Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

О торгово-экономическом сотрудничестве России с Ираком

Источник: МЭРиТ
17 декабря 2003 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой
Торгово-экономическое сотрудничество с основными курируемыми странами.

Торгово-экономические отношения с Ираком начали осуществляться с 1958 года. Был подписан ряд двусторонних документов, в том числе Соглашение от 13 июня 1986 г., по которому Стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования с расчетами в свободно конвертируемой валюте.

До введения в 1990 году санкций ООН в связи с оккупацией Кувейта Ирак был нашим крупнейшим торговым партнером на Ближнем Востоке. Товарооборот в 1989 г. превышал 2 млрд. долл. США.

Перспективность иракского рынка всегда определялась его высокой платежеспособностью, обеспеченной вторыми по величине в мире запасами нефти.

В августе 1993 г. в Багдаде, впервые со времени введения  санкций, были проведены российско-иракские переговоры по вопросам торгово-экономического сотрудничества, в ходе которых были подписаны следующие документы:

*  Соглашение о торговле, экономическом и научно-техническом сотрудничестве;

*  Соглашение об учреждении Российско-Иракской комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

В 1994 г. в Москве было проведено первое заседание Российско-Иракской комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Последнее, четвертое, заседание состоялось в марте 2002 г. в Москве.

Введенные СБ ООН в 1990 г. торгово-экономические санкции в отношении Ирака (Резолюция 661) установили запреты на импорт и экспорт любых товаров, а также на перевод в Ирак финансовых средств и других экономических ресурсов. Исключение составили медицинские товары и продукты питания, поставки которых разрешены при условии получения одобрения со стороны Комитета по санкциям ООН в отношении Ирака.

С целью облегчения тяжелой экономической ситуации в стране СБ ООН принял Резолюцию 986 (1995 г.), в соответствии с которой Багдаду разрешалось экспортировать нефть на 2 млрд. долл. США каждые 6 месяцев (одна фаза), а на вырученные средства закупать медикаменты и продовольствие (программа – «нефть в обмен на продовольствие и медикаменты»). Во исполнение этой резолюции в 1996 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании (МОВ) между Правительством Республики Ирак и Секретариатом ООН, который определил механизм программы. Следует отметить, что иракцы проводят линию на закупку товаров только национального производства стран - экспортеров. Однако России был предоставлен преференциальный режим, который разрешает ей поставку товаров из третьих стран.

Начиная с 1998 г., номенклатура поставляемых в Ирак товаров в рамках Программы значительно расширилась за счет машин, оборудования, транспортных средств и запасных частей, имеющих прямое отношение к обеспечению жизнедеятельности страны. В настоящее время в поставках машин, оборудования, транспортных средств и других готовых изделий в Ирак принимают участие более 60-ти российских компаний.

В последнее время проявляют все больший интерес к работе на   иракском рынке субъекты Российской Федерации. Отмечается особая активность Татарстана (нефтегазовая отрасль, поставка автомобилей «КАМАЗ»), Чувашской Республики, Калужской области (инновационные возможности предприятий), Ярославской области (судостроительный завод).

 

Динамика торговли с Ираком характеризуется следующими данными (в млн. долл. США):

 

1989г.

1990г.

1997г.

1998г.

1999г.

2000г.

 2001г.

2002 г.

Товарооборот

2.051,8

1.377,0

5,2

43,1

75,5

89,8

186,9

366,4

Экспорт

425,3

472,8

5,2

43,1

75,5

89,8

186,9

366,4

Импорт

1.626,5

904,2

-

-

-

-

-

-

Источник: ГТК России.

 

Официальная статистика не отражает фактического объема торгово-экономического сотрудничества в последние годы, поскольку не учитывает операции российских компаний с иракской нефтью, а также поставки гуманитарных товаров из третьих стран. На российские компании приходится 35-40 % экспорта иракской нефти (в 2002 г. – 124 млн. барр.).

Основными препятствиями на пути восстановления полномасштабного сотрудничества с Ираком в торгово-экономической сфере остаются сохранение режима международных санкций и связанные с этим проблемы финансирования крупных совместных объектов. Несмотря на принятие руководством Ирака политического решения о приоритетности развития торгово-экономического сотрудничества с Россией, действие санкций СБ ООН крайне отрицательно сказывается на осуществлении ряда проектов, прежде всего в нефтегазовой промышленности и энергетике.

По этой причине фактически остановлена реализация подписанного в марте 1997 г. контракта на разработку крупнейшего иракского нефтяного месторождения Западная Курна-2 с участием ОАО НК «Лукойл». Вокруг этого объекта ситуация в последнее время обострилась в связи с намерением иракской стороны расторгнуть торговые отношения с российской компанией.

Существуют сложности и с другими объектами в нефтяной отрасли. Замороженные с 1990 г. совместные проекты «Западная Курна-1», «КСП-6», «Северная Румейла» могут быть потеряны для российских компаний. Межправительственное соглашение от 25 апреля 1995 г. закрепило за указанными проектами статус объектов двустороннего российско-иракского сотрудничества. Однако невозможность для российских консорциумов (по причине санкций) незамедлительно подключиться к реализации проектов на условиях иракской стороны побудило Министерство нефти Ирака начать работы по обустройству данных нефтяных месторождений самостоятельно.

Все поставки в Ирак российских товаров осуществляются в рамках программы «Нефть в обмен на гуманитарные поставки», 12-ая фаза которой закончилась 25 ноября 2002 г. 4 декабря 2002 года СБ ООН принял Резолюцию 1447 о продлении действия программы на 180 дней.

Кроме того, начиная с 12-й фазы программы, действует предложенный США механизм экспертизы товаров, поставляемых в Ирак, на основе т.н. «обзорных списков товаров» (ОСТ). Основная идея этого механизма заключается, с одной стороны, в упрощении и ускорении процедуры экспертизы в Комитете по санкциям товаров и технологий, предлагаемых для поставки в Ирак, а с другой, в более тщательной проработке контрактов, предусматривающих экспорт в Ирак товаров двойного назначения. В настоящее время американцы предлагают внести в ОСТ порядка 20-ти новых наименований товаров, а для более чем 10-ти позиций товаров пересмотреть технические параметры. Это может серьезно подорвать интересы российских компаний, поставляющих в Ирак тяжелую автодорожную технику, автопокрышки для грузовых автомобилей, стальную арматуру.

На четвертом заседании Российско-Иракской комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству (18-19 марта 2002 г.) были рассмотрены и согласованы совместные действия по направлениям и объектам сотрудничества в таких областях, как нефтяная и газовая промышленность, электроэнергетика, промышленное и научно-техническое сотрудничество, сельское хозяйство и ирригация, здравоохранение, культура,  информация, подготовка кадров.

В ходе заседания Комиссии было завершено согласование Долгосрочной программы развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Ирак и была достигнута договоренность о ее подписании в 2002 г.


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1