обязательств, более широкий арсенал соответствующих видов деятельности и продуктов продовольственного содействия, а также механизм улучшения прозрачности и отчетности.

Для реализации положений Конвенции о продовольственном содействии 2012 года создан Комитет продовольственного содействия (КПС).

Членами Комитета являются: Австралия, Австрия, Канада, Дания, Европейский Союз, Финляндия, Япония, Люксембург, Россия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, США.

Участники КПС обязуются выполнять ежегодные обязательства в контексте оказания продовольственной помощи, установленные в соответствии с национальными законами и нормами. Выполнение минимальных ежегодных обязательств подразумевает предоставление соответствующих объемов продовольственного содействия нуждающимся странам. Минимальные ежегодные обязательства Российской Федерации в отношении предоставления продовольственного содействия в 2017 г. составляют не менее 15 млн. долл. США.

В части КПС Российская Федерация уделяет большое внимание формированию условий для улучшения продовольственной безопасности и устойчивости уязвимых государств и их населения на основе улучшения их национального производства. В рамках продовольственного содействия Россия активно сотрудничает со специализированными международными организациями, такими как Всемирная продовольственная программа ООН (ВПП) и Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО).

 

Структура органов

В состав Международного совета по зерну (МСЗ) входят все участники Конвенции о торговле зерном (КТЗ). Каждый год Совет проводит две регулярные сессии, обычно в июне и декабре. В круг его обязанностей входит наблюдение за осуществлением КТЗ, обсуждение текущего состояния и перспектив мирового рынка зерна, а также отслеживание изменений в национальной зерновой политике и их воздействия на рынок. МСЗ может заниматься разработкой и спонсированием связанных с зерном проектов, реализуемых в странах-участницах и финансируемых Общим фондом для сырьевых товаров (ОФСТ). 

Совет обычно принимает свои решения путем консенсуса, хотя предусмотрена и процедура голосования. Каждому участнику присваивается статус импортера или экспортера, исходя из его среднего объема торговли зерном. Председатель и Заместитель Председателя Совета избираются ежегодно с соблюдением принципа ротации между представителями стран-экспортеров и импортеров. Деятельность Совета финансируется за счет ежегодных взносов его участников, которые определяются пропорционально их доле в мировой торговле зерном.

В Международном совете по зерну функционируют четыре комитета:

Исполнительный комитет, состоящий из 14 членов – 6 участников-экспортеров и 8 участников-импортеров. Начиная с 1 июля 2012 года основная часть функций этого Комитета передана новому Административному комитету, учрежденному на 35-й Сессии Совета 8 июня 2012 года.

Административный комитет состоит максимум из 16 членов. Заседания Комитета проводятся дважды в год между очередными Сессиями Совета для обсуждения административных и финансовых вопросов и подготовки рекомендаций для Совета.

Финансовый комитет состоит максимум из 10 членов и проводит предварительный анализ бюджетного предложения Секретариата на следующий финансовый год.

Комитет по конъюнктуре рынка осуществляет постоянное наблюдение за состоянием и перспективами мирового рынка зерна. Его заседания открыты для всех участников Совета и проводятся два раза в год между очередными сессиями Совета. Основываясь на информации из независимых источников и результатах аналитических исследований, публикуемых Секретариатом, в частности, в ежемесячных Обзорах рынка зерновых, члены ККР проводят дискуссии и консультации по изменениям на рынке зерна и в области сельскохозяйственной политики, обсуждают кратко- и среднесрочные перспективы зерновой отрасли, а также заслушивают отчеты о выполнении плана работы Секретариата. Помимо этого ККР отслеживает и анализирует изменения на рынке морских фрахтовых ставок.

Секретариат МСЗ возглавляет Исполнительный директор, который назначается Советом. Секретариат предоставляет услуги административного характера как Международному совету по зерну, так и Комитету продовольственного содействия (КПС). Он является независимым и авторитетным источником информации, анализирует изменения на мировых рынках зерна и маслосемян, а также контролирует операции, осуществляемые в рамках Конвенции о продовольственном содействии.

Цели деятельности

Статьей 1 Конвенции определены следующие цели:

(а) содействовать международному сотрудничество во всех областях торговли зерном, особенно в той степени, в какой они затрагивают положение с продовольственным зерном;

(б) способствовать расширению международной торговли зерном и обеспечивать наиболее свободное развитие такой торговли, включая ликвидацию торговых барьеров и недобросовестной и дискриминационной практики, в интересах всех участников, в частности, из числа развивающихся стран;

(в) в возможно более полной мере способствовать стабилизации международных рынков зерна в интересах всех участников, укреплять мировую продовольственную безопасность и содействовать развитию стран, чья экономика в значительной степени зависит от коммерческих продаж зерна;

(г) обеспечить форум для обмена информацией и обсуждения вопросов торговли зерном, вызывающих озабоченность участников.

 

Стратегические интересы для Российской Федерации:

 

  1. Повышение осведомленности относительно изменений национальных политик в области торговли зерном.
  2. Повышение стабильности на международном рынке зерна за счет снижения неопределенности.
  3. Обмен лучшими практиками в сфере национальной политики.
  4. Расширение доступа российских экспортеров на перспективные рынки и снижение соответствующих барьеров.
  5. Информирование относительно существующих возможностей в развитии торгово-экономического сотрудничества с Россией по линии организации.

План работы/мероприятий

График мероприятий на 2017 год.

7 марта (вторник) Комитет по конъюнктуре рынка

11 апреля (среда) Финансовый комитет

10 мая (среда) Административный комитет

5 июня (понедельник) Международный совет по зерну – 45-я Сессия

6 июня (вторник) 26-я Конференция МСЗ по зерну

8 сентября (пятница) Комитет по конъюнктуре рынка

10 октября (вторник) Административный комитет

5 декабря (вторник) Международный совет по зерну – 46-я Сессия

Регулярная деятельность

Секретариатом МСЗ обеспечивается подготовка и публикация ряда информационных изданий, многие из которых доступны по подписке:

  1. Обзор рынка зерновых(ежемесячно): анализ событий на мировом рынке зерна и изменений в национальной политике, а также исчерпывающая онлайновая информация по торговле, ценам, производству, потреблению, запасам и морским фрахтовым ставкам. Наряду с последними оценками и прогнозами Обзор включает специальные справочные записки по актуальной тематике. Представленные данные охватывают пшеницу, кормовое зерно, рис и маслосемена. Также доступен для подписчиков (с возможностью получения печатной копии).
  2. Показатели рынка зерновых (еженедельно): самая свежая информация о рынках пшеницы, кормового зерна, риса и маслосемян (включен в подписчику на GMRPlus).
  3. Морские фрахтовые ставки (еженедельно): также доступен по подписке.
  4. Бюллетень МСЗ рынка риса (еженедельно): только для участников МСЗ.
  5. Бюллетень МСЗ рынка маслосемян (еженедельно): только для участников МСЗ.
  6. Ежедневная сводка МСЗ по рису (ежедневно): краткое изложение событий на мировом рынке риса наряду с последними новостями и статистическими данными (доступно только для членов МСЗ).
  7. Ежедневная сводка МСЗ по маслосеменам (ежедневно): краткое изложение событий на рынках маслосемян и продуктов на их основе наряду с последними новостями и статистическими данными (доступно только для членов МСЗ).
  8. Мировой статистический ежегодник по зерновым (ежегодно): сборник временных рядов данных по пшенице, кормовому зерну, рису и маслосеменам (в режиме онлайн, также доступен по подписке).
  9. Отгрузки зерна (ежегодно): подробные данные о коммерческих и некоммерческих торговых операциях (в режиме онлайн, также доступен по подписке).
  10. Отчет за финансовый год: освещение деятельности МСЗ и Комитета по продовольственной помощи (за период с 1 июля по 30 июня).
  11. Специальные исследования.
  12. Обширная интерактивная информационная система: включает информацию о рынке, статистические базы данных и обзор изменений в государственной политике отдельных стран (только для участников МСЗ).

О рынке зерна в 2017/18 гг. (на основании материалов МСЗ по состоянию на 26 октября 2017 г.)

 

Прогноз мирового производства зерна в 2017/18 составляет 2069 млн. тонн, таким образом, объем мирового производства зерна станет вторым по величине за всю историю. Этот прогноз на 65 млн. тонн ниже рекордного уровня прошлого года – во многом вследствие спада на 50 млн. тонн по кукурузе, который приблизительно наполовину обусловлен ожидаемым ухудшением результатов в США. В результате очередной повышательной корректировки глобальный урожай пшеницы оценивается лишь незначительно ниже пиковой отметки предыдущего года.

 

  1. Учитывая небольшой спад предложения и высокий спрос, глобальные запасы зерна могут сократиться впервые за пять лет – прежде всего за счет резервов кукурузы.
  2. В связи с дальнейшим расширением торговли кукурузой мировая торговля зерном может достичь нового исторического максимума.
  3. Несмотря на рекордную площадь посевов, мировое производство соя-бобов в 2017/18 году, вероятно, не достигнет пикового уровня предыдущего сезона из-за снижения урожайности.
  4. Мировая торговля рисом может установить новые рекорды как в 2017, так и в 2018 году, при этом вероятно снижение запасов в связи с их сокращением в ключевых экспортерах.

5 июня 2017 г. в г. Лондоне (Великобритания) состоялась 45-я сессия Международного совета по зерну. Минэкономразвития России совместно с Минсельхозом России являются органами, ответственными за взаимодействие с МСЗ. Российская Федерация на 45-й сессии МСЗ была представлена сотрудниками Торгового представительства Российской Федерации в Лондоне.

На указанном мероприятии обсуждались актуальные проблемы рынка зерна, риса и маслосемян, были рассмотрены финансовый отчет за 2016/17 год и отчет по плану работ на 2016/17 год, проект плана работ на 2017/2018 год. Кроме того члены МСЗ обменялись мнениями по повышению эффективности деятельности МСЗ и укреплению сотрудничества с участниками мировой торговли зерном.

 

 

Контакты

International Grains Council

1 Canada Square, Canary Wharf, London E14 5AE, England

Tel: +44 (0) 20 7513 1122; Fax: +44 (0) 20 7513 0630

Официальный сайт: www.igc.int

e-mail: igc@igc.int

 


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1