Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Статьи и интервью

Интервью заместителя директора Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России В.И. Ткаченко «Оптимальным сценарием было бы завершение переговоров по присоединению к ОЭСР в течение двух лет», ИА «Интерфакс», 05.06.2007 г.

06.06.07

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в середине мая пригласила Россию к переговорам о вступлении эту организацию. ОЭСР является одной из ведущих межправительственных международных экономических организаций, которая включает 30 наиболее развитых стран мира, в том числе США, Великобританию, Японию, Южную Корею, Францию.

О том, зачем Россию вступать в ОЭСР, о сути самой организации, о предстоящем переговорном процессе и о возможных сроках вступления России в ОЭСР в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Алексею Уварову рассказал замдиректора департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Владимир Ткаченко.

 

- Владимир Иванович, в чем заключается суть самой ОЭСР? Зачем России вступать в ОЭСР, какие преимущества это может дать нашей стране?

- Основными целями ОЭСР являются достижение высокого устойчивого экономического роста, роста занятости и уровня жизни в странах-членах ОЭСР, а также содействие экономическому развитию стран, не входящих в организацию, и мировой экономики в целом. Кроме того, ОЭСР провозгласила своей целью содействие расширению мировой торговли на многосторонней недискриминационной основе.

ОЭСР анализирует и прогнозирует социально-экономическое развитие стран-членов и мировой экономики в целом, изучает и анализирует госрегулирование экономики в странах мира. На этой основе ОЭСР готовит договоренности, решения и рекомендации и другие документы, которые учитываются правительствами стран-членов организации при разработке и осуществлении экономической политики.

В сферу интересов ОЭСР входит широкий круг вопросов, среди которых инвестиции, сельское хозяйство, экология, борьба с коррупцией, внешняя торговля, административная реформа, налогообложение, корпоративное управление, образование, энергетика, содействие развитию и ряд других. Помимо разработки рекомендаций в этих областях, в ряде случаев ОЭСР выступает площадкой для переговоров по разработке и мониторингу многосторонних соглашений.

За более чем десятилетний период отношений между Россией и ОЭСР эксперты обеих сторон проделали большую совместную работу по реформированию российского экономического законодательства - торгового, антимонопольного, корпоративного, инвестиционного; подготовлено несколько обзоров российской экономики. Итогом этого сотрудничества стал большой аналитический обзор административной реформы в России.

После присоединения к ОЭСР взаимодействие по ряду из этих направлений будет продолжено, поскольку взаимное изучение и обмен опытом в области госрегулирования экономики является обычной практикой взаимоотношений между странами-членами организации. Однако наряду с этим мы получим возможность не только обмениваться опытом, но и участвовать в формировании общих подходов к решению актуальных проблем мировой экономики с учетом интересов России и реализации на этой основе общей экономической политики. А это, безусловно, станет большим шагом на пути интеграции России в мировую экономическую систему.

К преимуществам членства в ОЭСР можно отнести и то, что страны-члены организации в силу высоких стандартов экономической политики рассматриваются как весьма благоприятные для предпринимательской деятельности, что стимулирует приток иностранных инвестиций.

Однако для этого нам придется проделать значительную работу по анализу соответствия российского законодательства критериям ОЭСР и, возможно, внесения в это законодательство некоторых изменений. Наш предварительный анализ не дает оснований ожидать негативных последствий этой работы, а преимущества представляются очевидными.

Ряд принципиально важных нормативных актов ОЭСР допускает возможность изъятий и оговорок из общих обязательств, которые согласуются каждой страной в процессе присоединения к ним. Этот механизм позволяет присоединяющимся странам обеспечивать объективный учет их индивидуальных особенностей и возможностей и защиту их интересов при формировании обязательств.

- Каков механизм ведения переговоров о присоединении?

- При общем сценарии процедуры присоединения для каждой из стран-кандидатов готовится индивидуальный план - "дорожная карта", в которой будут определены условия и порядок процесса присоединения. После утверждения этого документа Советом ОЭСР процесс будет запущен.

Процесс присоединения будет состоять из двух аспектов: технического и политического.

Цель технических переговоров, которые будут вестись с комитетами ОЭСР, состоит в том, чтобы обеспечить соответствие законодательства страны-кандидата требованиям, вытекающим из правовых инструментов ОЭСР.

Наряду с техническими вопросами процедурой присоединения предусматривается возможность рассмотрения и "политических" проблем. К ним, в частности, отнесены соблюдение страной-кандидатом принципов демократии, защиты прав человека, наличие правового государства, а также любые другие политические вопросы, поднятые по инициативе рабочих органов ОЭСР или стран-членов этой организации.

Итоги этих переговоров будут представлены Совету ОЭСР, который после их одобрения примет решение о приглашения страны-кандидата присоединиться к Конвенции ОЭСР и стать полноправным членом организации.

- Какие основные вопросы (торговые, политические) обсуждаются в ходе переговорного процесса? Есть ли уже предварительная позиция России по этим вопросам?

- Повестка переговоров будет определяться для каждой из стран-кандидатов индивидуально. Однако при этом будет и "обязательная программа". Она будет включать в себя обязательства, вытекающие из юридически обязывающих документов - кодексов, решений Совета министров, деклараций. Эти обязательства касаются политики в области иностранных инвестиций, торговли услугами, борьбы с коррупцией, защиты окружающей среды, технического регулирования и т.д. За годы сотрудничества с ОЭСР российские эксперты имели возможность ознакомиться с многими из этих документов и составить представление о характере будущих обязательств. Однако согласование самих обязательств - ответственный этап, который потребует более глубокой и кропотливой работы.

- Когда начнутся переговоры и когда в оптимальном случае могут быть завершены?

- У нас есть общее понимание и взаимный интерес с руководством ОЭСР не затягивать начало переговоров. Думаем, процесс мог бы стартовать в этом году. Но, как я уже отмечал, это зависит не от российской стороны, а от решения Совета ОЭСР.

Что касается длительности переговоров, то их прогнозировать весьма трудно. Однако с учетом накопленного опыта сотрудничества с ОЭСР, а также опыта присоединения других стран, оптимальным сценарием было бы завершение этого процесса в течение двух лет.

- Будет ли учитываться переговорная позиция России по ВТО в ходе переговоров по ОЭСР и каким образом?

- ОЭСР и ВТО, будучи по характеру экономическими организациями, преследуют разные цели. В отличие от ВТО деятельность ОЭСР не направлена на выработку обязательств, а носит скорее аналитический и рекомендательный характер. Вместе с тем, в ряде областей экономической деятельности, например, в области инвестиций, услуг и торговли, характер и содержание дисциплин весьма близки. Безусловно, в этом случае обязательства в ВТО будут учитываться на переговорах с ОЭСР.

Но главное, пожалуй, в другом. Обе организации ставят целью содействовать развитию глобальной экономики через ее либерализацию, постепенную отмену ограничений в международном экономическом сотрудничестве, транспарентность законодательства, верховенство закона. В процессе присоединения к ВТО в России проделана большая работа по изменению законодательства и правоприменительной практики в этих направлениях, что создало серьезный задел для будущего вхождения в ОЭСР.

Документы