Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

О программе поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

Источник: Минэкономразвития России
29 сентября 2011 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО)

Вопрос: 

Структура финансирования

Ответ:

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713 общий объем финансирования составляет 880 млн. рублей, из которых предлагается направить:

1. 600 млн. рублей - на цели реализации программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций субъектов Российской Федерации в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденными настоящим постановлением, в форме предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

2. 132 млн. рублей – на цели поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденными настоящим постановлением, в форме предоставления субсидий некоммерческим организациям.

3. 48 млн. рублей - на цели:

- проведения научно-исследовательских работ по проблемам деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций, включая проведение мониторинга и анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, проведения мониторинга и анализа реализуемых мероприятий по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, а также подготовки предложений по совершенствованию механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, расширению масштабов их участия в предоставлении социальных услуг, финансируемых из бюджетных источников;

- обеспечения информационной поддержки реализации мероприятий по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций;

- организационно-технического и информационного обеспечения проведения конкурсов в целях предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям и бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, включая создание единой информационной системы в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

4. В размере 100 млн. рублей - на цели повышения квалификации работников социально ориентированных некоммерческих организаций, а также государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих по вопросам поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

Вопрос:

Каковы критерии конкурсного отбора регионов – участников программы поддержки СО НКО в 2011 году?

Ответ:

Основной критерий конкурсного отбора регионов Российской Федерации заключаются в том, что планируется поддерживать те регионы, в которых уже сейчас есть опыт поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, сформирована организационная почва.

Критериями отбора региональных программ будут как оценка показателей, характеризующих состояние сектора некоммерческих организаций в данном субъекте, так и принятие и реализация субъектом Российской Федерации нормативных правовых актов либо плана по их разработке и принятию в течение отчетного периода, предусматривающих:

- реализацию механизма распределения бюджетного финансирования оказания социальных услуг на конкурсной основе путем предоставления бюджетных субсидий либо реализацию механизма закупок работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд;

- предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям и организациям, предоставляющим им благотворительные пожертвования, налоговых льгот;

- предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям имущественной поддержки в виде предоставления недвижимого имущества в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование;

- обеспечение информационной поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в средствах массовой информации, а также посредством социальной рекламы;

- формирование попечительских (общественных, наблюдательных) советов государственных и муниципальных учреждений социальной сферы с обеспечением привлечения участия в их работе заинтересованных социально ориентированных некоммерческих организаций;

- проведение общественной экспертизы проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

Вопрос:

Каковы приоритетные направления реализации проектов НКО? 

Ответ:

Приоритетные направления определены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. №713, а именно:

а) профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства;

б) повышение качества жизни людей пожилого возраста;

в) социальная адаптация инвалидов и их семей;

г) развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;

д) развитие межнационального сотрудничества;

е) Также субъекты могут выбрать иные приоритеты поддержки, в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», исходя из специфики региона и отразить их в программе поддержки.

Вопрос:

Как предполагается определять объем субсидий для каждого региона-участника программы?

Ответ:

Распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке:

30 % - поровну между указанными бюджетами субъектов Российской Федерации;

30 % - пропорционально численности населения, постоянно проживающего на территории субъекта Российской Федерации (на последнюю отчетную дату);

40 % - пропорционально средней численности работников, занятых в расположенных на территории субъекта Российской Федерации некоммерческих организациях, обслуживающих домашние хозяйства.

Объем субсидий рассчитывается по формуле:

С1i = 0,3С1 /n + 0,3 С1  (D i  / D) + 0,4 С1  (Ai /A),

    где:

С1i - объем субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации;

С1 - объем   субсидий,  распределяемых  между  бюджетами  субъектов Российской Федерации;

n – количество субъектов Российской Федерации, прошедших конкурсный отбор;

Di - численность населения, постоянно проживающего на  территории  i-го  субъекта  Российской Федерации, на конец отчетного периода;

D – средняя численность населения субъектов Российской Федерации, успешно прошедших конкурсный отбор, на конец отчетного периода;

Ai –численность работников, занятых в расположенных на территории субъекта Российской Федерации некоммерческих организациях, обслуживающих домашние хозяйства, на конец отчетного периода.

A – общая численность работников, занятых в расположенных на территории субъекта Российской Федерации некоммерческих организациях, обслуживающих домашние хозяйства, прошедших конкурсный отбор, на конец отчетного периода.

Также учитывается уровень возможного софинансирования программы поддержки за счет субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации. Объем софинансирования региональной программы из федерального бюджета составляет от 50 до 80 % в зависимости от уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, рассчитанного в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Вопрос:

В какие сроки должны быть реализованы проекты НКО на федеральном и региональном уровнях?

Ответ:

Проекты СО НКО должны быть реализованы за тот срок, который будет указан в соглашении с Минэкономразвития России или субъектом Российской Федерации, т.е. проект может реализовываться в 2012 году.

Вопрос:

- Будут ли различаться условия поддержки в зависимости от вида НКО?

Ответ:

Дифференциации некоммерческие организации по организационно-правовой форме с точки зрения условий получения поддержки не планируется. Предполагается, что субсидии будут предоставляться при условии поддержки (возможно финансирования) со стороны самих некоммерческих организаций. При этом поддержка не обязательно должна быть финансовой, например возможна поддержка путем учета труда добровольцев.

Вопрос: 

Какие НКО являются социально ориентированными? Нужно ли подтверждение от органов власти? И могут ли участвовать в программах не СО НКО?

Ответ: 

Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом  №7- ФЗ от 12 января 1996 г. формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона №7-ФЗ.

Подтверждение от органов власти не требуется.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713 в программах могут участвовать только социально ориентированные некоммерческие организации.

Вопрос:

Что такое реестры социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки?

Ответ:

Порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки, оказываемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов российской Федерации и местными администрациями определен приказом Минэкономразвития России № 223 от 17.05.2011 г.

В реестры попадают организации по факту оказания им поддержки, что сделано с целью открытости информации о получателях субсидий и иной поддержки.

Вопрос:

- Субсидии будут выдаваться на поддержку административной деятельности некоммерческих организаций, или только для работы с конкретной целевой группой?

Ответ:

Конкурс, который представляет субъект Российской Федерации, предполагает, обеспечение предоставления услуг по указанной стоимости. Победители будут обязаны оказать данные услуги. Соотношение административных затрат и прибыли остается на усмотрение самой организации.

Разработан проект модельного положения о порядке предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации социально ориентированным некоммерческим организациям, он размещен на сайте Минэкономразвития России.

Вопрос:

- Кто принимает решение о поддержке тех или иных СО НКО в рамках программы?

Ответ:

Субъект Российской Федерации на конкурсной основе – в случае предоставления субсидии СО НКО субъектом. В случае предоставления субсидии СО НКО напрямую Минэкономразвития России на цели реализации программ в области оказания информационной, консультационной и методической поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций по основным направлениям их деятельности; выявления, обобщения и распространения лучшей практики реализации проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе путем проведения конференций и семинаров; содействия привлечению социально ориентированными некоммерческими организациями труда добровольцев – окончательное решение будет приниматься Координационным советом по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, который создается Минэкономразвития России на основе предложений конкурсной комиссии. В них войдут представители федеральных органов исполнительной власти, члены Общественной палаты Российской Федерации, представители социально ориентированных некоммерческих организаций, эксперты.

 

Обучение

Вопрос:

- Модель обучения? Кто будет обучаться? Могут ли пройти обучение студенты?

Ответ:

На повышение квалификации сотрудников некоммерческих организаций и сотрудников органов государственной власти, которые осуществляют взаимодействие с некоммерческими организациями выделено 100 млн. рублей в 2011 г. Планируется повышение квалификации 6,5 тысяч сотрудников некоммерческих организаций в рамках 72-х часовых курсов повышения квалификации. И 1,5 тысячи сотрудников региональных и местных органов власти.

Причем предполагается, что это обучение пройдет на местах, благодаря этому в единой аудитории будет не только совместное прослушивание лекций и участие в семинарах, но и совместное участие в коллективных проектах с участием представителей как органов власти на местах, так и некоммерческих организаций, связанных с реализацией проектов социальной политики.

Одновременно мы хотим обеспечить распространение лучшей практики деятельности СО НКО по приоритетным направлениям их деятельности. Это будет проходить как в форме повышения квалификации,  так и в форме деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций федерального уровня, которые уже сейчас имеют опыт такой сетевой консультационной информационно-образовательной деятельности.


Лучшие практики НКО

Вопрос:

- Есть ли критерий понятия «лучшая практика»?

Ответ:

Соотнесения результатов и издержек, которые были понесены на этот проект. Если результат превосходит издержки – то проект может рассматриваться как лучшая практика.

Вопрос:

- Примеры успешного опыта? Где почитать про Конференцию «Развитие институтов гражданского общества. Опыт регионов и муниципалитетов»?

Ответ:

5 лет подряд в Министерстве проводится конференция «Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества. Опыт регионов и муниципалитетов», где обобщалась данная практика в конкретных регионах.

Например:

Успешный опыт в налоговых льготах отмечен в  – Самарской области, Челябинской области, Московской области и г. Санкт-Петербург.

Механизм предоставления грантов – Новосибирская область, Красноярский край.

Общественный контроль – Пермский край.

И так далее. Везде все эти элементы в регионах нашли свое развитие, уже имеют достаточно надежную нормативно-правовую базу регионального уровня, и мы хотим максимально ускорить процесс внедрения этих механизмов в регионах, будем распространять лучшую практику в рамках образовательных программ, и в рамках нашего взаимодействия с субъектами Российской Федерации.

Сборники, выпущенные по итогам конференции, размещены на сайте Минэкономразвития России.


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1