Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Программа развития ООН (ПРООН)

Источник: Минэкономразвития России
26 сентября 2010 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ООН (ПРООН)
United Nations Development Programme (UNDP);
Programme des Nations Unies pour le développement (PNUD)

Место расположения: Нью-Йорк, США
Год основания: 1965 г.
Администратор Программы: Хелен Кларк (Н.Зеландия) с 20 апреля 2009 г.
Официальные языки: английский, французский, испанский, арабский, русский, китайский

ПРООН является глобальной сетью ООН в области развития. Она выступает в поддержку преобразований и предоставляет доступ к источникам знаний, практическому опыту и ресурсам в целях содействия улучшению жизни населения. ПРООН работает в 166 странах и 11 территориях, взаимодействуя с ними в выработке их собственных решений по проблемам глобального и национального развития.

ПРООН была создана в 1965 году в результате слияния Специального фонда ООН, учрежденного в 1958 году, и Расширенной программы технической помощи, основанной в 1949 году. Финансовые средства ПРООН образуются из добровольных взносов участников организации, которыми могут быть страны-члены или наблюдатели ООН, и других крупных международных организаций. В настоящее время таких стран более 200.

ПРООН является сегодня одной из самых значимых международных орга­низаций. Она содействует развитию процессов реализации жизненно важных проблем по обеспечению достижения интересов всех слоев населения различных государств, наделению их более широкими правами в области создания рабочих мест, улучшения положения женщин, преодоления нищеты в мире, решения природоохранных аспектов с учетом воздействия эко­логических факторов.

Основной целью ПРООН как важнейшего финансирующего органа ООН является создание необходимых условий функционирования устойчивых процессов жизнеобеспечения и развития человека, содействие развивающимся странам в создании реального экономического потенциала для перехода к системе рыночных отношений.

ПРООН в своей работе руководствуется следующими принципами:

• универсальность деятельности — формирование своего ресурсного потенциала за счет ежегодных добровольных взносов большинства стран мира, принятие Исполнительным Советом важнейших коллегиальных решений в области финансирования приоритетных программ развития государств — членов ООН;

• глобальность деятельности — ПРООН имеет крупнейшую сеть представительств в 177 странах и региональных объединениях мира, что позволяет осуществлять успешное сотрудничество в целях развития с правительствами многих стран, юридическими и физическими лицами, в интересах которых реализуется эта деятельность. Представители — резиденты ПРООН возглавляют ее отделения в странах мира и являются основными координаторами оперативной деятельности ООН, свя­занной с управлением специальными целевыми фондами, координацией усилий по оказанию помощи странам в стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях;

• адаптация мировых достижений — содействие развитию и использованию научно-технического и социально-экономического потенциала, накопленного в странах мира, в том числе в международных и региональных научных и исследовательских учреждениях и неправительственных организациях, усиление продвижения межгосударственных и национальных программ развития стран;

• мобилизация, концентрация и реализация приоритетных сфер деятельности — оказание финансовой поддержки конкретным перспективным правительственным программам путем ежегодного привлечения средств в размере 9 млрд. долл. США и предоставления значительных ресурсов в распоряжение специализированным целевым и трастовым фондам, действующим под управлением ООН.

Важнейшие функциональные аспекты работы ПРООН включают финансирование следующих приоритетных направлений, в процессе реализации которых в странах достигается существенный социальный, экономический и технико-технологический результат в реальном масштабе времени:

• развитие потенциальных областей деятельности стран, направленной на координацию процессов экономической взаимопомощи государств, совершенствование рыночных реформ, углубление демократизации, расширение сотрудничества с общественными организациями;

• содействие странам в развитии первоочередных сфер деятельности в интересах их устойчивого формирования, во взаимоувязке всеобщих глобальных проблем, их ресурсных возможностей с национальными приоритетами деятельности и определении реальных путей достижения поставленных целей;

• оказание помощи правительствам стран в осуществлении целевых программ, отражающих стратегию национального развития;

• участие в привлечении дополнительных финансовых средств, содействие их мобилизации из различных источников, включая Всемирный банк и другие специализированные кредитные организации, для создания специальных фондов развития стран;

• обеспечение развития научно-технического сотрудничества между странами путем совершенствования их совместной деятельности и адаптации их возможностей и потребностей в интересах взаимной выгоды, расширения доступа к современным научным знаниям и передовым технологиям;

• содействие потенциальным возможностям стран в развитии гражданских и общественных отношений, укреплении правовых основ неправительственных и общественных организаций в целях их активного участия в решении государственных проблем;

• участие в непосредственном продвижении приоритетных проектов стран по достижению реальных политических ценностей, связанных с использованием новаторских видов деятельности;

• создание необходимых условий для развития партнерских отношений между региональными экономическими блоками и объединениями, формирования международных соглашений по глобальным проблемам мирового развития;

• поддержка развития мирных процессов на региональных и национальных уровнях, предотвращения конфликтов, совершенствования основ мирового сообщества.

В настоящее время ПРООН оказывает непосредственную помощь в решении первоочередных проблем в области развития человека и его реальных потребностей. Она осуществляет финансирование бюджетных стратегий развития более 30 стран мира, нацеленных на повышение жизненного уровня населения. Организационная деятельность ПРООН характеризуется гибким реагированием на изменяющиеся потребности мирового сообщества в сфере использования новейших концепций, характеризующих возможности развития человеческого потенциала.

 

ПРООН  участвует в управлении Фондом капитального развития ООН (ФКРООН); Глобальным экологическим фондом (ГЭФ), Программой добровольцев ООН (ДООН), Фондом Организации Объединенных Наций для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ), Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА).

Фонд капитального развития ООН, учрежденный ГА ООН в декабре 1966 года, осуществляет финансиро­вание перспективных проектов развития, связанных с инфраструктурой жизнеобеспечения населения в мире, улучшением жизни людей в наименее развитых странах. Цель Фонда – содействовать развивающимся странам в подъеме их экономики и пополнении имеющихся у них ресурсов путем предоставления капиталов в форме даров и займов – в особенности долгосрочных беспроцентных займов или займов по низким процентным ставкам.

Деятельность Глобального экологического фонда направлена на достижение решающих сдвигов в повышении уровня экологической устойчивости окружающей среды и защиты экосистем нашей планеты, снижении негативных последствий, вызванных наводнениями, выбросами в атмосферу технологических отходов, вырубкой лесов, загрязнением водотоков, истощением озонного слоя земли и др.

Результатом реализации Программы Добровольцы ООН является обеспечение направления (на добровольной основе) в развивающиеся страны технически подготовленных специалистов для оказания содействия национальному возрождению и развитию, повышению уровня жизни населения.

Фонд ООН для развития в интересах женщин осуществляет прямые инвестиции и оказывает реальную поддержку перспективным проектам развития в целях обеспечения помощи женщинам, повышения их статуса в обществе, расширения их участия в процессах принятия и реализации важнейших государственных решений.

Фонд ООН в области народонаселения является международным агентством по развитию, которое способствует продвижению прав женщин, мужчины и детей на здоровье и равные возможности. ЮНФПА поддерживает страны в использовании демографических данных для разработки политики и программ по снижению бедности, а также обеспечения того, чтобы каждая беременность была желанной, каждые роды - безопасными, никто не страдал от ВИЧ/СПИДа, к каждой девочке и женщине было достойное и уважительное отношение.

Руководящим органом ПРООН является Административный Совет в составе 36 человек, представляющих как развивающиеся, так и промышленно развитые страны. В состав Административного совета входят представители пяти региональных  группировок.  В нынешнем составе Административного совета африканский регион представляют восемь государств (Ангола, Конго, Джибути, Эфиопия, Лесото, Либерия, Марокко, Нигер), азиатский регион семь стран – Бангладеш, Китай, Фиджи, Индонезия, Иран, Пакистан, Корея; Латинскую Америку пять стран – Аргентина, Бразилия, Сальвадор, Гватемала и Никарагуа, Восточную Европу четыре страны – Беларусь, Болгария, Россия и Чехия, Западную Европу и другие страны мира двенадцать стран - Франция, Германия, Ирландия, Япония, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Великобритания и США.

Административный совет проводит свои заседания один раз в год. На этих заседаниях рассматриваются наиболее значимые вопросы деятельности организации, утверждается Администратор Программы, избирается Бюро в составе Председателя и четырех его заместителей (каждый из которых может быть переизбран еще на один срок). При выборе Председателя Административного совета применяется принцип ротации – представитель каждой региональной группы осуществляет председательство один раз в пять лет.

Общую координацию текущей работы и взаимодействия ПРООН с различными Фондами осуществляет Секретариат Административного совета.

Штаб-квартира ПРООН

United Nations Development Programme
One United Nations Plaza
New York, NY 10017 USA
Tel: +1 (212) 906-5000

Офис по поддержке проектов Трастового Фонда «Российская Федерация – Программа развития ООН в целях развития»

125009, Москва, Леонтьевский пер., 9, 

Тел.: 8(495) 787-21 00
Факс: 8(495) 787-21 01
office@undp.ru

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С ПРООН

Сотрудничество ПРООН с Россией началось в 1993 году, когда было подписано соответствующее соглашение, ставшее юридической базой для вовлечения России
в международное сотрудничество для решения экономических, экологических
и гуманитарных проблем. Соглашение определяет условия, на которых ПРООН оказывало помощь российскому правительству в реализации различных проектов.

Всего в рамках  программ ПРООН в России было реализовано около 150 проектов. Общий объем средств, направленных на их осуществление в период с 1997
по 2011 годы составил около 171 млн. долл. США.

В связи с переходом России в категорию доноров сотрудничество с ПРООН осуществляется на новой основе.

В настоящее время правовой базой сотрудничества России и ПРООН является Рамочное соглашение о партнерстве между Правительством Российской Федерации и ПРООН от 23 января 2015 г. и Соглашения между Правительством Российской Федерации и ПРООН о создании «Трастового фонда Российская Федерация – Программа развития ООН в целях развития» (далее – Трастовый фонд)
от 11 июня 2015 г. На 2015-2019 годы бюджет Трастового фонда составляет
25 млн. долл. США. В апреле 2016 года Правительством Российской Федерации принято решение о дополнительном выделении 10 млн. долл. США в бюджет Трастового фонда для финансирования проектов в области противодействия изменению климата в программных странах.

Общее руководство Фондом осуществляет Руководящий комитет в составе представителей ПРООН, МИД России, Минфина России, Минэкономразвития России и других заинтересованных российских ведомств при рассмотрении проектов специализированной направленности.

Проектная деятельность. Трастовый фонд стал эффективным и надежным инструментом поддержки проектов, отобранных на конкурсной основе, и направленных на достижение всего комплекса Целей устойчивого развития, помогая удовлетворять нужды уязвимого населения, способствуя занятости, экономическому росту и повышению эффективности государственного управления. С 2013 года по настоящее время Российской Федерацией профинансировано 27 проектов стоимостью порядка 54 млн. долл. США в странах СНГ, Зимбабве, Сербии, на Кубе и странах Азиатско-тихоокеанского региона, включая 16 проектов Трастового фонда и 4 проекта в рамках чрезвычайной-гуманитарной помощи Филиппинам, Сирии
и Кубе.

Мониторинг и оценка результатов российских проектов. С 2015 г. ПРООН
в целях оценки результатов российских проектов запустил практику организации полевых визитов в программные страны. В частности, в Киргизию
(2015 г., 2017 г.), Таджикистан (2016 г.), Армению (2016 г.). Широкая сеть региональных офисов в каждой программной стране позволяет ПРООН осуществлять «ручную настройку» проектов при тесной координации с местным населением. Это обеспечивает эффективное и целенаправленное использование средств, выделяемых Россией на реализацию проектов под управлением ПРООН.


 

 

ОБЩИЙ ФОНД ДЛЯ СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ (ОФСТ)

../Desktop/Снимок%20экрана%202017-11-09%20в%2017.51.13.png

Место расположения: г. Амстердам, Нидерланды

Основан: 1980  г.

Создан: по инициативе ЮНКТАД в соответствии с Женевским соглашением от  27.06.1980 г.

Членство: 101 страна, 9 региональных объединений.

Директор-распорядитель: Парвиндар Сингх (Индия) 

Общий фонд для сырьевых товаров (ОФСТ) - международная межправительственная финансовая организация, созданная по инициативе ЮНКТАД в рамках Интегрированной программы для сырьевых товаров, которая представляет собой систему стабилизации мировых рынков основных видов сырьевых товаров. Эта система предусматривает заключение международных стабилизационных товарных соглашений по важнейшим видам сырьевых товаров для противодействия нестабильности цен на сырьевые товары путем закупки товаров для торможения падения цен на них и последующей продажи товаров из буферных запасов для предотвращения взлета цен.

Основное направление деятельности ОФСТ заключается в предоставлении льготного финансирования странам-членам на реализацию проектов в области сырьевых товаров. В 2016 – 2018 гг. ОФСТ планирует финансировать проекты в рамках слабейших звеньев цепочек добавленной стоимости в сфере сельского хозяйства, металлургии и минеральных ресурсов. Возможная ориентация проектов: улучшение производства, производительности и качества; переработка и увеличение добавленной стоимости; товарная диверсификация; маркетинг; передача и усовершенствование технологий; управление рисками. На настоящее время Фонд профинансировал 412 проектов в размере 335,7 млн. долл. США.

На 2016 - 2018 гг. запланировано финансирование проектов в размере 36 млн. долл. США. Дополнительно могут быть выделены средства партнерами ОФСТ: Фондом ОПЕК по международному развитию – 10,97 млн. долл. США и Голландским фондом целевого развития – 4,25 млн. долл. США).

Условия кредитования проектов. Стоимость одного проекта варьируется в диапазоне от 300 тыс. до 1,5 млн. долл. ОФСТ предоставляет финансирование на период, как правило, не превышающий 7 лет (2 года на выплату средств ОФСТ и последующие 5 лет на возвращение займов/кредитов/возвратных дотаций и т.д.). Доходность проекта должна составлять как минимум 4,0 % годовых на 3-годичной постоянной основе. Индикативная процентная ставка ОФСТ составляет от 5 %
до 10 % в год в зависимости от уровня риска по проекту.

Система управления в ОФСТ. Руководящие органы ОФСТ представлены Исполнительным и Управляющим советами.

Управляющий совет является высшим органом ОФСТ и состоит из числа представителей стран-участниц, которые определяют стратегические направления деятельности ОФСТ. Заседания Управляющего совета проходят один раз в год после заседаний Исполнительного совета.

Совет Исполнительных директоров собирается на свои заседания два раза в год для разрешения текущих вопросов работы ОФСТ и принятия решений относительно проектной деятельности Фонда.

Решения по всем вопросам на рассмотрении Исполнительного и Управляющего советов принимаются простым большинством голосов.

Сотрудничество с Российской Федерацией. Российская Федерация участвует в работе ОФСТ с 1992 г. как правопреемница СССР, присоединившегося к ОФСТ в 1987 г. От российской стороны участие в ОФСТ обеспечивает Минэкономразвития России.

Решением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. № 2308-р одобрены поправки к Соглашению об Учреждении Общего фонда для сырьевых товаров от 27 июня 1980 г. (далее – Соглашение). Итоговое вступление в силу поправок к Соглашению ожидается после проведения соответствующих национальных процедур всеми странами-участницами Общего фонда для сырьевых товаров (далее – ОФСТ, Фонд), что станет логичным завершением реформы ОФСТ, начатой в 2009 году.

Актуализация Соглашения исключает изначально заложенную в международном договоре систему сотрудничества ОФСТ с международными товарными организациями (МТО) на основе формирования стабилизационных запасов сырьевых товаров и принцип финансирования Фондом проектов МТО на безвозмездной грантовой основе.

Начиная с 2014 года ОФСТ осуществляет практику финансирования проектов участников рынков сырьевых товаров, включая проекты МТО, на конкурсной основе в форме предоставления ссуды и участия в акционерном капитале.

Нововведением в ожидаемой редакции Соглашения станут закрепление мандата ОФСТ на сотрудничество с другими специализированными финансовыми фондами
для повышения мобилизации ресурсов с целью выполнения Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Изменения также затронут внутреннюю финансовую и инвестиционную политику ОФСТ, что позволит сделать управление Фондом более эффективным и операционным.

Для Российской Федерации совершенствование деятельности Фонда имеет принципиальное значение, так как страна является крупнейшим держателем 1 865 акций Фонда (на втором месте Германия – 1 819 акций, на третьем месте Китай – 1 111 акций). В политике Российской Федерации в области содействия международному развитию ОФСТ рассматривается как один из важных инструментов содействия иностранным государствам в сфере сельского хозяйства, металлургии и горной промышленности, имеющим потенциал расширения своей деятельности на пространство СНГ.

Стратегические интересы для Российской Федерации в сотрудничестве с Фондом:

1. Содействие отраслевой диверсификации России и реализация политики импортозамещения за счет продвижения интересов российских предприятий сырьевых отраслей.

2. Получение дополнительных источников финансирования деятельности в сфере содействия международному развитию.

3. Оказание содействия российским компаниям в выходе на зарубежные рынки.

Штаб-квартира ОФСТ

Common Fund for Commodities (CFC)

Rietlandpark 301

1019 DW Amsterdam, the Netherlands

P.O. Box 74656

1070 BR Amsterdam, the Netherlands


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1