Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Статьи и интервью

Интервью заместителя директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России А.Т.Катамадзе "Госзаказ уходит в Сеть", ж."Директор. Для руководителя бюджетной организации", №1, 2008 г.

29.01.08

С 1 января 2008 года вступили в силу существенные поправки к закону о госзакупках (федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005). Отныне объявления о проведении государственных конкурсов и аукционов не нужно размещать в федеральных печатных СМИ. Их заменит единый общероссийский портал по госзакупкам в сети Интернет. О том, как продвигается работа по его созданию, и о сути новых поправок в закон № 94-ФЗ рассказывает заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ Анна Катамадзе.

- Анна Теймуразовна, давайте сразу определимся с терминами - что такое государственные закупки?

- Это закупки, осуществляемые на государственные и муниципальные нужды за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования, находящихся в системе бюджета. Государственными и муниципальными заказчиками выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления либо подведомственные им бюджетополучатели.

- Как выглядит ситуация с государственными закупками сейчас? Правильно ли я понимаю, что в настоящее время в разных регионах работают по-разному созданные сайты, где содержится информация о государственных закупках?

- Совершенно справедливо. Закон № 94-ФЗ обязал все регионы и дал право всем муниципалитетам размещать информацию о региональном и муниципальном заказе на своих порталах. Если у муниципалитета нет своего портала, по Закону он обязан размещать эту информацию на портале региона. Это положение было исполнено во всех 86 регионах и примерно в полутора тысячах муниципалитетов, где были созданы сайты с такой информацией. Соответственно, еще порядка 20 тысяч муниципалитетов воспользовались возможностью размещать соответствующую информацию на региональных порталах.

- А до этого закона вся эта информация размещалась в печатных СМИ?

- Согласно принятым поправкам к закону № 94-ФЗ, с 1 января 2008 года печатное издание о федеральных государственных закупках отменено - его полностью заменяет федеральный портал. Печатные издания регионов и муниципалитетов ожидает та же участь к 2011 году. Но предшествовать этому будет создание к 2010 году общего, единого портала всех государственных (федеральных и региональных) и муниципальных закупок. Регионы и муниципалитеты сохраняют возможность поддерживать свои сайты, но с возникновением единого общефедерального портала все эти сайты более не будут носить статус официальных.

- Но тогда какой в них смысл?

- Может быть, регионы сочтут, что у их сайтов лучше интерфейс или просто они привычнее. Кроме того, регионы могут сохранить сайты для обеспечения большей публичности информации о госзаказе и для мониторинга ситуации по госзаказу в рамках региона - такая возможность у них есть.

- То есть получается, что на создание региональных порталов было потрачено огромное количество времени и денег, а теперь все это не нужно. По идее, это может вызвать массу недовольства.

- Не совсем так. Единый портал будет большим облегчением для регионов с точки зрения постоянной технической поддержки этих сайтов, что весьма затратно. Что касается затрат на создание региональных и муниципальных сайтов, то не стоит их преувеличивать: когда создавался действующий ныне федеральный портал, его копии были переданы регионам. Так что, я думаю, основные затраты у регионов пошли на администрирование и развитие этого варианта портала. Должна сказать, что некоторые регионы сделали очень хорошие информационные сайты, а наряду с ними еще и удобные площадки для проведения онлайновых аукционов. Подобное совмещение есть,  например, у таких передовых регионов, как Москва и Татарстан, но в целом это достаточно редкое явление.

- Программное обеспечение для единого портала пишет МЭРТ?

- Функционально этой разработкой и ведением портала занимаемся мы. Сами программы, конечно, пишут профессионалы.

- В чем неудобство нынешней ситуации, почему ее потребовалось менять?

- Она неудобна в первую очередь поставщикам, а также контролирующим органам. Сайтов с информацией огромное количество, площадок электронной торговли тоже много, и они не связаны единой системой поиска. Выяснить спрос в такой ситуации - очень трудоемкая задача, требующая значительных временных затрат. Кроме того, при таком многообразии источников публикации информации о размещении заказов риск «корректируемости» данных весьма велик.

- А к 2010 году эта проблема будет решена?

- В 2010 году, как это и предписано в законе, будет единый общефедеральный портал плюс несколько площадок для онлайн-аукционов, отобранных Минэкономразвития России. Единую базу данных проще администрировать, проще выявлять нарушения.

- То есть останется меньше возможностей для сговоров и иных коррупционных проявлений, которые возможны в системе государственных закупок?

- Да, их мы и пытаемся исключить, в том числе с помощью создания единых баз данных по закупкам.

- Интересно, если Министерство обороны покупает танк - эта информация тоже будет в этой единой базе данных?

- Закон о госзакупках предусматривает различные способы размещения заказов - торги, конкурсы и аукционы. Естественно, конкурсы и аукционы могут быть открытыми и закрытыми. Закрытые конкурсы и аукционы проводятся в случае, если предметами контракта являются сведения, составляющие государственную тайну. Что именно подпадает под это понятие, определяется законодательством о государственной тайне. Так что если предмет торгов секретный, в открытой базе данных его ни сейчас, ни после 2010 года не будет. Но - к слову - и для закрытых торгов Закон прописывает процедуру, в основе которой лежат конкурентные начала.

- Кто будет следить за этим?

- ФАС России - контролирующий орган в целом по всем федеральным государственным закупкам. Рособоронзаказ - контролирующий орган в сфере оборонзаказа. Причем закрытый конкурс объявляется только по согласованию с контролирующим органом.

- Как вы собираетесь бороться с искусственным сужением круга участников конкурса при помощи ограничений, накладываемых покупающей стороной?

Закон определяет, что заказчик не вправе прописывать требования таким образом, чтобы они ограничивали конкуренцию. Также есть закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции», где тоже установлены правила, по которым можно признать нечестные торги недействительными и отменить сделку. Такие полномочия есть у ФАС России. Согласно же закону № 94-ФЗ, заказчик не вправе указывать производителя, ограничивая тем самым конкуренцию, а также предъявлять требований к квалификации и опыту работы поставщика. Базовый принцип закона - заказчик может выдвигать требования к объекту, но не требования к субъекту. Санкции за нарушения этих правил прописаны в КоАП. Случай, когда допускается оценка квалификационных качеств поставщика - это те работы, размещение заказов на которые производится при помощи конкурсов с многокритериальными оценками. Но и там квалификация, как субъективный критерий, ограничена по весу - 20%. Есть определенные исключения, одним из которых является закупка НИОКРов, а также аварийно-спасательные, медицинские, реставрационные и ряд других работ. Там допустима повышенная - до 45% - оценка степени квалификации участников конкурса.

- Закон ограничивает участие в конкурсах зарубежных юридических лиц?

- Нет. Но они могут быть установлены на уровне подзаконных актов в случае ответных мер.

- В связи с этим у общефедерального портала по госзакупкам будет только русскоязычная версия?

- Да, на первом этапе. Возможно, мы рассмотрим опцию дублирования какой-то информации на английском языке, но обязать заказчиков публиковать свои заказы на иностранном языке мы, конечно, не можем. Во всех странах мира такая информация публикуется только на государственном языке.

- Есть ли какой-то зарубежный опыт, которым вы пользовались в своей работе или пользуетесь сейчас?

- С образцами для подражания сложно, закон № 94-ФЗ относится к разряду одновременно новационных и процессуальных, где, опережая практику применения, прописаны совершенно новые процедуры размещения заказа, такие как аукцион и открытый аукцион в электронной форме, а также детально регламентированы, но сильно видоизменены с учетом внедрения интернет-технологий действовавшие до Закона процедуры конкурса и запроса котировок. Может быть, те передовые идеи, которые в нем заложены, сами когданибудь станут образцом для подражания.

- Время до 2010 года пройдет быстро. Успеют ли пользователи всероссийского портала приспособиться к нему?

- Работа по введению портала уже начата. Концепция портала должна быть готова в начале года. В 2008 году должна идти разработка программного обеспечения, а в 2009-м - его тестовая эксплуатация. Вероятно, уже в этом году единая база данных будет тестироваться в рамках одного из федеральных округов. Кстати, ничего принципиально нового для пользователей этих сайтов не произойдет - ну, разве что улучшится интерфейс портала. Конечно, будут проводиться обучающие семинары, которые запланированы на 2009 год. Но по опыту последних лет можно сказать, что сложностей с переобучением возникнуть не должно - самые большие сложности были с созданием регионами и муниципалитетами своих отдельных порталов, но они уже позади.

 

ДОСЬЕ «ДИРЕКТОРА»

Анна Катамадзе, заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли РФ.

С отличием окончила юридический факультет Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Работала юрисконсультом в коммерческих структурах, Институте экономики переходного периода.

В настоящее время занимается разработкой подзаконных нормативных актов, в частности поправками к федеральному закону № 94-ФЗ. Кроме того, в компетенцию ее деятельности входит ведение официального интернет-портала, где будет сконцентрирована вся информация о размещении госзаказов.

Документы