Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Информация о деятельности Минэкономразвития России по обеспечению благоприятных условий доступа на зарубежные рынки в 2011 году

Источник: Минэкономразвития России
12 апреля 2012 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

По состоянию на 1 января 2012 года Минэкономразвития России зафиксированы 72 ограничительные меры, применяемые иностранными государствами для защиты своего внутреннего товарного рынка, в том числе: 37 антидемпинговых мер, 5 специальных защитных мер, 30 иных мер нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Проводятся 4 антидемпинговых и 3 специальных защитных расследования, а также 15 пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер.

Ограничительные меры в отношении российских товаров применяют 20 государств: Австралия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Киргизия, Республика Корея, Мексика, Молдова, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Филиппины, а также страны-члены ЕС как единая таможенная территория. Максимальное количество ограничительных мер действует в ЕС, Украине, США и Белоруссии. Более половины от всех действующих антидемпинговых мер введены в отношении импорта российских черных металлов и изделий из них. Второе место занимают минеральные удобрения.

В 2011 году Украиной были инициированы 4 новых расследования, предшествующих введению мер защиты рынка: 2 антидемпинговых - в отношении импорта стекла и метанола, а также 2 специальных защитных - в отношении импорта нефтепродуктов и легковых автомобилей, ЕС - в отношении фитингов для труб.

Выявлен ряд иных нетарифных барьеров, негативно влияющих на доступ российских товаров на внешние рынки. Например, в результате финансового кризиса в Белоруссии с марта по сентябрь 2011 года предпринимались меры, направленные на ограничение поступления импортных товаров путем ограничения доступа импортеров к покупке иностранной валюты для оплаты контрактов по закупке товаров некритического импорта. Доступ к покупке иностранной валюты был ограничен как на биржевом, так и на межбанковском национальных рынках, что привело к появлению задолженностей белорусских потребителей перед российскими экспортерами и разрыву многолетних наработанных контактов. Проводилась активная работа по поиску решений для устранения несвоевременной конвертации национальной валюты Узбекистана в свободно конвертируемую валюту для оплаты российского экспорта товаров и услуг в данную страну.

Выявлен ряд проблем, связанных с обременительной процедурой лицензирования алкогольной и табачной продукции в Армении путем применения дифференцированной ставки сбора на лицензирование производства и импорта водки. До сих пор неурегулированной остается система применения дифференцированных ставок акцизов, которая применяется государствами-участниками СНГ в нарушение соглашений о свободной торговле – Арменией, Азербайджаном, Туркменистаном, Узбекистаном.

Отдельное внимание уделялось мониторингу мер, направленных на защиту окружающей среды и сохранение экологического баланса.

В 2011 году прекратили свое действие 35 мер, препятствующих доступу российских товаров на зарубежные рынки. По предварительным экспертным оценкам сумма предотвращенного ущерба составила порядка  700 млн. долл. США.

Так, специальные защитные расследования в Украине в отношении импорта холодильников и нефтепродуктов, в Молдавии в отношении импорта кондитерских изделий, в Киргизии в отношении яиц домашней птицы были завершены без введения меры. Без введения мер прекращено антидемпинговое расследование в Пакистане в отношении горячекатаного проката, а также пересмотр антидемпинговой меры в отношении хлоркалия в ЕС. По истечении срока действия без продления завершено взимание антидемпинговой меры в США в отношении магния, в ЕС - раствора мочевины и нитрата аммония, в Турции – скрученной проволоки и тросов, Кроме того, удалось добиться отмены антидемпинговой меры США в отношении поставок магния из России.

Были отменены антидемпинговые меры на горячекатаный и холоднокатаный прокат, а также на гальванизированные рулоны и листы российского происхождения, которые действовали в Перу более 10 лет. В Аргентине отменена антидемпинговая мера в отношении стального троса, а в Бразилии в отношении стального листа.

Узбекская сторона отменила взимание в Республиканский дорожный фонд сбора за приобретение и (или) временный ввоз на территорию Республики Узбекистан автотранспортных средств производства Российской Федерации.

Проводилась работа по урегулированию вопроса с непризнанием Австралией, Мексикой и Аргентиной рыночного статуса российской экономики. По итогам данной деятельности в марте 2011 года Аргентина и в июне 2011 года Мексика признали рыночный статус российской экономики. При этом антидемпинговая мера в Аргентине в отношении российского горячекатаного проката, рассчитанная по нерыночному сценарию, прекратила свое действие. В Мексике проводятся 2 пересмотра введенных ранее антидемпинговых мер, в связи с чем Минэкономразвития России продолжит работу по обеспечению надлежащего правоприменения решения мексиканской стороны. Австралия, в свою очередь, в марте 2011 г. на межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству выразила намерение в ближайшее время признать рыночный статус российской экономики и в ближайшее время должна формализовать такое решение.

Проводилась работа по идентификации и устранению мер технического регулирования, введенных иностранными государствами и негативно влияющих на доступ российской продукции на рынки этих стран. В частности, речь идет о работе по устранению необоснованных и чрезмерных требований при реализации в ЕС новой системы классификации химических веществ – REACH.

В рамках работы по информированию российских производителей и экспортеров об инструментах торговой политики, в январе 2011 года была издана брошюра «Инструменты защиты рынка. В помощь экспортеру». Ее главная цель - помочь российским экспортерам, сталкивающимся с применением третьими странами инструментов защиты рынка, определить свои права и обязательства в рамках подобных процедур. Также в настоящее время готовится к публикации брошюра «Доступ российской сельскохозяйственной продукции на зарубежные рынки».

С целью формирования  информационной среды в области торговой политики в настоящее время проводится работа по интеграции Интернет сайта  по вопросам режима доступа российских товаров, услуг и инвестиций на зарубежные рынки в структуру Интернет сайта «Портал внешнеэкономической информации».  Новый раздел сайта «Портал внешнеэкономической информации» будет содержать информационные, аналитические и справочные материалы по вопросам торговой политики, а также реестр ограничительных мер в отношении российских товаров и услуг.

Для усиления взаимодействия с российскими производителями и экспортерами с 2008 года проводятся регулярные заседания Рабочей группы по выработке мер преодоления барьеров для развития внешнеэкономической деятельности при Совете Минэкономразвития России по внешнеэкономической деятельности. В 2011 году  в рамках было проведено 10 заседаний Рабочей группы с российскими производителями и экспортерами, союзами и ассоциациями. Предметом обсуждения стали вопросы доступа продовольственных и сельскохозяйственных товаров, легкой и обувной продукции на зарубежные рынки, условий поставок продукции на рынки стран Латинской Америки, проблемы доступа российских товаров на рынок Республики Беларусь, вопросы функционирования региональных центров координации поддержки экспорто-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. Особый интерес у бизнес-кругов вызвали консультации по влиянию мер технического регулирования на российский экспорт.

Работа по обеспечению благоприятных условий доступа российской продукции будет продолжена по следующим направлениям:

- профилактика и предотвращение установления необоснованных торговых барьеров на пути конкурентоспособного российского экспорта, включая работу по пересмотру действующих антидемпинговых мер и либерализации иных барьеров в торговле со стороны торговых партнеров Российской Федерации;

- устранение дискриминационного подхода в отношении товаров российского происхождения на зарубежных рынках (включая решение проблемы признания рыночного статуса российской экономики и дискриминационного установления антидемпинговых и специальных защитных мер);

- совершенствование системы идентификации торговых ограничений и их устранения;

- формирование Партнерства с бизнесом по обеспечению благоприятных условий доступа российских товаров, услуг и инвестиций на зарубежные рынки.


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1