Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Справочная информация о Договоре о Евразийском экономическом союзе

Источник: Минэкономразвития России
11 июля 2016 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

Правовая основа Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) заложена в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор), а также международных документах, принимаемых в его развитие.

Цель Договора – обеспечить переход к следующей после ТС и ЕЭП стадии интеграции, устранить барьеры для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, реализовать скоординированную, согласованную или единую политику в ведущих отраслях экономики. Также одной из ключевых была задача сформировать единый документ с минимальным количеством отсылочных норм, удобный для использования, и прежде всего для бизнеса.

Основу разработки Договора составили действующие соглашения ТС и ЕЭП, которые были переработаны, дополнены, систематизированы, а, по сути, заново изложены в проекте Договора. Кроме того, источником формирования текста Договора являлась и договорно-правовая база ЕврАзЭС в той части, в которой она не противоречила договоренностям ТС и ЕЭП.

Вместе с тем, нормативно-правовая база Союза существенно расширена за счет включения новых тем и направлений, по которым не было договоренностей в ТС и ЕЭП, «интенсифицирована» экономическая составляющая будущего Союза, что на наш взгляд является значительным плюсом данного Договора и позволяет ощутимо продвинуться в части обеспечения правовых условий формирования единых рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы Союза.

Структурно Договор о ЕАЭС состоит из институциональной и функциональной частей: это 28 разделов и 118 статей. Помимо этого - 33 приложения к Договору о ЕАЭС, которые являются его неотъемлемой частью, конкретизируют и расширяют положения статей.

Институциональная часть Договора о ЕАЭС определяет правовой статус Союза, основные цели, принципы, компетенцию и право Союза, органы Союза, бюджет и системы контроля финансово-хозяйственной деятельности Союза, регулирует другие вопросы общего характера.

В соответствии с Договором о ЕАЭС органами Союза являются Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия, Суд Евразийского экономического союза.

Функциональная часть Договора о ЕАЭС закрепляет базовые договоренности Союза по отдельным отраслевым направлениям сотрудничества: таможенно-тарифное регулирование, внешнеторговая политика, техническое регулирование и санитарные, фитосанитарные, ветеринарные меры, макроэкономическая и валютная политики, регулирование финансовых рынков, регулирование сферы услуг и инвестиций, конкурентная политика и естественные монополии, энергетика, транспорт, государственные закупки, интеллектуальная собственность, промышленность, сельское хозяйство, вопросы трудовой миграции.

Важнейшей новацией Договора о ЕАЭС стали принципиальные договоренности о проведении в Союзе согласованной (а в ряде случаев единой) политики в разных сферах экономической деятельности (например, макроэкономической, валютной, промышленной, сельскохозяйственной, транспортной политики, в том числе по таким видам транспорта как водный, воздушный и автомобильный транспорт, договоренностей по которым не было в ТС и ЕЭП).

Так, в рамках Союза предусматривается проведение промышленной политики (при координирующей роли Евразийской экономической комиссии), включающей реализацию таких основных инструментов, как:

  • промышленная кооперация и промышленное сотрудничество;
  • совместные технологические платформы и промышленные кластеры;
  • совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • совместные программы и проекты развития приоритетных видов деятельности;
  • взаимное информирование о направлениях реализации национальных промышленных политик, планируемых объемах государственной поддержки;
  • консультации по вопросам субсидирования производства промышленных товаров (в том числе чувствительных для государств-членов, например, автомобилей, сельскохозяйственной техники и т.п.) для взаимного учета позиций.

Также в рамках Союза предусмотрено проведение согласованной (скоординированной) агропромышленной политики, которая предусматривает взаимодействие государств-членов по таким ключевым вопросам, как:

  • прогнозирование в агропромышленном комплексе;
  • государственная поддержка сельского хозяйства;
  • регулирование общего аграрного рынка;
  • развитие экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
  • научное и инновационное развитие агропромышленного комплекса.

Впервые стороны договорились проводить согласованную политику в сфере защиты прав потребителей на территории Союза.

Значимой новацией в ЕАЭС является переход к формированию единого рынка услуг (в том числе через взаимное признание разрешительных документов).

В сфере финансовых рынков предусмотрена поэтапная гармонизация с постепенным движением к созданию наднационального финансового регулятора.

Кроме того, государства-члены ЕАЭС поэтапно будут двигаться к единым энергетическим рынкам:

формирование общего электроэнергетического рынка Союза и обеспечение доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики в срок до 1 июля 2019 года;

поэтапное формирование общего рынка газа Союза и обеспечение доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа в срок до 1 января 2025 года;

формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и обеспечение доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов в срок до 1 января 2025 года.

Предусмотрено функционирование общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий.

На качественно новый уровень в Союзе выводится сотрудничество в области трудовой миграции. Так, например, сторонами, в целях защиты национального рынка труда, не применяются ограничения (квоты, разрешения на работу), когда трудящийся из одного государства Союза работает в другом государстве Союза по трудовому или по гражданско-правовому договору. Для трудящихся из стран Союза с первого дня трудовой деятельности устанавливаются такие же, как и для граждан государства трудоустройства, условия налогообложения доходов физических лиц. Кроме того, упрощен порядок въезда(выезда) и пребывания, предусмотрена бОльшая социальная защищенность трудящихся из государств Союза. Впервые достигнута договорённость о том, что работодатель признаёт документы об образовании трудящихся государств Союза без проведения дополнительных процедур признания.

В целях реализации Договора решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2014 года № 58 утвержден Рабочий план разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Рабочий план). Принятие документов, предусмотренных данным Рабочим планом, в целом обеспечит сближение и гармонизацию национальных законодательств в целях эффективного функционирования ЕАЭС. Всего Рабочий план предусматривает принятие 125 документов в следующие сроки: 2014 год – 52 документа; 2015 год – 49 документов; 2016 год – 14 документов; 2017 год – 5 документов; 2018 год – 1 документ; 2024 год – 2 документа; на постоянной основе - 1 документ (до 30 мая); без указания срока – 1 документ.

В Российской Федерации на базе Рабочего плана принят План подготовки органами государственной власти Российской Федерации и организациями документов (включая действия Российской Федерации по выполнению обязательств Российской Федерации), подлежащих разработке в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Протокол заседания подкомиссии по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, утвержден Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым 29 декабря 2014 года).


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1