Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Статьи и интервью

Интервью заместителя директора Департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования Минэкономразвития России В.В. Гаврилова "Первые проекты в рамках Киотского протокола могут быть одобрены уже в ноябре", ИА «Интерфакс», 05.06.2007 г.

06.06.07

Киотский протокол вступил в силу в феврале 2005 года. Российским министерствам потребовалось более двух лет на подготовку и согласование необходимых нормативных актов для начала реализации механизмов Киотского протокола в России. Тем не менее, 28 мая председатель правительства РФ Михаил Фрадков подписал постановление, утверждающее реализацию инвестиционных проектов в рамках Киотского протокола.

О деталях запуска так называемых проектов совместного осуществления (ПСО) и о планах запуска других механизмов в рамках Киотского протокола, в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Алексею Уварову рассказал замдиректора департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования Минэкономразвития РФ Всеволод Гаврилов.

 

- Всеволод Валерианович, почему России потребовалось 2 с лишним года на запуск механизмов ПСО? С чем были связаны задержки и основные опасения?

- Механизмы ПСО являются дополнительными возможностями исполнения странами принятых на себя обязательств. Поэтому сначала необходимо было создать необходимую базу исполнения обязательств, начиная от политики и мер по снижению выбросов и завершая необходимыми организационными и информационными институтами. Эта работа была завершена только в 2007 году.

Мы подали заявку на получение режима соблюдения обязательств. Сейчас ждем приезда группы международных аудиторов, и по их отчету комитет по соблюдению Киотского протокола примет решение, относимся мы к стране соблюдающей, или не относимся. Надеюсь, что это произойдет до конца года. В данный момент ни одна страна юридически еще не является страной, соблюдающей обязательства Киотского протокола. Россия немножко запаздывает по сравнению с аналогичной процедурой в европейских странах. Но это запаздывание носит характер нескольких месяцев. После присвоения этого статуса значительно упростится процедура получения инвестором утверждения проекта совместного осуществления.

- Можно ли сказать, что с выходом постановления по ПСО все необходимые нормативные акты по реализации механизмов Киотского протокола разработаны и приняты? Если нет, то какие еще предстоит принять? Когда?

- Нормативные правовые акты приняты все. Следует подготовить несколько нормативных технических документов, регулирующих процедуры подготовки проектных документов, утвердить целевые показатели эффективности реализации проектов. Но главное - нормативные требования и процедуры установлены правительством. Более того, правительство четко указало ведомствам, на основании каких международных документов готовить методики. Так что девелоперы могут начать готовить документы сейчас, зная, что ведомственные методики не преподнесут им сюрприза.

Необходимые технические документы мы планируем подготовить до конца лета, но эти сроки не будут "сдерживающими". Разработка проектной документации, получение экспертного заключения займет больше времени.

- Какие основные правила устанавливаются постановлением? Каковы критерии отбора, требования к проектам?

- Процедурные вопросы четко изложены в документе, останавливаться на них не буду.

Обращу внимание на два обстоятельства:

Первое. Поддержку получат только те проекты, которые соответствуют показателям экологической эффективности. Это логично во всех отношениях - Киотская "премия" должна даваться только за реальные и трудоемкие экологические результаты. Соблюдать требования нормативов обязаны все, за это не премируют.

Второе. О расчете так называемых "базовых линий" и обоснованию реализации "принципа дополнительности". Инвестору предстоит доказать, что в случае отсутствия "Киотской премии" проект не будет реализован по соображениям экономической нецелесообразности. При этом аргументы невозможности соблюдения установленных стандартов и нормативов во внимание приниматься не будут.

- То есть если компания придет с обычным проектом по снижению выбросов, он автоматически одобрен не будет?

- Как я уже сказал выше, компании необходимо доказать "принцип дополнительности", установленный статьей 6 Киотского протокола. Ты должен доказать, что осуществляешь действия, дополнительные к тому, что ты и так будешь делать либо в силу наличия регулирующих норм, либо из-за экономической заинтересованности.

Возник миф, что любой проект, предусматривающий сокращение выбросов, может быть одобрен. Это не так. В то же время, жестких критериев, что вот тот или иной проект является "дополнительным", Киотским протоколом не установлено. Это вопрос в большей мере дается на откуп экспертным организациям и органам национальных правительств.

Поэтому, на самом деле проектных идей очень много, шума вокруг вопроса тоже очень много, но если посмотреть сайт Климатической конвенции, в специальном разделе которого даны анонсы возможных проектов, то таких проектов по России будут не более 20-ти. Если честно, мы не ожидаем лавины заявок.

- Прописан ли общий лимит по ПСО и разбивка по отраслям? (ранее говорилось о 200-300 млн тонн). Как быстро может быть выбрана эта квота?

- Не думаю, что вопрос установления лимитов окажет какое-либо ограничивающее воздействие на подачу заявок. Еще раз подчеркну - подготовка проектных документов для ПСО - это трудоемкий процесс для любого девелопера, утверждение ПСО - это не только премия, но и большая ответственность за качество реализации инвестиционного проекта при ежегодном отчете. Отчет будет скрупулезно проверяться, но не чиновниками, а аудиторскими компаниями, прошедшими аккредитацию в международных органах. Эти организации не будут рисковать своей деловой репутацией, "договориться по понятиям" с ними вряд ли удастся.

Как я уже сказал, мы не ожидаем "лавины" заявок, перед подачей проекта девелопер должен будет реально оценить свои инвестиционные возможности, может быть, вступить в альянс с инвестиционным профессиональным сообществом для минимизации рисков реализации проекта.

- Для чего тогда будет введены лимиты? Если квота будет выбрана, что тогда делать другим соискателям?

Лимиты - это некий ограничивающий инструмент, который можно сравнить с графитовыми стержнями в атомном реакторе. Когда атомный реактор начинает разносить, в него падают графитовые стержни, которые замедляют и прекращают цепную реакцию. Они нужны только для того, чтобы предотвратить возможность наличия спекулятивных сделок. Мы сделали все, чтобы их предотвратить, но дать стопроцентную гарантию не может никто.

У лимитов есть еще и некоторый регулирующий фактор, как сигнал бизнес-сообществу о желательных секторах применения киотских механизмов. Это, прежде всего, социально ответственные сектора - муниципальные хозяйства, т.е. теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, управление отходами именно в интересах населения и средних и малых потребителей. Не умаляя важности проектов для крупных энергетических компаний, справедливости ради следует отметить, что инвестиционный потенциал муниципальной энергетики существенно ниже, чем у крупных энергетических холдингов.

- Когда лимиты будут определены?

- На одном из первых заседаний обновленной межведомственной комиссии. Думаю, что до конца лета.

- Квоты могут быть пересмотрены?

- Конечно. Первое их свойство - ограничитель появления спекулятивных углеродных пирамид.

- Как будут отбираться экспертные компании?

- Проект ПСО должен иметь заключение независимой экспертной организации. Сейчас осуществляется аккредитация этих организаций в органах Киотского протокола. Инвестор может привлечь любую из этих компаний доля оценки проекта. Кроме того, дали возможность установления экспертных организаций на уровне договоренности двух стран.

- Сколько неформальных заявок от наших компаний уже подано? От каких? Кто из зарубежных стран проявил максимальный интерес? Когда ожидаете первые сделки по ПСО, по какой цене?

- В профессиональной среде циркулирует несколько десятков "проектных идей". Не буду указывать на конкретные предложения, всем желающим рекомендую посетить сайт Климатической конвенции, в котором, как я уже сказал, перечислены анонсы возможных проектов. Если говорить о сделках, то их можно было заключать и раньше в форме опционов (сделок под условием).

Попробую развеять очередной миф вокруг ПСО. Речь не идет о торговле "квотами", более того, мы попытались сделать все возможное, чтобы исключить спекулятивный элемент в этом механизме. Речь идет о капитализации "сокращений выбросов/увеличении абсорбции" парниковых газов в результате реализации инвестиционных проектов. Формула этой капитализации будет существенно зависеть от рисков реализации проекта, качества девелопмента, технического и финансового дизайна проекта. Дисконт по "страновым рискам" сейчас для России минимален.

- Когда все-таки могут быть уже утверждены правительством первые сделки по ПСО?

- Как я говорил, до конца лета планируем разработать нормативные технические документы и утвердить целевые показатели проектов. На процедуру рассмотрения и утверждения или отклонения после подачи заявки уходит примерно полтора месяца. Думаю, в ноябре могут быть уже одобрены первые проекты.

Причем можно приходить как со сделками, уже утвержденными в других странах, так и нет. В любом случае инвестору предстоит получить два утверждения. Но главное, что документы построены таким образом, что не придется готовить два различных документа. Мы полностью синхронизировали документ с международными требованиями.

- Будет ли Россия реализовывать другие механизмы Киотского протокола, помимо ПСО?

- Всего в Киотском протоколе 3 механизма. Во-первых, уже рассмотренные нами ПСО. Во-вторых, механизм "чистого развития" - когда развитые страны из Приложения 1, в которое входит и Россия, работают с развивающимися странами. Поэтому, мы можем реализовать такие проекты в отношении третьих стран. Но у нас такой процедуры пока нет. Ее разработка ведется, но пока нет сигналов со стороны бизнеса о востребованности такой процедуры. Как только будут сигналы, мы активизируем эти разработки.

В-третьих, есть механизм прямой торговли между странами.

- В какой стадии обсуждение вопроса о прямой торговле квотами?

- Фактически ответ на этот вопрос уже дан, однако сформулирую необходимые пояснения.

Механизм прямой торговли (государства с государством) предусмотрен статьей 17 Киотского протокола. Однако на первой встрече сторон Киотского протокола было принято решение, что применение этого механизма должно быть обусловлено направлением вырученных средств в проекты по сокращению выбросов или увеличению абсорбции парниковых газов. Пока такая схема не разработана, скорее всего, это будет задача для формируемых институтов развития.

- Почему этот механизм пока не разработан и когда он может быть запущен?

- Средства от продажи квот должны быть направлены на проект по сокращению выбросов или увеличению абсорбции парниковых газов. Сделать это очень трудно, потому что у нас есть бюджетное законодательство. Мы сейчас анализируем это вопрос, но, скорее всего, это будет задачей для институтов развития, может Банка развития или других социально ответственных инвестиционных институтов, которые от лица государства смогут выступать как некий инструмент для реализации таких проектов.

Думаю, реальный механизм по торговле квотами будет задействован во второй половине исполнения обязательств. Сейчас, конечно, основным механизмом будет ПСО.

- В какой стадии обсуждение вопроса по обязательным требованиям по ограничению выбросов?

- Справедливости ради следует отметить, что в странах ЕС, Канаде, Японии - наших партнерах по ПСО, нормируется потребление горючего топлива. Собственно говоря, знаменитая "торговля сокращениями выбросов" является одним из рыночных механизмов обеспечения соблюдения бизнесом этих стран установленных ограничений на потребление первичных энергоресурсов.

Мы не планируем вводить симметричные регулирующие нормы. Россия должна оставаться энергокомфортной страной. Но энергокомфортность не должна означать энергорасточитетльность. Основным стимулом повышения энергоэффективности в компаниях должны стать мотивы минимизации своих энергетических издержек на фоне свободного энергетического рынка. Необходимы сигналы по рынку газа и частично по электроэнергии государство уже дало бизнесу. Мы проводим исследовательскую работу по оценке применения инструментов нормирования энергоэффективности. Но пока рано говорить о каких-либо определенных выводах.

Документы