Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Справка об инвестиционном климате в России по состоянию на 17 марта 2005 года

Источник: ДИП, МЭРТ
23 марта 2005 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

Справка об инвестиционном климате в России

В России достигнуты определенные результаты в проведении социально-экономической политики. Об этом свидетельствует макроэкономическая стабилизация, на фоне которой отмечаются положительные изменения в отношении иностранных инвесторов к России.

По оценке Федеральной службы государственной статистики за 2004 г. ВВП увеличился к соответствующему периоду 2003 года на 7,1%,  промышленное производство возросло на 6,1 % к аналогичному периоду прошлого года. Накопленный объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования 2004 г. оценивается в размере 2729,8 млрд. рублей. Рост инвестиции в основной капитал составил 10,9%.

По данным Минэкономразвития России в 2004 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 82 млрд. долларов США. В 2004 г. в Россию поступило 40,5 млрд.долл.США иностранных инвестиций, что на 36,4% больше, чем в 2003 г. Наибольший удельный вес в поступившем иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 75,9 %, доля прямых инвестиций составила - 23,3 %, портфельных - 0,8 %.

Основными странами-инвесторами в российскую экономику продолжают оставаться Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, Соединенные Штаты Америки и Франция. На их долю приходилось порядка 80% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых - порядка  78%.

Формируется положительный имидж России в мировом сообществе. В частности, инвестиционный уровень кредитного рейтинга был присвоен России в октябре 2003 года рейтинговым агентством Moody's, в ноябре 2004 г. - агентством Fitch, а в январе 2005 г. - агентством Standard and Poor's.

В соответствии с оценкой консалтингового агентства А.Т.Kearney Россия занимает 11 место по привлекательности вложений прямых иностранных инвестиций. А по оценкам Института международных финансов наша страна по инвестиционной привлекательности стоит на одном уровне с Китаем.

Иностранный капитал преимущественно направляется в отрасли промышленность. Следующими по инвестиционной привлекательности объектами остаются торговля и общественное питание, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка.

Одним из ключевых направлений структурных реформ является проводимая в настоящее время реформа системы государственного управления, направленная на сокращение избыточного вмешательства государства в экономику. Ощутимые результаты достигнуты в реализации административной реформы в части оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти и устранении дублирующих и избыточных функций.

В ходе административной реформы приняты меры по дебюрократизации экономики и устранению административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности. В частности, в целях повышения эффективности лицензирования был разработан проект поправок в соответствующий федеральный закон, направленный на сокращение количества лицензируемых видов деятельности, уточнение полномочий лицензирующих органов и защиту прав предпринимателей. Законопроект был принят Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении в октябре 2004 г.

Особого упоминания заслуживает реформа технического регулирования, направленная на создание условий для успешного развития бизнеса, гармонизацию существующих внутри страны стандартов с международными. Базовый закон принят, сейчас готовятся соответствующие подзаконные акты.

В декабре 2004 г. Президентом Российской Федерации подписан Градостроительный кодекс Российской Федерации, который регулирует вопросы, связанные с отношениями по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, строительству объектов капитального строительства и их реконструкции.

В рамках реформы правоприменения продолжается разработка механизмов обеспечения защиты прав собственности, в том числе защиты прав инвесторов и акционеров, разрешения корпоративных конфликтов, арбитражного и третейского судопроизводства. Также продолжается судебная реформа, направленная на повышение эффективности судебного разбирательства и обеспечения независимости судебных органов.

Особое внимание уделяется защите интеллектуальной собственности. В июле 2004 года вступил в силу федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об авторских и смежных правах», направленный на обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации и международным договорам, защиту авторских и смежных прав, что обеспечит расширение возможностей противодействия незаконному использованию прав, защиту прав потребителя, а также увеличение объемов легального оборота.

Показательны достижения в реформировании налоговой системы. Снижение налоговой нагрузки на экономику позволило улучшить финансовое состояние предприятий и расширить внутренние инвестиционные возможности российской экономики. С 1 января 2004 г. ставка налога на операции с ценными бумагами снижена с 0,8 до 0,2 % номинальной стоимости выпуска, ставка НДС снижена до 18 %. В июле 2004 года подписан федеральный закон о снижении размеров базовых налоговых ставок по единому социальному налогу и изменение шкалы регрессии; а также федеральный закон, предусматривающий внесение изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, расширяющий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Одним из условий защиты прав субъекта экономической деятельности является эффективное антимонопольное законодательство, направленное на поддержание конкуренции. В этих целях продолжается работа над совершенствованием превентивного контроля за злоупотреблением доминирующим положением на рынке. Большое внимание уделяется контролю за экономической концентрацией, что должно повысить активность на финансовом рынке и способствовать совершенствованию механизмов движения финансовых ресурсов. Так, 7 марта 2005 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 17 и 18 закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».  В рамках закона были увеличены пороговые значения стоимости активов хозяйствующихсубъектов.

В целях инвестиционного обеспечения экономики продолжается реформирование финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества.

В сентябре 2004 г. Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий по развитию финансовых рынков. План предусматривает внесение соответствующих изменений в законодательство о финансовых рынках и направлен на расширение использования производных финансовых инструментов, развитие принципов саморегулирования, унификацию требований по формированию собственного капитала, размещению средств, составу и структуре активов финансовых институтов.

Проделана большая работа в области регламентации деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг с точки зрения снижения рисков, развития новых финансовых инструментов для привлечения внешних и внутренних инвесторов, упрощения системы регистрации ценных бумаг, развития системы раскрытия информации эмитентами для инвесторов.

В 2004 году Президентом Российской Федерации подписан ряд законов, направленных на развитие фондового рынка, в том числе о внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве», направленный на защиту средств клиентов участников рынка ценных бумаг, и в Федеральный закон «Об акционерных обществах», направленный на улучшение инвестиционной деятельности акционерных обществ путем проведения эффективной дивидендной политики и соблюдения финансовой и хозяйственной прозрачности.

Планируется обязательное применение международных стандартов при составлении финансовой отчетности прошедшими процедуру листинга открытыми акционерными обществами. Закон обеспечит получение инвесторами достоверной информации о российских организациях на основе регламентации состава раскрываемой ими информации. Соответствующий законопроект принят Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении в декабре 2004 года.

В июле 2004 года на заседании Правительства Российской Федерации в основном одобрен проект Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации.

В августе 2004 года подписан федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности кредитных организаций», направленный на совершенствование правового регулирования процедур предупреждения и осуществления банкротства кредитных организаций.

В июле 2004 года Президентом Российской Федерации подписан закон о внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», позволяющий контролировать деятельность банков и институциональных инвесторов, а также операции с недвижимостью, денежными средствами и ценными бумагами.

В декабре 2004 г. Президентом Российской Федерации подписан закон о кредитных историях. Закон определяет порядок формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации о своевременности исполнения заемщиками обязательств по кредитам.

В декабре 2003 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в новой редакции, создающей равные условия для участников валютного рынка. Закон направлен на либерализацию внутреннего валютного рынка, устранение излишнего вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов, а также предусматривает переход от разрешительного порядка проведения валютных операций к уведомительному.

В рамках повышения открытости рынка страхования необходимо отметить принятие закона о внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», направленного на увеличение доли иностранного капитала в уставном капитале российских страховых организаций до 25% и снятие ряда ограничений для страховых организаций, имеющих долю иностранных инвестиций в капитале до 49%.

Кроме того, в рамках реформирования банковского сектора и реализации мероприятий стратегии развития банковского сектора предусматривается создание недискриминационных условий доступа для иностранного капитала в российский банковский сектор.

Кроме того, в январе 2005 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесены проекты Лесного кодекса Российской Федерации и Водного кодекса Российской Федерации, направленные на повышение эффективности использования природных ресурсов и создание чётких, прозрачных условий доступа к ним природопользователей.


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1