Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Минэкономразвития запустило интерактивное приложение по ОРВ

Источник: Минэкономразвития России
15 октября 2014 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

Минэкономразвития России запустило работу интерактивного приложения, позволяющего формировать историю по каждому проекту акта, поступившему на оценку регулирующего воздействия (ОРВ), а также фиксировать статистическую информацию. Сведения о количестве подготовленных заключений, данные по положительным и отрицательным оценкам, видам актов, ведомствам-разработчикам будут публиковаться ежемесячно и сопровождаться описанием наиболее значимых проектов, прошедших оценку.

Краткий обзор заключений об оценке регулирующего воздействия за сентябрь 2014 года

Минэкономразвития России в соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318, в сентябре 2014 г. было подготовлено 102 заключения об оценке регулирующего воздействия (далее – заключение об ОРВ), треть из которых – с отрицательными оценками.

Особого внимания заслуживает ряд заключений, выявивших наиболее «затратные» проекты нормативных правовых актов.

Например, законопроект «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (Минтранс России), которым предлагается установить для всех без исключений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, такие же требования как к профессиональным перевозчикам.

В частности, требование о наличии в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего аттестацию в установленном порядке, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, может обернуться для порядка 7 миллионовхозяйствующих субъектов1, по минимальным оценкам, от 53,6 млрд. руб. до 3,93 трлн. руб. непроизводственных расходов (заключение от 01.09.2014 № 21136-ОФ/Д26и).

Подобными примерами, когда, по мнению разработчика, новое регулирование не потребует каких-либо дополнительных расходов для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджета Российской Федерации, однако в ходе подготовки Минэкономразвития России заключения об ОРВ таковые были выявлены, являются:

  • проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности и формы паспорта безопасности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией» (МВД России);
  • проект постановления Правительства Российской Федерации «О нормах ввоза в Российскую Федерацию товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в адрес одного физического лица, и нормах ввоза в Российскую Федерацию товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Таможенного союза в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, в части превышения которых уплачиваются таможенные пошлины, налоги» (Минфин России).

Реализация разработанных МВД России требований к местам массового пребывания людей (расходы на реализацию требований инженерно-технического оснащения, а также на их организационное выполнение) потребует финансирования в размере 708 млрд. руб.2 (заключение от 08.09.2014 № 21672-ОФ/Д26и).

Именно столько по приблизительным оценкам потребует реализация требований, единственной целью установления которых является издание требований как таковое. Не говоря уже о противоречии законодательству о техническом регулировании и законодательству о градостроительной деятельности.

Предлагаемое Минфином России снижение порога беспошлинного ввоза товаров с 1000 евро до 150 в 12 раз увеличит нагрузку3 на Почту России и на таможенные органы, администрирование платежей которыми в 2013 г. и так составило 0,26 % от общего количества международных почтовых отправлений, подлежащих обложению. И помимо дополнительных затрат бюджета, необходимых для создания инфраструктуры по оплате таможенных пошлин, еще и снизит поступление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации (ввиду наращивания объемов трансграничной торговли с Республикой Казахстан) (заключение от 10.09.2014 № 21933-ОФ/Д26и).

Противоречивым примером регулирования является проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (Минфин России) (заключение от 23.09.2014 № 22999-ОФ/Д26и).

Одна из предлагаемых согласно указанному проекту мер – отмена запрета налоговым органам проводить две или более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период либо проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года. Данное решение представляется сомнительным способом достижения основной цели регулирования – снижение налоговой нагрузки в отношении вновь создаваемых в регионах промышленных предприятий в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных затрат.

Указанная мера скорее может увеличить административное давление и вызвать злоупотребления со стороны налоговых органов. Обоснований практической значимости изменения существующей регулярности контрольных мероприятий разработчиком не представлено.

Предлагаемое проектом постановления Правительства Российской Федерации «О порядке определения гарантийного объединения, которому предоставлено право выдавать книжки МДП и предоставлять гарантии в соответствии с положениями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975)» (Минтранс России) признание открытого конкурса несостоявшимся в случае, если подана только одна заявка, и вовсе создает риск невозможности применения Конвенции МДП и перевозки грузов с применением книжек МДП на территории Российской Федерации. Что в свою очередь повлече за собой необходимость поиска иных способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза и применяемых при таможенном транзите (заключение от 16.09.2014 № 22460-ОФ/Д26и).

Вместе с тем в целях минимизации такого риска целесообразно предусмотреть возможность заключения соглашения с единственным участником по аналогии с порядком Федерального закона № 44-ФЗ.

Подобные примеры являются нередким результатом отсутствия проведения разработчиком какой-либо содержательной работы по взвешенной оценке и обоснованию нового регулирования, анализа существующей практики.

[1] На оснащение (системы видеонаблюдения, освещения, оповещения и управления эвакуацией, инженерные средствами, препятствующие несанкционированному въезду  транспортных средств на территорию места массового пребывания людей) согласно предлагаемым требованиям только улиц городов с населением 500 тыс. человек потребуется порядка 15 млрд. рублей.

[2] По данным ФГУП «Почта России» в 2013 г. было обеспечено отправление 0,5 млн. международных почтовых отправлений (МПО), стоимостью свыше 1000 евро, и 6,2 млн. МПО, стоимостью свыше 150 евро.

[3] по состоянию на 1 января 2014 г. в Едином государственном реестре юридических лиц содержится информация о 4,6 млн. действующих юридических лицах, в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей – о 3,4 млн. индивидуальных предпринимателях. Можно предположить, что большинство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, используют в своей деятельности транспортные средства.

Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1