Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Статьи и интервью

Интервью М.Э. Дмитриева, "Газета", 14.01.2004, с. 8

16.01.04

 Свое первое в этом году заседание правительство завтра посвятит реформе медстраха. Соответствующий закон Минэкономразвития разрабатывает уже два года, но до сих пор чиновники из Белого дома браковали его, а последний вариант законопроекта и вовсе назвали "мертворожденным". Но, похоже, правительство вынуждено принять закон - реформа медстраха признана одним из "национальных проектов", включенных в предвыборную программу Владимира Путина на второй президентский срок. О том, как кабинет намерен обеспечить гражданам "качественное медобслуживание" за 1238 рублей в год, корреспонденту ГАЗЕТЫ Наталии Бияновой рассказал первый замминистра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев.

"Аппендицит можно вырезать и за 500 рублей, и за 10 тысяч"

- Закон должен установить, на какую стоимость услуг вправе рассчитывать гражданин в рамках системы обязательного медицинского страхования (ОМС). На какую же сумму можно будет полечиться?

- Пока у нас есть только прогноз. Естественно, он не является стопроцентно достоверным. В нормативах, рассчитанных нами на этот год, предусмотрена большая дифференциация по возрастным категориям. Норматив на пенсионеров - 1529 рублей, что несколько выше среднего для всех граждан - 1238,5 рубля. Норматив для детей до 2 лет - 1712,8 рубля в год, для 3-17-летних пониже - 793,9 рубля. Норматив для населения в возрасте 18-59 лет - 1255,8 рубля. Но ежегодно нормативы будут индексироваться.

- Так как же вы рассчитывали стоимость услуг в программе ОМС?

- Мы сразу говорим: методика расчета объемов медицинской помощи и ее стоимости в рамках программы ОМС не является совершенной. Каждый вид помощи - грубо говоря, операция аппендицита - может обойтись и в 500 рублей, и в 10 тыс. рублей. Это зависит от оборудования, от технологий. Так вот, далеко не всегда в нормативах программы ОМС эти технологии конкретизированы. И конечно, по мере их конкретизации будет уточняться и стоимость программы.

- Качество предоставляемых услуг будут контролировать страховщики?

- Не только. Страховщики будут непосредственно представлять интересы своих застрахованных и смогут выставлять рекламацию по каждому случаю некачественного лечения. А в целом контроль за качеством - функция государственных органов. Для этого существуют механизмы лицензирования и механизмы контроля за уровнем квалификации медицинских работников.

- Реформа должна повысить заинтересованность персонала в оказании качественных услуг. Какую долю в стоимости страховки составит собственно зарплата медработников?

- В 2005 году доля зарплаты с начислениями составит 66% от стоимости базовой программы ОМС.

- Какая ответственность предусмотрена для врачей в случае недобросовестного лечения?

- Вообще-то такого рода ответственность предусмотрена нормами гражданского законодательства. Но в перспективе нужно будет к потенциально рискованным видам медицинской помощи, например хирургии, шире применять механизм страхования профессиональной ответственности врачей. Это облегчит возмещение ущерба пациентам и позволит более эффективно контролировать качество медицинского обслуживания.

"Богатые регионы предпочтут создавать свою собственную систему страхования"

- Одна из главных проблем нынешней бесплатной медицины - нехватка средств. Как вы предполагаете "закрывать" дефицит системы ОМС, который сейчас равен 40 млрд. рублей?

- Механизм финансирования системы ОМС будет изменен. Сейчас в федеральный фонд медстраха направляется 0,2% ЕСН, в территориальные - 3,4%. Это соотношение должно измениться: будет увеличена часть ЕСН, направляемая в федеральный Фонд ОМС.

- Насколько будет увеличена эта часть?

- Сейчас на это накладывается неопределенность: Думой уже приняты в первом чтении изменения в Налоговый кодекс, которые регулируют ЕСН. Но мы не знаем, какие поправки будут внесены ко второму чтению. Единственное, что могу сказать, - при вполне разумном уровне централизации новая схема будет полностью обеспечена финансовыми ресурсами как по всей территории страны в целом, так и в каждом отдельном регионе.

- Но при снижении ЕСН, по расчетам правительства, бюджет недополучит в первые годы до 300 млрд. руб. Как это отразится на системе ОМС?

- Эта схема является сбалансированной даже при снижении ЕСН. Мы наше финансово-экономическое обоснование готовили с учетом уровня бюджетной обеспеченности регионов. Исходя из этих показателей мы балансируем дальше всю систему медицинского страхования. И расчеты показывают, что средств в ней будет достаточно. Так что в 2008 году не будет дефицита ни в одном из регионов.

- А сколько регионов уже сейчас готовы вступить в реформу?

- Сейчас Пенсионный фонд России ведет эксперимент в рамках софинансирования медицинского страхования пенсионеров. В прошлом году к эксперименту присоединились уже 18 регионов, и в течение 2004 года их число, возможно, возрастет до сорока. Эти регионы - кандидаты на включение в новую систему с 2005 года.

- Как вы будете стимулировать регионы, которые даже к 2008 году окажутся не готовыми присоединиться к реформе?

- Я убежден, что как раз дотационные регионы будут первыми, кто войдет в систему. У них будет стимул - они получат гораздо больший объем федеральных средств, чем получают сейчас. Сейчас средства федерального Фонда ОМС составляют, грубо говоря, несколько миллиардов рублей, а после повышения централизации ЕСН объем средств возрастет до нескольких десятков миллиардов. И эти деньги пойдут прежде всего на субвенции бедным регионам.

- А какая заинтересованность будет у регионов-доноров?

- Для них стимулы присоединения к системе менее действенные. Они будут получать только софинансирование из федерального бюджета, которое составит максимум 15% от стоимости взносов за неработающее население. Я не исключаю, что при таких условиях какие-то богатые регионы предпочтут создавать свою собственную систему страхования для неработающего населения. Но надеюсь, этого удастся избежать. Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы система была единой по стране. Это позволит более эффективно решать проблему лечения пациентов, независимо от места их постоянного проживания. Полис ОМС будет действительным в любой точке страны.

"Ты уходишь сам, но ты платишь за других"

- Минфин опасается, что если из системы выйдут богатые со своими деньгами, то бедным останутся крохи.

- У нас нет согласия Минфина по этому вопросу. Но мы полагаем, что поддержание бездефицитности системы ОМС в случае выхода из нее граждан - это всего лишь вопрос установления размера солидарной части ЕСН. Смысл солидарной части в том, чтобы те, кто выходит из системы обязательного страхования, платили за тех, кто в ней остается. Ты уходишь сам, но ты платишь за других, и эти взносы уже не имеют отношения к тебе. Мы можем настроить систему вычетов таким образом, что выход гражданина уменьшит расходы системы, но ее доходы при этом сократятся не намного.

- У вас есть оценки, каким может быть размер солидарной части?

- По нашим предварительным оценкам, в системе государственного медстраха не возникнет серьезного дефицита, если солидарная часть будет составлять примерно 50% от ставки ЕСН, выплачиваемой за каждого работника.

- А налоговые вычеты при выходе из ОМС не станут для работодателей способом ухода от налогов?

- Нет никаких оснований так полагать - работодатель получит вычет только после того, как предъявит оплаченный на год вперед полис негосударственного медицинского страхования для своих работников. Полис ДМС, естественно, должен покрывать весь объем программы обязательного страхования. Если такого полиса нет, то и вычета не будет, так что уклониться здесь от налогов практически невозможно.

 

Документы