Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Статьи и интервью

Интервью заместителя Министра экономического развития и торговли Российской Федерации С.К. Кузнецова "Политический фактор при выборе олимпийской столицы исключать нельзя", ИА "Интерфакс", 20.06.2007 г.

20.06.07

Интервью заместителя Министра экономического развития и торговли Российской Федерации С.К. Кузнецова "Политический фактор при выборе олимпийской столицы исключать нельзя", ИА "Интерфакс", 20.06.2007 г.

Ни один российский город в последние десятилетия не привлекал к себе такого внимания федерального центра и финансовых ресурсов бюджета, как Сочи - претендент на проведение Зимних Олимпийских игр-2014 и статус горноклиматического курорта мирового уровня.

На вопросы "ИНТЕРФАКСА" о перспективах Сочи в олимпийской гонке и том, как будет развиваться город в случае, если он не получит право проведения Игр, ответил Станислав Кузнецов - замминистра экономического развития и торговли.

Для курирования ФЦП по развитию Сочи был назначен специально пятый заместитель у министра Германа Грефа. Чем объясняется такое пристальное внимание правительства именно к этому городу?

- В круг вопросов пятого заместителя министра входят не только вопросы по Сочи. В соответствии с приказом министра о распределении обязанностей, пятый замминистра будет заниматься вопросами административного управления министерства - вопросами управления министерства, внутренних финансовых отношений.

Действительно, существует круг проблем, связанный с координацией реализации ФЦП "Развитие Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)". Можно с уверенностью сказать, что такой уникальной программы не было никогда. Сумма, которая определена правительством для реализации программы, достигает 314 млрд рублей, в том числе 186 млрд рублей из федерального бюджета. Главная цель программы - это создание одного из самых лучших в мире горноклиматических курортов. Уникальность расположения Сочи, близость Красной поляны позволяет нам сегодня говорить о возможности создания такого курорта. Программа должна быть реализована в сжатые сроки - это, безусловно, связанно с продвижением города Сочи как кандидата на звание олимпийской столицы.

В настоящее время реализация ФЦП по развитию Сочи естественным образом связана с предстоящим 4-ого июля в Гватемале голосованием членов МОК по выбору Олимпийской столицы. Как происходит такое голосование, что при этом обязательно учитывается, какие факторы влияют?

- По нашим оценкам и по оценкам квалифицированных экспертов в области олимпийского движения, шансы заявки Сочи весьма оптимистичны. 4 июля состоится три презентации. В соответствии со жребием наша презентация будет первой, затем пройдут презентации заявок Австрии и Кореи. После представления последней заявки состоится совещание членов МОК, во второй половине дня состоится тайное голосование членов комитета. В 17 часов планируется объявление результатов.

Сколько членов МОК будет участвовать в голосовании?

- Об этом можно говорить точно. Это 104 члена МОК. Часть членов МОК, естественно, из трех стран-претендентов и Германии (часть австрийской заявки) - не может голосовать. В случае, если остается две страны, то та страна, которая выбывает, получает право голоса и во втором туре, если он будет - количество голосующих увеличится. Это без учета тех, кто не приедет на сессию МОК по объективным причинам, например, по болезни. Поэтому мы ориентируемся на такое количество членов международного олимпийского комитета.

Какие страны поддерживают Сочи?

- Члены МОК не имеют права давать комментарии до голосования. Поэтому, сегодня невозможно точно сказать, какие страны нас поддерживают, а какие - нет. Сегодня можно говорить лишь об оценке членами оценочной комиссии МОК наших конкурентных преимуществ.

На вопрос, кто победит в этой борьбе, вряд ли кто сможет сегодня с уверенностью ответить. Но напомню историю развития событий: еще летом-осенью прошлого года наш рейтинг составлял значительно более низкую позицию, чем у других двух стран. На текущий момент сделан большой, можно сказать, уверенный рывок - сегодня все три заявки примерно равны.

Чем будут руководствоваться члены международного комитета при голосовании?

- В МОК существуют предельно жесткие правила. Есть множество примеров, когда были неприятности в МОКе, в том числе связанные с проявлениями коррупции. С приходом Жака Рогге ситуация коренным образом меняется. Им разработана целевая программа, нацеленная на объективность принятия решений. Есть надежда, что эта программа будет реализована.

Члены МОК, в первую очередь, будут руководствоваться итогами работы, которую провела оценочная комиссия МОК по всем трем странам.

Нет опасений, что может сыграть роль политический фактор?

- Я не исключаю этого фактора. Конечно, считается, что решение принимается исходя из объективного спортивного интереса. Но надо смотреть реально на вещи, и поэтому я вполне допускаю, что отдельные члены МОК будут выполнять политическую волю своих государств - хотя, по своему статусу, по всем внутренним предписаниям члены МОК должны руководствоваться лишь своим мнением. Однако история знает примеры обратного поведения - нам нельзя исключать и такого рода ситуаций.

Как Вы оцените доклад оценочной комиссии, опубликованный 4 июня?

- Оценочная комиссия подготовила максимально объективный доклад об особенностях заявки каждой из стран. Этот доклад опубликован 4 июня.

В докладе было отмечено что "Заявочная книга" и презентации во время визита Оценочной комиссии были самого высокого качества и представлены ключевыми участниками, включая высокопоставленных государственных чиновников. По нашему мнению, комиссия была удовлетворена и общей концепцией, и нашими планами по строительству объектов, и гарантиями по всем нашим обязательствам.

Также было отмечено, что Зимние Олимпийские игры могут послужить катализатором достижения государственных целей по трансформации Сочи из самого популярного в стране летнего места отдыха в круглогодичный курорт мирового уровня и развитию в России зимних видов спорта.

Чем российская заявка лучше корейской и австрийской?

- В нашем докладе говорится об абсолютно объективных конкурентных преимуществах, надеюсь, что члены МОК с интересом к ним отнесутся.

Наши конкурентные преимущества составляют собой четыре больших блока.

Первой блок: город Сочи и Красная поляна, как составная часть города Сочи, представляют собой одно из уникальнейших по климатическим условиям мест в мире. Благодаря ФЦП, у нас есть шанс создать лучший в мире горный курорт.

Вторая позиция, о которой нельзя сегодня не сказать: компактность размещения нашей заявки. Во всех странах при проведении олимпийских игр есть большой разрыв по месторасположению. Спортсменам необходимо передвигаться на сотни километров, с использованием самолетов, автомобилей, поездов. Наша заявка - уникальна. Мы создаем два центра на удалении двадцати пяти километров друг от друга - основную олимпийскую деревню, где будут располагаться большой стадион, пять ледовых дворцов и в горной части - горную олимпийскую деревню, где будут размещаться все, кто связан с горнолыжными, лыжными видами спорта.

Третье: соответствие нашей заявки всем параметрам, которые определены МОК. По всем направлениям, углам, градусам, розе ветров, протяженности склонов, ширине склонов, горнолыжных спусков, слалома, сноуборда, фристайла - наша заявка в полном объеме соответствует всем требованиям. По информации спортивных аналитиков, в отношении наших конкурентов по этим направлениям иногда звучат сомнительные нотки.

Четвертое конкурентное преимущество: собственно сама ФЦП по развитию Сочи. Правительство приняло уникальное решение создать специальную, особенную ФЦП, которой оказывают мощную поддержку и президент, и, естественно, само правительство, которое выделило, возможно, крупнейшее в истории финансирование для этого проекта. Полагаю, что ни одна другая страна такое внимание к реализации программы, как это делаем сегодня мы, не уделяет. Как правило, основные работы развертываются по строительству олимпийских объектов после принятия решения МОК. Особенность нашей программы в том, что мы приступили к работе, к реализации программы задолго до сессии МОК по принятию решению о городе-претенденте.

Есть ли оценка эффективности ФЦП и экономической целесообразности проведения олимпийских игр?

- Макроэкономический эффект реализации ФЦП составляет в полном объеме 341 млрд рублей. Эта сумма, которая гарантированно будет возвращена тем, кто вкладывал деньги в реализацию программы, прежде всего федеральному бюджету - за исключением косвенных доходов, которые будут способствовать развитию этого курорта. Причем эффект будет достигнут вне зависимости от того, будут проведены Игры или нет.

Вообще, реализация программы не сильно зависит от того, будут Игры проведены в Сочи или нет. Разница в финансировании ФЦП небольшая. В частности, если программа будет реализовываться по второму варианту (то есть Сочи не выиграет право на проведение Игр - ИФ) не будет строиться олимпийский стадион на 40 тысяч мест, а также несколько объектов в горной части. Основное же количество олимпийских объектов и объектов инфраструктуры будут построены в любом случае. Уменьшение финансирования из федерального бюджета программы в этом случае будет незначительным и составит 25-30% по сравнению со 186 млрд рублей федерального финансирования, которые будут направлены в случае победы Сочи.

Какие есть гарантии, что после выборов в следующем году, реализация ФЦП оп развитию Сочи останется приоритетной для правительства?

- Главной гарантией того, что программа будет реализована в полном объеме, является трехлетний бюджет. В статьях этого бюджета совершенно четко прописаны все объекты с финансированием и со сроками сдачи объектов. Ни у кого не должно возникнуть вопросов, что после выборов это может поменяться.

У нас все основания считать, что программа будет реализована в полном объеме. И не просто в полном объеме. Судя по тому, что работа идет в сложном регионе - горном регионе, - не исключаю корректировки программы. В случае необходимости правительство может принять решение о некотором увеличении программы, но это будет происходить только после завершения в полном объеме всех проектных работ.

Что уже сделано в рамках ФЦП Сочи?

- Программа находится в активной стадии реализации с сентября прошлого года, когда были объявлены первые конкурсы на проведение проектных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Первые конкурсы обнаружили не очень пристальное внимание к нашей программе; количество участников, желающих принять участие в этих работах было меньше, чем мы ожидали - 3-4 участника на каждый лот. Сейчас ситуация, конечно, коренным образом изменилась. Первый этап ФЦП - проектный. Сегодня этот этап находится в стадии завершения. Часть работ была направлена на исследования. Это связано с тем, что Красная поляна - уникальное место с рядом особенностей и по горному рельефу.

С самого начала мы были заинтересованы, чтобы олимпийская инфраструктура будущей олимпиады создавалась лучшими не только российскими, но и мировыми силами. Для реализации программы на конкурсной основе привлекались как российские, так и зарубежные проектировщики. В частности, я бы выделил итальянского архитектора Алесандро Зопини, получившего специальную премию как лучший архитектор мира за авторство многих олимпийских объектов в Турине. Он сейчас работает над двумя объектами - ледовым дворцом и конькобежныым овалом.

Для того, чтобы эти проекты стали действительно лучшими, при нашем координационном совете создан архитектурный совет. Это дополнительная итерация, которая изначально не планировалась - но желание сделать эти проекты лучше, выверить каждую мелочь, привело нас к мысли привлечь лучшие силы архитекторов страны. Фактически каждый архитектор, проектировщик отстаивает свой проект на уровне согласования в архитектурном совете.

Когда проектные работы будут завершены и начнется строительство?

- В соответствии с сетевым графиком проектные работы по всем олимпийским спортивным объектам в полном объеме будут завершены в период с конца июня до начала осени. После согласования проекта и после государственной экспертизы всех проектов будут подготовлены технические задания и проведены конкурсы на строительство. Полагаю, в сентябре уже начнутся первые конкурсы.

Сейчас мы разрабатываем дополнительные механизмы привлечения профессионального сообщества в предконкурсной период. В частности, министерство внесло предложение создать в Сочи постоянно действующую выставочную площадку с проведением специальной серии семинаров и конференций для профессионального сообщества, прежде всего, направленного на строительные работы. То есть, если нужно строить какие-то объекты из бетона, то мы будем демонстрировать лучшие разработки в этой области. Если нужно создать какие-то схемы безопасности с использованием специальных камер для проведения крупных спортивных мероприятий с участием огромного количества людей, то будут представлены и опыт в этой области, и лучшие технологии мирового уровня. К этим процедурам будем привязывать и конкурсные этапы по разным лотам. В этом году планируем начать строительство ледовых дворцов, санно-бобслейной трассы, ряда других объектов.

Когда все олимпийские спортивные объекты будут построены?

- Планируется завершить строительство значительно раньше 2014 года, и, по оценкам аналитиков, мы вполне можем это сделать. Есть желание "обкатать" эти объекты на соревнованиях - и уже с 2012 года собираемся провести несколько крупных международных соревнований на них.

Если говорить о спортивных олимпийских объектах, то все объекты будут построены к 2012 году. Возможно, лишь центральный олимпийский стадион будет закончен в начале 2013 года.

Когда будут сданы объекты инфраструктуры, в частности электроэнергетики?

- Активная фаза ввода в действие объектов электроэнергетики - 2009-2012 годы. Проект по генерации электроэнергии четко сформирован - электроэнергию собираемся генерировать в городе Сочи. В данный момент уточняются вопросы по гидрогенерации. Но даже если по гидрогенерации будет принято какое-то другое решение, те мощности, которые уже сформированы вокруг Сочинской и Адлерской ТЭС с учетом ее реконструкции позволят обеспечить в полном объеме электроэнергией все объекты.

Что касается сроков ввода других объектов инфраструктуры, то надо понимать, что это многоплановая программа. В частности, создаются различные системы связи, специальные центры связи для трансляции, необходимо проложить специальные дополнительные оптоволоконные линии. Будем поднимать как минимум на три спутника сигналы с различных объектов. Будет создана транкинговая связь (радиосвязь).

Что касается инженерии, то фактически сегодня можно сказать о создании и модернизации инженерных объектов не только на олимпийских объектах, но и в городе Сочи. Это и водопроводы, и канализация, и водозаборы, и очистные сооружения. Мы всерьез собираемся заниматься изучением экологической ситуации непосредственно в Сочи. Несколько недель назад было принято решение по проведению целой серии конкурсов по исследовательским работам - как улучшить ситуацию в городе по обозначенным выше направлениям.

Ну и главная тема - дороги. В Сочи на данный момент существует ряд проблем в этом вопросе. Программа ориентирована на то, чтобы эти проблемы в полном объеме снять. В этом году начнутся и будут полностью завершены работы по проекту железнодорожной ветки на 2,6 км. от железнодорожного вокзала Адлера до аэропорта Сочи.

Сейчас ведется проектирование второй дороги на Красную поляну. Оно будет завершено 10-15 июля 2007 г. Мы уже знаем, что сумма строительства будет даже чуть-чуть меньше, чем мы планировали. Осенью будет объявлен конкурс на ее строительство. Также проектируются дороги на Красной поляне до олимпийских объектов. Конкурсы по их строительству также планируется объявить осенью текущего года.

Кроме того, сейчас уже строится объездная дорога вокруг Сочи. Она будет завершена к середине 2009 года.

 

Документы