Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

О работе по основным направлениям сотрудничества с ОЭСР

Источник: Минэкономразвития России
24 июня 2015 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

О ходе взаимодействия Российской Федерации с ОЭСР

В связи с событиями на Украине 12 марта 2014 г. Совет ОЭСР единогласно принял решение о приостановке переговорного процесса по вступлению России в ОЭСР на временной основе, официально сохранив за Российской Федерацией статус «присоединяющегося» государства, и, не вводя ограничений на любые иные форматы сотрудничества с Организацией.

Решение о приостановке переговорного процесса было для Российской Федерации неожиданным, так как ранее ОЭСР не давала поводов и оснований сомневаться в её политическом нейтралитете, и повлекло за собой несколько важных последствий.

Во-первых, ОЭСР ограничила научно-исследовательскую, экспертную, аналитическую и проектную деятельность по оценке степени соответствия Российской Федерации требованиям «присоединяющегося» государства.

Исключением стало исследование ОЭСР в области развития сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) в Российской Федерации, а также исследование в области проблем территориального развития (развитие Красноярской агломерации), в отношении которых удалось достичь договорённости об их завершении в 2015 году, несмотря на формальное прекращение деятельности ОЭСР на российском направлении.

Все попытки российской стороны возобновить иные, уже начатые ОЭСР, проекты и работы, посвященные Российской Федерации (порядка 10 проектов), секретариатом ОЭСР поддержаны не были.

Во-вторых, тематика присоединения России к ОЭСР перестала отражаться в повестках дня заседания рабочих органов ОЭСР, и Российская Федерация потеряла возможность вести работу по получению, так называемых, «одобрений» (formal opinion) в профильных рабочих органах ОЭСР относительно степени соответствия российской практики государственного регулирования, норм законодательства и правоприменительной практики требованиям, предъявляемым к присоединяющимся к ОЭСР государствам.

В-третьих, приостановка ОЭСР в одностороннем порядке переговорного процесса по вступлению России в свои ряды нарушила «заточенный» под плановую (по алгоритму) работу механизм сложившегося межведомственного взаимодействия, расстроила систему ориентиров, целей и задач, которыми руководствовались федеральные органы исполнительной власти в процессе сотрудничества с Организацией.

Возникшая «новая реальность» требовала корректировки основ сотрудничества Российской Федерации с ОЭСР и трансформации проводимой Россией работы из плоскости «присоединения» в плоскость «взаимодействия».

Ориентир присоединения к Организации отошел на задний план, что позволило актуализировать цели сотрудничества и прагматично сконцентрироваться на получении практической выгоды от участия России в деятельности этой авторитетной международной организации.

В этой связи необходимо отметить, что вся дальнейшая работа федеральных органов государственной власти и организаций по вопросам взаимодействия с ОЭСР строилась на основании распределения обязанностей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2014 года № 409-р. Указанным документом закреплялась ответственность ведомств за организацию работы по взаимодействию на практике.

Фактически соответствующий трансформационный процесс подразумевал некоторую адаптацию и внесение изменений в алгоритмы сотрудничества, необходимость выработки «новой» повестки дня работы с ОЭСР, укрепления координации работы на уровне межведомственного взаимодействия, а, по необходимости, её перенастройку, активизацию российского участия в деятельности рабочих органов ОЭСР, и, как следствие – необходимость укрепления его экспертно-аналитической поддержки.

По некоторым направлениям сотрудничества трансформация протекала относительно безболезненно ввиду изначально высокого качества организации сотрудничества, понимания конкретных выгод и преимуществ от взаимодействия, эффективной координации и наличия долгосрочных ориентиров, закрепленных соответствующими планами. К числу таких направлений сотрудничества с ОЭСР можно отнести, например, сферы противодействия коррупции, частного пенсионного страхования, конкурентной политики, статистики.

В отношении большинства направлений сотрудничества приостановленный процесс «присоединения» требовал его трансформации во «взаимодействие» в ручном режиме посредством усиленной координации взаимодействия, отладки новых процессов, доведения принципов работы и методов привлечения экспертизы ОЭСР, консультирования и оказания организационно-технической помощи при реализации министерствами и ведомствами директив Правительства Российской Федерации по продолжению сотрудничества с ОЭСР.

Центральным инструментом поддержки сотрудничества Российской Федерации с ОЭСР в подобных случаях выступала и выступает Рабочая группа по вопросам взаимодействия с ОЭСР при подкомиссии по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, возглавляемая директором Департамента стран Европы, Северной Америки и международных организаций Минэкономразвития России В.И. Ткаченко. С момента её создания в 2014 году по настоящее время было проведено 10 заседаний Рабочей группы, посвящённым вопросам сотрудничества Российской Федерации с ОЭСР в таких сферах как: сельское хозяйство, наука, образование, химия, государственное управление, страхование, экология, статистика, экспортное кредитование, финансовые рынки и инвестиции.

Эффективность её работы во многом будет зависеть от участия в ее деятельности квалифицированных специалистов и ученых, а качество выполнения её рекомендаций напрямую определяется степенью понимания участниками заседаний всей глубины и сложности обсуждаемых вопросов, их исполнительности, способности проводить параллели и творчески учитывать возникшие идеи в планах работы министерств, ведомств и организаций, в том числе на перспективу.

Важно отметить, что в связи с исключением из повесток дня заседаний рабочих органов ОЭСР вопросов, касающихся непосредственно Российской Федерации, Россия активизировала свое участие в обсуждении общих глобальных тем развития экономики, общества и государства, включаемых в повестку дня секретариатами рабочих органов или отдельными странами, в значительной степени систематизировала работу по предоставлению статистической, ведомственной информации в целях её учета в публикациях ОЭСР, ликвидируя белые пятна», и, повышая имидж фактически полноценного участника дискуссии, стала содержательно участвовать в пересмотре нормативных правовых документов/норм ОЭСР, выносимых на обсуждение (стандартов, принципов, стратегий, рекомендаций и пр.), последовательно занимать ту или иную позицию в отношении ключевых документов ОЭСР, например, в таких сферах как: информационная безопасность и развитие цифровой экономики, охрана окружающей среды, государственное управление, пенсионное обеспечение, инновационное развитие и научно-техническая политика, исходя из принципа необходимости соблюдения национальных интересов, выгод и преимуществ.

В первую очередь такой подход стал возможен благодаря привлечению к проработке документов, выносимых на обсуждение экспертного сообщества, а также участию заинтересованных министерств и ведомств, представителей подведомственных организаций, ученых, специалистов – практиков в формировании единой позиции Российской Федерации.

В этой связи необходимо выделить особую роль НИУ ВШЭ и ВАВТ Минэкономразвития России, эксперты которых принимают самое непосредственное участие в содержательной проработке материалов рабочих органов ОЭСР, участвуя в рабочих совещаниях и встречах, готовя экспертные заключения по отдельным вопросам сотрудничества, консультируя представителей государственной власти, в том числе в составе российских делегаций, участвующих в заседаниях рабочих органов ОЭСР.

Необходимо отметить, что в перспективе подобный механизм изучения, обобщения и оценки практики ОЭСР должен стать нормой, в целом определяющей порядок работы Российской Федерации с ОЭСР. Эффективность работы этого механизма будет в значительной степени зависеть от слаженности работы ученых, экспертов-практиков и, разумеется, чиновников, озвучивающих и занимающих от имени Российской Федерации определенные позиции по тем или иным вопросам.

Эффективность экспертной работы важна в свете выработки передовых правоприменительных практик, охватывающих всю сущность глобальных проблем экономического развития, которые, ввиду их сложности, не могут быть решены, используя односторонний подход. В целях изучения таких явлений ОЭСР разработал и реализовывает исследовательский метод, который позволяет осуществлять комплексные научно-исследовательские проекты. Суть подобных проектов заключается в рассмотрении специфической проблемы, приближаясь к ней с нескольких сторон и рассматривая её в свете различных направлений государственной политики, междисциплинарно. Традиционно, такие проекты характеризуются ОЭСР как «горизонтальные», что подразумевает их параллельное изучение и рассмотрение множеством рабочих органов ОЭСР, в контексте специфических вопросов и тем.

Распространение информации о ходе реализации подобных проектов для ОЭСР очень важно, а их основные результаты всегда представляют чрезвычайный интерес и являются весомым аргументом в пользу проведения соответствующих итоговых информационных мероприятий.

Очевидно, что особое значение и роль в процессе взаимодействия Российской Федерации с ОЭСР должны играть такие совместные информационные и обучающие мероприятия (конференции, семинары, курсы), на которых присутствие и активное, заинтересованное участие российских специалистов должно обеспечиваться.

Экспертно-аналитический потенциал ОЭСР остается для России ценным источником информации для многих частных и государственных инициатив, направленных на ускорение темпов и повышение качества развития общества и государства. Россия продолжит делиться своим опытом решения важнейших социально-экономических задач, демонстрируя достигнутые результаты, а также сможет перенимать необходимые ей передовые практики стран при реализации собственной текущей и перспективной социально-экономической политики.

Как и в период присоединения к ОЭСР, в отмеченный период Российская Федерация продолжила имплементацию норм ОЭСР в российское законодательство в соответствии с Планом законодательной работы по приведению российской нормативно-правовой базы в соответствие с нормами ОЭСР. Данный План содержит информацию о рекомендациях ОЭСР и список законопроектов, необходимых к имплементации для соответствия указанным в Плане рекомендациям. Данный инструмент внедрения лучшего мирового опыта в российское законодательство и практику государственного регулирования экономики является наиболее формализованным и понятным с точки зрения его применения на практике. Вместе с тем, значительная часть отраженных в нем мероприятий в настоящий момент уже выполняется, либо выполнена, а новых инициатив в него пока включено не было. Российская Федерация нуждается в модернизации законодательства, что подразумевает необходимость разработки новых законодательных и иных инициатив с учетом лучшей мировой практики.

В этой связи вопрос, связанный с развитием этого инструмента, является одним из ключевых на ближайшую перспективу взаимодействия с ОЭСР.

По нашему мнению, поэтапная гармонизация российского законодательства с нормами этой Организации повысит качество государственного управления, повлечет улучшение условий для ведения бизнеса, повысит российский деловой и кредитный рейтинг, обеспечит рост притока иностранных инвестиций.

В случае возобновления процесса присоединения Российская Федерация видит в присоединении и полноправном членстве в Организации два важнейших преимущества.

Первое – это использование опыта стран-членов ОЭСР для повышения эффективности экономической политики и модернизации институтов государственного управления в России. Второе – это возможность участия наравне с другими экономически развитыми странами в обсуждении глобальных проблем развития общества, экономики и государства.

Ожидается, что значительные преимущества Россия обретет, став членом этой Организации. Для этого, в соответствии с положениями Начального меморандума о позиции Российской Федерации в отношении актов ОЭСР, необходимо получить одобрение 22-х комитетов ОЭСР. До момента приостановления процесса присоединения Российской Федерации к ОЭСР в марте 2014 года Россия получила одобрение в 7-ми комитетах (по налогам, здравоохранению, труду, судостроению, конкуренции, рыболовству, научно-технической политике). Был практически завершен переговорный процесс еще в трех комитетах (по стали, статистике, политике в области потребления).

Несмотря на приостановку переговорного процесса по вступлению России в ОЭСР сотрудничество Российской Федерации с этой международной организацией продолжается, благодаря чему Россия движется в русле мировых тенденций и заинтересована в этом сотрудничестве. В этой связи представляется целесообразным отметить предварительные итоги взаимодействия по ключевым направлениям сотрудничества.

Охрана окружающей среды и обращение с отходами

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2014 г. № 409-р головным ведомством, ответственным за Комитет ОЭСР по политике в области охраны окружающей среды, является Минприроды России. Согласно распоряжению в работе также участвуют Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минздрав России, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Минсельхоз России, Россельхознадзор, Минтранс России, МИД России, Минфин России, Минэнерго России и Росстат.

Сотрудничество с ОЭСР по линии охраны окружающей среды сосредоточено на двух направлениях: привлечение экспертизы ОЭСР в целях выработки практических рекомендаций для модернизации экономики, основанной на общепризнанных подходах, а также имплементации наилучших мировых практик в российское законодательство и правоприменительную практику.

Так, в рамках привлечения экспертизы ОЭСР в Российскую Федерацию, был проведен масштабный экспертно-консультационный проект ОЭСР «Совершенствование использования экономических инструментов управления водными ресурсами и водохозяйственным комплексом в Республике Бурятия», который был завершен в марте 2015 года. По итогам данного проекта были выработаны рекомендации по повышению качества использования водных ресурсов в Республике Бурятия.

В целях совершенствования российского природоохранного законодательства, на основе опыта ОЭСР были разработаны и приняты следующие законы:

  • Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Тем самым был принят ключевой нормативно-правовой акт в рамках процесса имплементации рекомендаций ОЭСР в российское законодательство, направленный на совершенствование правового регулирования разрешительной системы в области охраны окружающей среды и введение мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», направленный на совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления.

Химия

Оборот химических веществ

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2014 г. № 409-р головным ведомством, ответственным за Комитет ОЭСР по химии, является Минпромторг России. Согласно распоряжению в работе также участвуют Минэкономразвития России, Минприроды России, Минздрав России, Минсельхоз России, Роспортебнадзор, Ростехнадзор.

Участие в работе Комитета по химии позволяет использовать наиболее передовые подходы и методы в области государственного регулирования сферы охраны окружающей среды и управления оборотом химических веществ, а также связанными с этим рисками. Россия, благодаря активному участию практически по всем направления деятельности Комитета, вносит вклад в реализацию Программы ОЭСР по защите окружающей среды, здравоохранению и безопасности (EHS).

Российские эксперты принимают участие в деятельности таких подразделений Комитета, как Рабочая группа по надлежащей лабораторной практике, Рабочая группа по совместной оценке химических веществ, Рабочая группа по химическим авариям, Рабочая группа по гармонизации регуляторного надзора в области биотехнологий, Рабочая группа по безопасности новых видов продуктов питания, Координационная группа по развитию глобального портала информации о свойствах химических веществ. Вместе с тем, в текущем году с ОЭСР согласовано включение российских экспертов в Рабочую группу по оценке опасности, Рабочую группу по оценке воздействия, Сеть национальных компетентных органов ОЭСР по борьбе с незаконной международной торговлей пестицидами и Рабочую группу национальных координаторов проведения испытаний химических веществ в соответствии с Руководствами ОЭСР по испытаниям.

Перспективными направлениями сотрудничества с ОЭСР в рамках деятельности Комитета являются реализация программы «химия в интересах устойчивого развития» и взаимодействие по вопросам Регистра выбросов и переноса загрязняющих веществ (РВПЗ), а также химических веществ, используемых для гидроразрыва пластов (ГРП) в качестве метода интенсификации работы нефтяных и газовых скважин. Представляет интерес для изучения и практического использования новые правовые инструменты ОЭСР, разработанные в 2015 г.: Руководящие принципы проведения испытаний химических веществ и Рекомендации по борьбе с нелегальной международной торговлей сельскохозяйственными пестицидами.

Надлежащая лабораторная практика

Внедрение и последующая реализация принципов надлежащей лабораторной практики (далее – НЛП) в Российской Федерации приобретает особую актуальность при присоединении России к Организации, в связи с необходимостью взаимного признания результатов исследований, выполненных в государствах, внедривших принципы НЛП и подтвердивших их соответствие требованиям ОЭСР. Вместе с тем обеспечение взаимного признания результатов исследований возможно только при наличии в государстве системы надлежащей лабораторной практики, а также подтверждения ее соответствия требованиям ОЭСР.

В России в значительной степени разработана система надлежащей лабораторной практики и создана нормативно-методическая база по методам исследований химических веществ в соответствии с рекомендуемыми методами ОЭСР. К настоящему времени семь испытательных лабораторий (ФГБУН «Институт биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН», ФГБУН «Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства», ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, ФГБУ «ИМЦЭУАОСМП» Росздравнадзора, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», ФГБУ «ИМЦЭУАОСМП» Росздравнадзора филиал города Ростова-на-Дону, ФГУП «ГосНИИОХТ») прошли процедуру получения соответствия принципам НЛП.

В рамках 29-го заседания Рабочей группы ОЭСР по надлежащей лабораторной практике был проведен ряд двусторонних встреч с руководителями национальных программ реализации принципов надлежащей лабораторной практики ОЭСР Германии, Франции и ряда других зарубежных стран в целях привлечения зарубежных инспекторов к оценке российских лабораторий. Предварительно согласована возможность подачи российской лабораторией заявки на включение в Программу мониторинга соответствия Принципам НЛП.

Совместная оценка опасности химических веществ

Участие в Рабочей группе по совместной оценке опасности химических веществ позволяет применять опыт государств-членов ОЭСР в области оценки химических веществ при решении текущих задач России в области защиты прав потребителей, оценки рисков, связанных с предотвращением воздействия химических веществ на здоровье людей, токсичности и мутагенности химических веществ, а также в области глобального риска загрязнения окружающей среды.

В 2014-2015 гг. Россия приняла участие в трех пилотных проектах ОЭСР (в рамках рабочей группы ОЭСР по Совместной оценке опасности химических веществ («CoCAM») в рамках создания «Глобального списка химических веществ, классифицированных в соответствии с критериями «Согласованной на глобальном уровне системе классификации опасности и маркировки химической продукции (СГС ООН)». Российскими экспертами совместно с представителями стран-член ОЭСР выполнена пробная классификация опасности нескольких химических веществ и принято участие в согласованиях результатов работ. Представители России участвовали в данном упражнении наряду с Нидерландами, Швейцарией, Италией и представителями японской промышленности. Россия – единственная страна вне ЕС, представители которой принимали участие во всех трех проектах. Данная работа является вкладом ОЭСР в создание глобального списка химических веществ, классифицированных в соответствии с критериями СГС ООН.

Вопросы, рассматриваемые в рамках Рабочей группы, представляют также интерес для отечественной токсикологии, а также для продвижения достижений российской токсикологии и приобретения опыта участия в совместных международных исследованиях.

Химические аварии

Участие России в деятельности Рабочей группы по химическим авариям Комитета по химии позволяет изучать опыт зарубежных стран в области обеспечения промышленной безопасности на химических производствах, проводить анализ получаемой информации с целью совершенствования государственного регулирования сферы промышленной безопасности на химически опасных производственных объектах. Продолжение работы будет способствовать гармонизации российской нормативно-правовой базы с общепризнанными международными рекомендациями и повышению уровня безопасности российских объектов химических производств.

С секретариатом Рабочей группы согласовано выступление России на очередном заседании Рабочей группы в октябре 2015 года с отчетом о событиях в Российской Федерации, связанных с химическими авариями.

Гармонизация биотехнологий

Российскими экспертами ведется работа по переводу на русский язык, публикации и распространению консенсусных документов ОЭСР в сфере биотехнологий.

Благодаря участию в деятельности Рабочей группы, Россия получает информацию, способствующую оптимизации российского законодательства, регулирующего сферу биотехнологий, и выполнению Плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие биотехнологий и генной инженерии», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2013 г. № 1247-р. В частности, результаты взаимодействия могут быть использованы для совершенствования и гармонизации с мировыми аналогами российского законодательства в сфере биотехнологии и внесения изменений в Федеральный закон от 05 июля 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», а также подготовки соответствующих подзаконных актов.

Корпоративное управление

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2014 г. № 409-р головным ведомством, ответственным за Комитет ОЭСР по корпоративному управлению, является Минэкономразвития России. Согласно распоряжению в работе также участвуют Минфин России и Банк России (по согласованию).

В 2012-2014 гг. Московская биржа на основе соглашения с ОЭСР осуществляла финансирование и организацию проведения Круглого стола ОЭСР – Россия по корпоративному управлению. В работе Круглого стола принимали участие признанные международные и российские эксперты, представители регуляторов и бирж, эмитентов и инвестиционного сообщества. Деятельность Круглого стола осуществлялась при активной поддержке Банка России, Минэкономразвития России, Росимущества, Европейского банка реконструкции и развития, компаний «большой четверки», профессиональных ассоциаций.

Наиболее значимым итогом работы Круглого стола за прошедший период стала разработка нового Кодекса корпоративного управления и организация его широкого обсуждения с российскими и иностранными экспертами в ходе технических семинаров и конференций Круглого стола. Кодекс был одобрен Правительством Российской Федерации и Банком России в начале 2014 года. Основные положения Кодекса нашли свое отражение в новых Правилах листинга Московской Биржи.

В ноябре 2014 года состоялась заключительная ежегодная конференция, основными темами которой стали регулирование сделок с заинтересованностью, вопросы соотношения корпоративного управления и деловой этики, а также продолжение обсуждения международного опыта сбора и анализа отчетности о соблюдении рекомендаций кодексов корпоративного управления с целью содействия наилучшему применению нового российского Кодекса корпоративного управления.

Деятельность Круглого стола в 2012-2014 гг. получила высокую оценку со стороны ОЭСР и в начале 2015 года Россия согласовала с ОЭСР продление его работы на еще один трёхлетний период 2015-2017 гг. В настоящее время документ проходит процедуру подписания в ОЭСР.

В 2014-2015 гг. Принципы корпоративного управления ОЭСР и Руководство ОЭСР по корпоративному управлению государственных предприятий подверглись пересмотру, что подразумевает актуализацию соответствующих рекомендаций ОЭСР. Россия принимала непосредственное участие в пересмотре обоих документов. На очередном заседании Совета ОЭСР на уровне министров в июне 2015 года планируется принять рекомендации, после чего Россия продолжит процесс имплементации уже их актуализированных положений.

По состоянию на I квартал 2015 г. в рамках работы по приведению российской нормативно-правовой базы в соответствие с нормами ОЭСР 5 мая 2014 г. принят Федеральный закон № 99-ФЗ, отменяющий существовавшее ранее деление акционерных обществ на открытые и закрытые, вводящий в оборот единую организационно-правовую форму акционерного общества, а также включающий в Гражданский кодекс Российской Федерации статью 53.2. «Аффилированность». Вместе с тем вопросы регулирования аффилированности, в том числе законодательное закрепление понятия, требуют дальнейшего урегулирования в отраслевом законодательстве.

Также ведется разработка проекта федерального закона, направленного на приведение законодательства о хозяйственных обществах в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, относительно дифференцированного регулирования публичных и непубличных акционерных обществ.

Страхование и негосударственное пенсионное обеспечение

Участие Российской Федерации в работе Комитета ОЭСР по страхованию и частным пенсиям позволяет изучить наилучший опыт стран и получить экспертизу в области страховой деятельности и частного пенсионного обеспечения.

В соответствии с Планом участия федеральных органов исполнительной власти в заседаниях комитетов и рабочих групп ОЭСР, ежегодно утверждаемым Правительством Российской Федерации, российская делегация два раза в год принимает участие в заседаниях Комитета ОЭСР по страхованию и частным пенсиям и его рабочих групп.

В соответствии с распределением обязанностей между федеральными органами исполнительной власти и организациями по вопросам взаимодействия Российской Федерации и ОЭСР от 20 марта 2014 г. №409-р Минфин России определен ответственным исполнителем в Комитете ОЭСР по страхованию и частным пенсиям, а также в Рабочей группе государственных экспертов в области страхования, Минтруд России является ответственным исполнителем в Рабочей группе ОЭСР по частным пенсиям.

Координирует работу по подготовке участия российской делегации в заседании Рабочей группы ОЭСР по частным пенсиям сформированная Минтрудом России межведомственная рабочая группа по выработке предложений по вопросам, рассматриваемым Комитетом ОЭСР по страхованию и частным пенсиям в рамках переговорного процесса по присоединению Российской Федерации к ОЭСР.

В декабре 2014 года российская делегация приняла участие в очередном 94-ом заседании Комитета ОЭСР по страхованию и частным пенсиям, на котором Минфином России была представлена презентация о последних изменениях в российском страховом законодательстве, а также в очередном 33-м заседании Рабочей группы ОЭСР по частным пенсиям, по итогам которого российская сторона направила в ОЭСР предложение изучить в рамках деятельности Рабочей группы на 2015-2016 год вопрос о долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы и устойчивости деятельности негосударственных пенсионных фондов в условиях кризиса.

Ежегодно российской стороной в ОЭСР направляются проработанные и заполненные в соответствии с методикой ОЭСР вопросники и статистические таблицы, характеризующие российскую систему формирования пенсионных накоплений в форматах обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.

В январе 2015 года Российская федерация провела работу по заполнению профиля Российской Федерации в международной базе данных по вопросам регулирования частных пенсий «Глобальная пенсионная статистика» (GPS) и предоставила в ОЭСР соответствующие статистические показатели по российскому пенсионному рынку за 2013 год.

В марте 2015 года российской стороной в ОЭСР был направлен заполненный вопросник «Финансовое образование для лучшего пенсионного планирования».

В апреле 2015 года Российская Федерация отправила в ОЭСР информацию об основных показателях деятельности негосударственных пенсионных фондов за 2014 год, заполнив соответствующий вопросник. Предоставленные российской стороной данные были использованы ОЭСР для выпуска в мае 2015 года информационного бюллетеня «Пенсионные фонды в цифрах».

В июне 2015 года в ОЭСР был направлен заполненный вопросник «Регулирование инвестиционной деятельности пенсионных фондов». Также в июне 2015 года российской стороной были собраны и отправлены в ОЭСР статистические показатели по пенсионному рынку за 2014 год и первый квартал 2015 года. Представленная российской стороной статистическая информация будет использована для выпуска в сентябре 2015 года публикации ОЭСР «Пенсионные рынки в фокусе».

В целях гармонизации российского пенсионного законодательства с Ключевыми принципами регулирования негосударственного пенсионного обеспечения принят Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ, который устанавливает требования к досрочному негосударственному пенсионному обеспечению и закрепляет особенности деятельности фонда по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению.

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 223-ФЗ в российское страховое законодательство имплементирована Рекомендация Совета ОЭСР по добросовестной практике по урегулированию страховых претензий, обеспечивающая более эффективную и справедливую организацию выплат страховых возмещений при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Данный закон устанавливает требования к экономически обоснованным предельным размерам базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов, а также требования к структуре страховых тарифов и порядку их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В июне 2015 года российская делегация планирует принять участие в 34-ом заседании Рабочей группы по частным пенсиям и 95-ом заседании Комитета по страхованию и частным пенсиям.

Налоговая политика

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2014 г. № 409-р головным ведомством, ответственным за Комитет ОЭСР по налоговой политике, является Минфин России. Согласно распоряжению в работе также участвуют Минэкономразвития России и ФНС России.

Сотрудничество с ОЭСР по линии налоговой политики направлено, в первую очередь, на совершенствование налоговой системы страны и борьбы с выводом прибыли из-под налогообложения, а также повышение имиджа Российской Федерации на международной арене.

В 2014 году в рамках Глобального форума по транспарентности и обмену информацией для налоговых целей Российская Федерация успешно прошла процедуру обзора законодательства и административной практики на предмет их соответствия международным критериям транспарентности.

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. № 325-ФЗ ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Присоединение к Конвенции закрепляет статус России как страны с транспарентной налоговой системой и предоставляет доступ к универсальному инструменту взаимодействия с зарубежными налоговыми администрациями с целью координации действий, направленных на борьбу с уклонением от уплаты налогов.

Также в целях борьбы с незаконной налоговой оптимизацией Российская Федерация активно взаимодействует с ОЭСР (в том числе в рамках Группы 20) по Плану действий по борьбе с эрозией налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (BEPS). Так, в рамках реализации указанного Плана и во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию принят Федеральный закон от 24 ноября 2014 г № 376-ФЗ, ужесточающий правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. Принятый закон стал одной из главных антиофшорных мер, разработанных в России.

Регуляторная политика и государственное управление

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2014 г. № 409-р головным ведомством, ответственным за Комитеты ОЭСР по государственному управлению и регуляторной политике, является Минэкономразвития России. Согласно распоряжению в работе также участвуют Минюст России, ФТС России, ФАС России, Минфин России, Минтруд России, МИД России и ФСТ России.

Российские эксперты и представители федеральных органов исполнительной власти продолжают принимать активное участие в заседаниях Комитетов по государственному управлению и регуляторной политике.

В 2014 году в Секретариат ОЭСР направлено официальное письмо России о поддержке Рекомендации Совета ОЭСР по стратегии развития цифровых правительств. В соответствии с этой рекомендацией Правительством Российской Федерации устраняется «цифровое неравенство» (ограничение возможностей социальной группы ввиду отсутствия доступа к современным средствам коммуникации), создаются государственные информационные системы, обеспечивающие доступ граждан и организаций к информации о деятельности и услугам органов власти, внедряются системы электронной демократии.

Также проведена работа по оценке рекомендаций, разрабатываемых ОЭСР в интересах стран-членов и стран-кандидатов, по бюджетному регулированию, государственным закупкам и гендерному равенству. Российская Федерация выступила с положительной оценкой указанных рекомендаций в рамках заседания Комитета по государственному управлению в ноябре 2014 года.

За 2014-2015 гг. Россия предоставила в ОЭСР информацию о системе государственных закупок, защите прав осведомителей и урегулированию конфликтов интересов на государственной службе в рамках соответствующих вопросников.

В настоящее время Россия принимает участие в разработке проекта исследования ОЭСР по Открытому правительству. Цель исследования – повышение возможности для проведения будущих реформ государственного сектора, основанных на принципах прозрачности и подотчетности.

Российская Федерация также продолжает осуществлять мероприятия по повышению качества регуляторной политики в Российской Федерации с учетом рекомендаций ОЭСР. Данное направление сотрудничества с ОЭСР является одним из наиболее результативных. К настоящему времени в России сформирована и действует новая модель ведомственного нормотворчества (применяемая в странах-членах Европейского союза и ОЭСР), основанная на обязательности проведения федеральными органами исполнительной власти – разработчиками проектов нормативных правовых актов всестороннего анализа вырабатываемых регуляторных решений (национальный институт проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ)).

По мнению экспертов, российский институт ОРВ в значительной степени соответствует наилучшим мировым стандартам. При этом сам механизм оценки регулирующего воздействия постоянно совершенствуется. Так, 30 января 2015 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации № 83, утверждающее правила проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, в котором учтены нормы Рекомендации Совета ОЭСР по регуляторной политике и государственному управлению в части определения и оценки фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативных правовых актов, а также выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статистика

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2014 г. № 409-р головным ведомством, ответственным за Комитет ОЭСР по статистике, является Росстат. Согласно распоряжению в работе также участвуют ФНС России, Минфин России, Минэкономразвития России и Банк России (по согласованию).

Россия продолжает сотрудничество с ОЭСР по линии статистики. Взаимодействие с ОЭСР осуществляется в рамках Меморандума о взаимопонимании и направлениях совместной деятельности, подписанном в 2001 году между Государственным Комитетом Российской Федерации по статистике и Директоратом статистики ОЭСР.

Проблематика предоставления статистической информации является чрезвычайно актуальной на новом этапе сотрудничества ОЭСР.

В настоящее время статистическая информация предоставляется в ОЭСР на регулярной основе, что позволяет обеспечить включение данных по России в основные публикации этой Организации. Заполнение и направление конкретных вопросников в ОЭСР осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2014 г. № 409-р.

Головное ведомство, ответственное за тот или иной рабочий орган ОЭСР, при участии заинтересованных участников организует работу по заполнению вопросника и предоставляет в ОЭСР «единый» ответ от страны.

Полный перечень вопросников представлен на сайте ОЭСР http://www.oecd.org/statistics/data-collection/.

За период 2014 и 2015 гг. российские эксперты активно принимали участие в деятельности рабочих органов ОЭСР в области статистики: 

  • ежегодная рабочая встреча ОЭСР по национальным счетам; 
  • группа экспертов по распространению информации по доходам, потреблению и сбережениям домашних хозяйств ОЭСР; 
  • ежегодная рабочая встреча ОЭСР по статистике окружающей природной среды; 
  • рабочая группа ОЭСР по внедрению Системы экономических счетов окружающей природной среды.

В октябре 2014 года Росстатом, Минэкономразвития России, Минфином России утвержден План мероприятий по реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития по развитию системы национальных счетов Российской Федерации.

Указанный План направлен на поэтапную реализацию рекомендаций ОЭСР и призван привести российскую систему национальных счетов в соответствие с общепринятой международной практикой. Его реализация подразумевает внедрение классификаторов, предусмотренных международными стандартами.

Согласно Плану в настоящее время ведется работа по внесению в законодательство изменений, предусматривающих предоставление субъектам государственной статистики сведений о налогоплательщиках, составляющих налоговую тайну, совершенствуются системы общероссийских классификаторов, обеспечивается их внедрение в практику национальных счетов.

Одновременно, в целях выполнения рекомендаций ОЭСР, идет доработка и согласование проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения», предусматривающего обязательное участие населения во Всероссийской переписи населения.

Туризм

Взаимодействие с ОЭСР позволяет адаптировать в Российской Федерации лучший опыт стран в туристской политике и имплементировать в российское законодательство рекомендации ОЭСР в сфере туризма.

При разработке законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации» учитываются положения Рекомендации Совета ОЭСР в отношении охраны окружающей среды и туризма.

Предлагаемые законопроектом изменения направлены на совершенствование правового регулирования выездного туризма, на повышение защиты интересов потребителей туристских услуг и качества предоставляемых услуг, на создание прозрачного и контролируемого туристского рынка, а также на усиление ответственности туроператоров.

В октябре 2014 года российская делегация приняла участие в 94-ом заседании Комитета по туризму.

В настоящий момент российская сторона ведет работу по систематизации процесса предоставления статистических данных по туристическому рынку, принимая участие в обзоре ОЭСР «Тенденции и политика в сфере туризма в 2016 году». >В нем будут отражены основные статистические показатели по российскому туристическому рынку за 2013 и 2014 гг.

Здравоохранение

В соответствии с распределением обязанностей между федеральными органами исполнительной власти и организациями по вопросам взаимодействия Российской Федерации и ОЭСР от 20 марта 2014 г. №409-р Минздрав России определен ответственным исполнителем в Комитете ОЭСР по здравоохранению. Согласно распоряжению в работе также участвуют Минэкономразвития России, Роспотребнадзор и МИД России.

Представители Минздрава России и эксперты ФГБУ «ЦНИИОИЗ» ежегодно участвуют в заседаниях Комитета по здравоохранению, а также его рабочих групп - Рабочей группе по национальным счетам здравоохранения и Рабочей группе по качеству медицинской помощи.

В июне 2014 года российская делегация приняла участие в 15-ом заседании Комитета, на котором представила информацию по вопросам финансирования здравоохранения в Российской Федерации.

В декабре 2014 года на 16-ом заседании Комитета российская сторона выступила в ОЭСР с комментариями по вопросу деятельности служб скорой медицинской помощи и приняла участие в обсуждении проблематики борьбы с алкоголизмом.

Также российская сторона принимает участие в мероприятиях ОЭСР по статистике здравоохранения, что позволяет отслеживать тенденции и опыт стран ОЭСР в области методологии сбора и анализа статистической информации в области здравоохранения. Так, в октябре 2014 года на заседании Рабочей группы ОЭСР по национальным счетам здравоохранения российская сторона выступила по вопросу формирования счетов здравоохранения, а также по вопросу эффективности медицинской помощи в России.

Также ежегодно Российская Федерация направляет в ОЭСР статистические данные по российскому здравоохранению. Минздрав России на регулярной основе обеспечивает предоставление статистической информации в области здравоохранения в ОЭСР. В мае 2015 года в ОЭСР был направлен очередной заполненный краткий статистический вопросник по данным здравоохранения (Health Data), содержащий статистическую информацию по российскому здравоохранению за 2013 и 2014 гг.

Малое и среднее предпринимательство

При разработке мер по совершенствованию сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) Российская Федерация стремится учитывать положения Политических условия для инвестиций (PFI). Особое значение для развития МСП имеют разделы PFI, посвященные вопросам конкуренции, государственного регулирования сектора МСП, защиты прав интеллектуальной собственности, поощрения и финансирования инвестиций. Россия также является участницей ключевых нормативных документов ОЭСР в области МСП – Болонской хартии 2000 г. и Стамбульской декларации 2004 г.

С учетом наилучших мировых практик в Российской Федерации уже проведены реформы налогового сектора, упрощен доступ к технологической инфраструктуре, усовершенствована система государственных закупок, созданы и модернизированы с учетом конъюнктуры и темпов экономического роста программы финансовой поддержки субъектов МСП и, в частности, программы поддержки инновационного предпринимательства.

Решен ряд ключевых задач по поддержке МСП на начальном этапе развития - 29 декабря 2014 г. принят Федеральный закон № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий предоставление субъектам Российской Федерации права в период 2015-2020 гг. устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей налоговую ставку в размере 0 % в рамках применения ими упрощенной или патентной систем налогообложения в течение двух налоговых периодов («налоговые каникулы»).

Для малых компаний установлены льготные тарифы за технологическое присоединение к электрическим сетям, позволяющие снизить тариф на технологическое присоединение к электросетям для потребителей до 15 Киловатт (около 85 % подаваемых заявок на подключение) в среднем в 12 раз.

В рамках совершенствования системы государственных закупок, с 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым субъекты МСП получили доступ к государственным заказам.

С учетом участия России в деятельности профильных рабочих органов ОЭСР, активно развивается международное научно-техническое сотрудничество (например, в рамках Европейской сети поддержки предпринимательства (Enterprise EuropeNetwork), способствующее трансферу технологий, привлечению инвестиций и формированию совместных предприятий.

В 2015 году завершено исследование «Анализ вопросов и политики в области малого и среднего предпринимательства в России», проведенное ОЭСР по инициативе ГК «Внешэкономбанк» при поддержке Минэкономразвития России. Результаты исследования были представлены экспертами ОЭСР 4 декабря 2014 г. в г. Ульяновске на II Международной конференции «Внешнеэкономическая деятельность как фактор эффективного развития субъектов Российской Федерации», а также в ходе презентации, состоявшейся 12 марта 2015 г. на площадке Минэкономразвития России.

В исследовании впервые представлены данные по вопросам развития сегмента МСП в России и эффективности мер государственной поддержки в данной сфере, сопоставимые со странами ОЭСР. Выработанные по итогам исследования рекомендации охватывают широкий спектр вопросов – от создания благоприятных для предпринимателей условий и разработки государственной стратегии в сфере МСП до финансирования предпринимательства и повышения эффективности региональной политики в данной области, что позволит обеспечить комплексный подход при решении проблем, с которыми сталкивается сектор МСП в России.

Основные выводы и рекомендации доложены 7 апреля 2015 г. на заседании Государственного совета Российской Федерации в рамках обсуждения мер по развитию малого и среднего предпринимательства в России.

Многие рекомендации ОЭСР по итогам проведенного исследования соответствуют проблемам сектора МСП, вынесенным на обсуждение на заседании Госсовета, в их числе, в частности, сложности, с которыми сталкиваются малые инновационные предприятия – стартапы, в т.ч. проблемы их выживаемости, коммерциализация результатов НИОКР, создания крупных инновационных центров при ВУЗах, венчурного финансирования.

Ряд рекомендаций ОЭСР реализуются в России уже в течение нескольких лет, требуя лишь дальнейшего развития: создано Агентство кредитных гарантий (в настоящий момент на его базе создается Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства), ведется работа по популяризации обучения предпринимательству в российских учебных заведениях (к примеру, программы MBA действуют в Московской школе управления «Сколково», РАНХиГС).

По-прежнему актуальной остается, также нашедшая отражение в исследовании ОЭСР, проблема ведения значительной частью сектора российского МСП теневой экономической деятельности, обострившаяся в условиях ухудшения экономической ситуации в стране.

Конкуренция

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2014 г. № 409-р ответственными федеральными органами исполнительной власти по вопросам взаимодействия России с Комитетом ОЭСР по конкуренции являются ФАС России (головной исполнитель), в работе также участвуют Минэкономразвития России и ФСТ России.

Продолжается активная экспертная работа в рамках подготовки и участия в заседаниях Комитета по конкуренции ОЭСР и соответствующих рабочих группах. В рамках взаимодействия с ОЭСР также осуществлены изменения в области антимонопольного законодательства и правоприменения.

В 2014 году был одобрен Правительством Российской Федерации и принят в 1-м чтении Государственной Думой Российской Федерации пакет поправок в российское антимонопольное законодательство – так называемый «четвертый антимонопольный пакет», разработанный во исполнение Рекомендаций ОЭСР. В его разработке принимали участие представители бизнес-сообщества, лучшие российские практикующие юристы и экономисты.

В 2014 году Россия официально присоединилась к Рекомендации ОЭСР, касающейся международного сотрудничества в расследованиях и в судебных разбирательствах в области конкуренции, принятой Советом ОЭСР 16 сентября 2014 г. Рекомендация призвана содействовать выработке и имплементации политики в области эффективного международного сотрудничества между компетентными органами в области конкуренции. Рекомендация приобретает особую важность в условиях растущей глобализации и, как следствие, углубления трансграничной правоприменительной практики.

Кроме того, в рамках проводимого ОЭСР мониторинга имплементации Рекомендаций Совета ОЭСР по борьбе со сговорами на торгах в ходе государственных закупок в марте 2015 года в ОЭСР направлена информация о ходе выполнения Российской Федерацией данных Рекомендаций.

ФАС России, как головное ведомство, ответственное за взаимодействие с Комитетом, принимает активное участие в его работе. Так, на заседании комитета в декабре 2014 года представители ФАС России выступили с докладами по следующим темам: национальный опыт структурного разделения; развитие системы маркеров в программах смягчения ответственности в делах о картелях; изменение институционального дизайна конкурентных ведомств; конкуренция и интеллектуальная собственность.

ФАС России тесно сотрудничает с Будапештским региональным центром по конкуренции ОЭСР-Венгрия (ОЭСР-ГВХ РЦК). В рамках этого формата сотрудничества в России регулярно проводятся совместные мероприятия, в частности семинар в г. Казани 14-16 октября 2014 г. «Вопросы конкуренции в деятельности аэропортов», семинар в г. Великом Новгороде 2-4 июня 2015 г. «Комплект методических инструментов ОЭСР для оценки конкуренции».

Экспортное кредитование

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2014 г. № 409-р ответственными федеральными органами исполнительной власти и организациями за взаимодействие с ОЭСР по линии Рабочей группы ОЭСР по экспортному кредитованию и кредитным гарантиям являются: Минэкономразвития России (головной исполнитель), в работе также участвуют Минфин России, Минпромторг России, ГК «Внешэкономбанк», АО «ЭКСАР» (по согласованию) и АО «Росэксимбанк» (по согласованию).

В целях имплементации норм Рекомендаций ОЭСР по вопросам борьбы с подкупом иностранных должностных лиц применительно к государственному кредитованию экспорта государственными институтами финансовой поддержки экспорта Внешэкономбанком, ОАО «ЭКСАР» и ЗАО «Росэксимбанк» были разработаны соответствующие регламенты:

  • Порядок организации работы Внешэкономбанка по проведению антикоррупционной экспертизы проектов, финансирование которых осуществляется с государственной поддержкой (утвержден приказом Председателя Внешэкономбанка от 30 июня 2014 г. № 585);
  • Порядок осуществления деятельности ОАО «ЭКСАР» по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц (утвержден 25 декабря 2013 года на заседании Правления ОАО «ЭКСАР»);
  • Регламент ЗАО «Росэксимбанк» по противодействию коррупции и подкупу должностных лиц при рассмотрении запросов о предоставлении финансовой и гарантийной поддержки российского экспорта с привлечением государственных гарантий Российской Федерации (утвержден 12 ноября 2013 года на заседании Правления ЗАО «Росэксимбанк»).

Были подготовлены и официально направлены в адрес секретариата ОЭСР в августе 2014 года опросники ОЭСР о выполнении положений данной Рекомендации ОЭСР применительно к государственному кредитованию экспорта. Данные опросники вошли в общий обзор ОЭСР о реализации Рекомендаций применительно к государственному кредитованию экспорта в 2014 году.

Российской делегацией в рамках мероприятий ОЭСР по экспортному кредитованию (март, июнь и ноябрь 2014 г.) были даны пояснения о соответствии условий финансирования Россией экспортных проектов по строительству АЭС требованиям ОЭСР и передан список контактных лиц от Минфина России, ответственных за предоставление соответствующей информации участникам Рабочей группы по экспортным кредитам и гарантиям. Также была представлена информация о реализации ими положений Рекомендаций ОЭСР по вопросам борьбы с подкупом иностранных должностных лиц применительно к государственному кредитованию экспорта.

В целях совершенствования механизма координации работы по данному направлению, был подготовлен перевод Договоренности ОЭСР об экспортном кредитовании с государственной поддержкой (ДОЭК). Ведется работа по закреплению за ним статуса «официальный».

Цифровая экономика и информационная безопасность

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2014 г. № 409-р головным ведомством, ответственным за Комитет ОЭСР по политике в области цифровой экономики является Минкомсвязь России. Согласно распоряжению в работе также участвуют ФСБ России, МИД России, ФСТЭК России, Минэкономразвития России и Роскомнадзор.

Комитет ОЭСР по политике в области цифровой экономики строит свою работу по трем основным направлениям: развитие коммуникационной инфраструктуры и услуг, оценка и анализ цифровой экономики, вопросы безопасности информационного пространства и защиты частной жизни.

В ходе заседаний Комитета, а также дополнительных консультаций с его Секретариатом российской стороной проводится работа по разъяснению соответствия российской политики в области цифровой экономики рекомендациям и нормам ОЭСР. Так, в 2013 году был достигнут определенный прогресс в понимании экспертами ОЭСР политики России в области защиты детей в процессе использования онлайн-ресурсов.

Профильные министерства участвуют в работе по заполнению опросников ОЭСР по развитию сферы ИКТ в России, данные используются для подготовки ежегодных обзоров ОЭСР «Цифровая экономика».

В настоящее время при координации Минэкономразвития России проводится подготовительная работа к плановым заседаниям Комитета ОЭСР по цифровой экономике (июнь и декабрь текущего года), в ней участвуют заинтересованные ведомства и представители экспертного сообщества.

Одной из задач является овладение передовым опытом стран-членов ОЭСР в области развития и безопасности информационного пространства, в частности, по таким направлениям, как обработка больших данных и защита персональных данных, в том числе при их трансграничной передаче.

Потребительская политика

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2014 г. № 409-р головным ведомством, ответственным за Комитет ОЭСР по политике в сфере потребления, является Роспотребнадзор. Согласно распоряжению в работе также участвуют Минэкономразвития России, ФАС России и Роскомнадзор.

На сегодняшний день в рамках Комитета ОЭСР по политике в сфере потребления работа разделена на два направления – безопасность потребительской продукции и пересмотр Руководящих принципов ОЭСР по электронной коммерции 1999 г.

В рамках повышения безопасности потребительской продукции Российская Федерация совместно с ОЭСР ведет работу по оценке рисков от использования потребительской продукции, в том числе химических, физических и биологических. В мае 2015 года Российская Федерация приняла участие в глобальном исследовании ОЭСР в рамках оценки риска, заполнив соответствующие вопросники.

Российская Федерация в составе неформальной рабочей группы совместно с Секретариатом ОЭСР и другими странами ведет работу по пересмотру Принципов по электронной коммерции 1999 г. Так, в рамках подготовки новой редакции Руководящих принципов ОЭСР по электронной коммерции Российская Федерация приняла участие в двух вебинарах, посвященных пересмотру и обсуждению новой редакции вышеуказанных принципов. По результатам проведенной работы была подготовлена новая рабочая версия документа, которая была представлена к обсуждению на заседании Комитета ОЭСР по политике в сфере потребления в апреле 2015 года.

Образование

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2014 г. № 409-р головным ведомством, ответственным за Комитет ОЭСР по образовательной политике, является Минобрнауки России. Согласно распоряжению в работе также участвуют Минэкономразвития России, МИД России, Россотрудничество.

Участие в работе Комитета по образовательной политике ОЭСР и его групп позволяет использовать передовой опыт стран для развития образовательной сферы и повышения ее эффективности в Российской Федерации.

Российские эксперты принимают участие в деятельности таких подразделений ОЭСР, как Рабочая группа по статистическим индикаторам образовательных систем (INES), Программа по институциональному управлению в высшем образовании (IMHE), Сеть по воспитанию и обучению детей младшего возраста (ECEC), Центр по исследованиям и инновациям в образовании (CERI).

В рамках деятельности INES Россия принимает совместное со странами-членами ОЭСР участие в разработке международных индикаторов образовательных систем, а также осуществляет представление данных в соответствии с международными стандартами по российскому образованию. Во взаимодействии с IMHE проводятся: оценка результатов высшего образования, мониторинг и анализ политики, стратегии развития сферы высшего образования с учетом интересов университетов. В России был реализован первый цикл проекта AHELO (Оценка результатов обучения в высшем образовании), разработанный командой IMHE ОЭСР, который позволил получить информацию как на уровне вузов и образовательных программ, так и на международном уровне, о возможности проведения оценки результатов обучения в высшем образовании на выходе из университета, о достоинствах и проблемах образовательных программ. В декабре 2014 года вышел Обзор ОЭСР по результатам реализации проекта AHELO в России, в котором изложены рекомендации по повышению качества российского высшего образования.

В настоящий момент в России реализуется ряд проектов в области образования: Программа международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA), Программа международной оценки компетенций взрослых (PIAAC), Международное исследование преподавания и обучения (TALIS), Международное сравнительное лонгитюдное исследование динамики развития компетенций (ESP). Методология, инструменты, результаты реализации проектов и анализа данных используются для имплементации исследований на национальном уровне, оценки места России на международном уровне.

Научная политика

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2014 г. № 409-р головным ведомством, ответственным за Комитет ОЭСР по научно-технологической политике, является Минобрнауки России. Согласно распоряжению в работе также участвуют Минэкономразвития России, МИД России, Россотрудничество.

Комитет по научно-технологической политике является перспективной площадкой для продвижения российских интересов и передовых разработок в сфере науки, технологий и инноваций (далее – НТИ). Участвуя в работе Комитета, Россия получает доступ к базам данных сопоставительного анализа в области НТИ, что дает возможность анализа меняющихся тенденций на мировом рынке «хайтека», а также при корректировке национальной стратегии экономического роста.

В настоящий момент Россия принимает участие в проводимой Организацией работе по пересмотру Инновационной стратегии ОЭСР (далее – Стратегия ОЭСР). В апреле 2015 года в адрес ОЭСР были направлены комментарии и предложения российской стороны (в том числе по включению в стратегию лучших примеров из российской национальной практики) к проекту Стратегии ОЭСР, представленному на последнем заседании Комитета. Опыт и результаты участия в указанной работе будут учтены при актуализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. и других программных документов в области инновационного развития. Российские эксперты также принимают участие в проводимой в текущий момент работе ОЭСР по пересмотру Основных международных рекомендаций по статистике научных исследований и разработок (Руководство Фраскати) и Рекомендаций по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло), подготовке Обзора ОЭСР по науке, инновациям и промышленности на 2016 г., а также работе над совершенствованием Платформы инновационной политики IPP (www.innovationpolicyplatform.org), инструмента ОЭСР по распространению и обмену новейшими знаниями в сфере инновационной политики на базе современной интерактивной и функциональной технологической платформы.

В рамках последнего заседания Комитета согласована возможность включения российских экспертов в новообразованную Рабочую группу по биотехнологиям, нанотехнологиям и конвергентным технологиям. Представители Российской Федерации на регулярной основе участвуют в деятельности Глобального Форума ОЭСР по вопросам науки и Рабочей группы по инновационной и технологической политике (TIP).


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1