Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Статьи и интервью

Госпрограмму по развитию Арктики оценили в 214 миллиардов рублей

24.01.17

А мы пойдем на север

Автор: Игорь Зубков

На проекты в Арктике отраслевые министерства просят у Минфина 214 миллиардов рублей.

Деньги планируется потратить на строительство атомного ледокола Лидер", средств подъема затонувших ядерных объектов, развитие проектов на шельфе и многое другое, рассказал "Российской газете" замминистра экономического развития Александр Цыбульский.

Эти проекты должны быть закреплены в госпрограмме "Социально- экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2025 года и дальнейшую перспективу". Ее согласование затянулось главным образом из- за "капиталоемких мероприятий", но в ближайшее время после финальных согласительных совещаний программу будет внесена в правительство. Ведомства уже снизили свои запросы: в марте прошлого года стоимость погруженных" в программу проектов оценивалась в 260 миллиардов рублей.

Речь идет об изменении подхода к развитию Арктики - он должен стать проектным. В основных "очагах" хозяйственного освоения на Севере планируется создать "каркас" из взаимоувязанных по срокам и финансированию комплексных проектов на основе государственно-частного партнерства.

Для этого выделяются восемь "опорных зон развития": Кольская, Архангельская, Ненецкая, Воркутинская, Ямало-Ненецкая, Таймыро-Туруханская, Северо-Якутская и Чукотская.

У каждой будет свой утвержденный правительством перечень приоритетных проектов.

"Причем это могут быть как проекты в Арктике, так и вне Арктики, но для Арктики (техника и технологии для арктических нужд, кадровое и научное обеспечение), а также проекты, для которых Арктика формирует грузопоток или, наоборот, выступает транспортным коридором", - пояснил "Российской газете" Александр Цыбульский.

По его словам, при создании инфраструктуры под конкретный проект будут учитываться потребности всех "интересантов", работающих в опорной зоне.

Это не является чем-то абсолютно новым, еще в советское время рядом друг с другом создавались взаимосвязанные производства, и за счет использования общей инфраструктуры, энергетических мощностей, кадровой базы и так далее достигался синергетический эффект. Называлось это территориально-производственным комплексом.

В современной России по этому же принципу был запущен ряд крупных проектов, например, "Урал Промышленный - Урал Полярный", комплексное развитие Нижнего Приангарья и Южной Якутии.

"Но зачастую амбициозные планы откладывались на неопределенный срок из-за отказа ключевых участников от своих обязательств", - говорит Александр Цыбульский.

При этом получается, что добросовестная сторона, а это, как правило, государство, просто теряет уже сделанные вложения".

Поэтому он предлагает вводить "безотзывные обязательства" для участников проектов в опорных зонах - должна быть установлена ответственность и государства и бизнеса за отказ от заявленных инвестиций.

Всего, по итогам "ревизии", проведенной Минэкономразвития вместе с другими ведомствами, региональными властями и крупными компаниями, было выбрано около 150 реализуемых или запланированных приоритетных проектов общей стоимостью почти 5 триллионов рублей.

Из них около 4 триллионов приходится на частные инвестиции, оставшийся триллион – на федеральный и региональные бюджеты. Две трети проектов в Арктике связаны с добычей и переработкой полезных ископаемых, включая геологоразведку и шельфовые проекты.

На севере Урала, Сибири и Дальнего Востока опорные зоны будут строиться вокруг минерально-сырьевых центров (МСЦ). В Якутии это оловорудный МСЦ "Усть-Яна", добыча алмазов и нефтяные месторождения на Западно-Анабарском лицензионном участке.

На Ямале крупнейшими МСЦ являются месторождения проекта "Ямал СПГ", Новопортовское нефтегазовое и Бованенковское газовое месторождения, там же ближе к 2030 году планируется разработка еще ряда нефтегазовых центров.

Таймыро-Туруханская опорная зона включает Норильский промышленный район, Ванкорский нефтедобывающий кластер, Таймырский центр угледобычи и перспективные МСЦ нефтегазодобычи - Усть Енисейский, Хатангский и Авамский.

Все эти планы и подходы невозможны без развития транспорта на Севере.

Например, для добычи на Ямале нужен железнодорожный коридор Обская - Сабетта" с выходом на трассы Севморпути, а приступить к разработке перспективных месторождений в Якутии можно будет только после развития речного судоходства. Там реки, по существу, являются единственными транспортными артериями, но чтобы их использовать, потребуются дноуглубительные работы, воссоздание портовой инфраструктуры, восстановление речного флота и так далее.

Кроме того, в госпрограмме будет уделено место вопросам экологии и развития коренных малочисленных народов Севера, подчеркнул Александр Цыбульский.

Документы