Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Статьи и интервью

Интервью Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Э.С. Набиуллиной, телеканал "Вести-24", 25.03.2008 г.

26.03.08
 

Интервью Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Э.С. Набиуллиной, телеканал "Вести-24", 25.03.2008 г.

 

Ведущий Эвелина Закамская

ВЕДУЩИЙ: Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина обещает, что к 2020 году средний класс в России будет составлять 70 процентов от всего населения. О том, как это будет, она рассказала в интервью нашему каналу. Я предлагаю посмотреть запись беседы.

Елена ЗВЕРЕВА, корреспондент: Здравствуйте, Эльвира Сахипзадовна.

Эльвира НАБИУЛЛИНА, Министр экономического развития и торговли Российской Федерации: Добрый день.

КОРР.: Первый вопрос: как вы оцениваете итоги деятельности Министерства в 2007 году, что удалось сделать, что перенеслось на этот год?

Эльвира НАБИУЛЛИНА: В прошлом году темпы были очень высокими, можно даже сказать, рекордными. С начала 2000 года это самые высокие темпы - 8,1 процента. Отрадно то, что продолжается рост инвестиций, инвестиционный бум, у нас инвестиции в прошлом году были больше 20 процентов. При этом растут и доходы населения, то есть это положительные факторы. Конечно, здесь есть и те вещи, которые нас сильно огорчают, смущают, с чем надо активно работать. Это высокие темпы инфляции, мы тоже подробно обсуждали, какие меры могут быть приняты для того, чтобы снижать уровень инфляции. В прошлом году Министерство очень активно занималось формированием институтов развития и тем, чтобы эти институты развития стали значимым активным элементом диверсификации нашей структуры экономики, инструментом решения инфраструктурных задач, инструментом развития инноваций. Мы активно занимались институтами развития, Российской венчурной компанией, Банком развития. Кроме того, у Министерства большая функция по подготовке законодательства в области экономики, и здесь тоже есть определенные результаты, положительные результаты. Мы подготовили антирейдерский пакет, который сейчас находится в Думе, и мы надеемся, что в весеннюю сессию он будет принят. Это тот пакет, который защищает права собственности предпринимателей, защищает их от недобросовестного захвата собственности. Это и закон о саморегулируемых организациях и многое-многое другое.

КОРР.: Поскольку вы сами перешли от итогов к планам...

Эльвира НАБИУЛЛИНА: Да, это тяжело разделить.

КОРР.: Вы уточняете прогноз на 2008 до 2011 года. Расскажите, какие показатели будут меняться, в какую сторону и почему?

Эльвира НАБИУЛЛИНА: Итоги развития в прошлом году достаточно благоприятные, мы их оптимистично оцениваем. Мы повысили прогноз развития роста экономики и на 8-ой год. Мы сейчас прогнозируем, что в 8-ом году рост ВВП будет 7,1 процента. Конечно, на эти показатели влияет много факторов, в том числе и внешние факторы, и внутренние факторы, и темпы роста инвестиций. Мы повысили прогноз мировой цены на нефть, мы сейчас прогнозируем, что она в 8-ом году будет около... средняя цена на нефть, около 86 долларов за баррель. Если говорить о 8-ом годе, там динамика дальше снижающаяся - 75-72-70, это наш вариант прогноза. Такой прогноз связан с тем, что мы прогнозируем, что спрос на нефть останется достаточно высоким, но есть и спекулятивная составляющая, поэтому все-таки мы смотрим на динамику понижательную.

Мы повысили наш прогноз по динамике инвестиций, считаем, что это будет больше 14 процентов. Это хороший рост инвестиций. Чуть повысили динамику и по розничной торговле и так далее. Пересмотрели наши прогнозы, уточнили, скажем так, наши прогнозы по инфляции. Мы задали сейчас достаточно большой коридор на 8-ой год, от 7 до 9,5 процентов. И такой большой коридор связан с тем, что многие факторы, которые оказывают влияние на инфляцию, они достаточно волатильные, в том числе, например, приток капитала и отток капитала. В прошлом году у нас был рекордный приток капитала - больше 80 миллиардов долларов, это существенно повлияло, в том числе, на темпы инфляции. Так как ситуация на внешних рынках не стабильная, то это тот параметр, который подвержен колебаниям и который находится, по сути дела, вне прямого нашего воздействия, поэтому мы смотрим на достаточно широкий коридор по инфляции. Но у нас при этом есть шансы не уходить на верхнюю планку - в 9,5 процентов, а сделать инфляцию меньше. Инфляция - действительно важнейший параметр экономического развития. Мы на него внимательно смотрим и предлагаем меры по его снижению.

КОРР.: А что касается рубля. Будет ли он укрепляться дальше, что будет с долларом? Есть оценки, что доллар вернется на прежнюю позицию.

Эльвира НАБИУЛЛИНА: Если говорить в целом о реальном курсе рубля, реальном эффективном курсе рубля, он подвержен тоже действиям многих факторов, и в том числе и тому же притоку валюты. Делать прогноз по доллару, наверное, неблагодарное дело, хотя мы видим динамику не совсем благоприятную поведения этой валюты. Можем только радоваться тому, что рубль у нас достаточно устойчивый, хотя у укрепления рубля тоже есть последствия, к которым должна приспосабливаться экономика.

КОРР.: В прогнозном плане концепции развития до 2020 года те же показатели, которые вы сейчас озвучили, или несколько другие? С каким экономическим ростом мы придем к 2020 году?

Эльвира НАБИУЛЛИНА: Показатели прогноза до 2020 года, конечно, по конкретизации, по набору отличаются от краткосрочных, среднесрочных, это естественно. Основные параметры, которые мы смотрим на 20-ый год, это темпы экономического роста, темпы роста благосостояния людей. Когда мы делали прогноз до 20-го года, он еще дорабатывается, мы рассматривали разные сценарии развития российской экономики. Разные сценарии того, на что может опираться российская экономика в своем развитии. Поэтому у нас был выделен так называемый энергосырьевой сценарий, инерционный сценарий, инновационный сценарий, и по каждому сценарию мы просчитали на основе модели, точек, балансов возможную динамику роста всех показателей, которые будут характеризовать экономическую жизнь и социальную жизнь, и пришли к выводу, что энергосырьевой сценарий, конечно, не дает тех темпов развития, которые нужны нашей стране, которые нужны для того, чтобы поднимать уровень жизни людей. И единственно обоснованным, единственно приемлемым сценарием мы считаем инновационный сценарий. В этом сценарии средние темпы роста - это 6-7 процентов. Это неплохие темпы роста, и для того, чтобы их удержать, для того, чтобы их обеспечить, надо очень много делать. Они не даются автоматически, это только кажется, что у нас сейчас 8 процентов роста и 6-7 процентов - это не такая сложная задача. На самом деле это не так. Во-первых, чем больше становится экономика, тем каждый темп прироста экономики дается все сложнее. Во-вторых, мы понимаем, что значительная, пусть уменьшающаяся, но значительная часть этого роста также связана с внешней конъюнктурой, поэтому нам нужно сделать очень много для того, чтобы экономика, уже диверсифицированная, давала бы такой темп роста. Это можем сделать только на основе инноваций, мы прогнозируем, как должна развиваться инновационная часть нашей экономики. Прогноз, который мы делаем до 20-го года, в нем сбалансированы все показатели: и экономического развития, и инфраструктурного развития, и развития наших естественных монополий, и вопросы повышения производительности труда, и заработной платы, и межотраслевые балансы, те, которые делают возможной реализацию того или иного сценария поведения, в данном случае инновационного поведения.

КОРР.: К слову, к этому документу готовится и пошаговый план. Расскажите, что планируется сделать, какие законы принять новые и, может быть, следует изменить действующее законодательство?

Эльвира НАБИУЛЛИНА: Мне очень сложно перечислить все эти законы, потому что они будут касаться всех направлений. Это и законы в социальной сфере, нам нужна серьезная системная модернизация, мы это понимаем, и в области образования, и в области здравоохранения, и в области пенсионного обеспечения. Это все законы, которые регулируют условия ведения бизнеса, открытия нового бизнеса, малый, средний бизнес. Это вопросы, связанные с налогами. У нас, в принципе, почти по всем направлениям должны будут проходить какие-то изменения в законодательстве, потому что вся экономика, у нас она становится правовой, мы действуем на основании законов, а не административно принимаем решения. Поэтому сейчас перечислить все очень сложно. Это можно будет сделать по отдельным направлениям, и отдельные направления мы сейчас обсуждаем вместе с бизнесом, вместе с научными организациями, вместе с представителями регионов, то есть идет такая работа по широкому обсуждению этой концепции.

КОРР.: Но если позволите, самый обсуждаемый сейчас закон - закон о торговле. Вы его внесли уже в правительство?

Эльвира НАБИУЛЛИНА: У нас сроки внесения в правительство установлены - апрель месяц. Мы будем вносить в апреле, но мы сейчас все продолжаем обсуждение, широкое обсуждение, опять-таки, детальное обсуждение с бизнес-сообществом, с представителями регионов, потому что закон действительно сложный. Мы, с одной стороны, хотим убрать избыточное регулирование в сфере торговли, которое сейчас во многом существует на региональном, муниципальном уровне, это регулирование не унифицированное по стране. У нас разные условия ведения торговой деятельности в субъектах, в муниципалитетах. Наверное, с одной стороны, это нормально, потому что торговля - это такое дело, которое больше приближено к человеку, к местности, и здесь полностью унифицировать невозможно, но должны быть некие единые принципы ведения торговой деятельности. Плюс к этому во многих регионах и муниципалитетах существует избыточное регулирование, и открыть торговое предприятие достаточно сложно, есть проблемы с конкуренцией в торговых сетях. Мы это почувствовали в связи с инфляцией в некоторых регионах, потому что многие проблемы можно было бы смягчить, если бы была конкуренция в сфере торговли, если бы была развита торговая система, начиная от оптовой торговли до розничной торговли. Поэтому мы, с одной стороны, хотим упростить и сделать понятными условия начала ведения торговой деятельности, как она регулируется, с другой стороны, понимаем, что это жизненно важная сфера для населения. Через систему торговли происходит и реализация продуктов питания, и так далее, поэтому, естественно, законопроекты предусматривают некоторые формы государственного регулирования, в первую очередь антимонопольного регулирования. У нас были многие дискуссии, в том числе с торговыми сетями, как мы будем, какие меры антимонопольного регулирования принимать. Понятно, что здесь надо действовать очень аккуратно и тонко, потому что торговые сети идут в регионы, по сути дела, и оказывают цивилизующую роль, если можно так сказать, во многих регионах. Но при этом мы должны понимать, что когда торговые сети приходят в тот или иной населенный пункт, они не должны подогревать инфляцию. Во всем мире есть малые торговые предприятия, предприятия шаговой доступности, которые дают совершенно другой ассортимент и другие условия. И здесь нам очень важно сохранить эту конкуренцию, поэтому это такой закон. Почему он долго обсуждается? Потому что здесь должен быть найден такой баланс интересов, и наш главный приоритет - обеспечить развитие этой системы торговли для того, чтобы она была достаточно развитой и там не возникало никаких экономических пробок, если можно так сказать, и эта система была эффективной и не происходил бы там искусственный рост цен и так далее. Это все - конкуренция, это все - нормальное развитие торговой системы.

КОРР.: Принципиальный момент - содержится ли в этом законе норма регулирования цен на товары, какие именно и в каких случаях?

Эльвира НАБИУЛЛИНА: Да. В проекте закона мы предусмотрели возможность такой меры, но только как исключительной и временной. Такое регулирование цен, как прямое регулирование цен, так и регулирование надбавок, может применяться только в исключительных случаях, они прописаны в законе. Это в случае возникновения шокового дефицита продуктов и так далее. Мы считаем, что такие меры могут вводиться только постановлением правительства, то есть достаточно серьезный уровень принятия решений, когда проведены все основания, все расчеты, может вводиться не больше чем на 6 месяцев, и мы предлагаем четко определить перечень товаров, на которые может вводиться такое регулирование цен. Это товары первой необходимости, причем не все виды, например, хлеба, а только определенные виды хлеба, молока, то есть продукты первой необходимости. Почему мы говорим о том, что это только временная исключительная мера? Потому что сейчас есть сторонники того, чтобы это применять более широко, руководствуясь целями защиты населения в условиях инфляции, по сути дела благие намерения. На мой взгляд, регулирование цен как метод защиты населения от инфляции - это совершенно неэффективная мера. Мы должны, с одной стороны, бороться с инфляцией развитием конкуренции, развитием внутреннего производства для того, чтобы производство становилось больше, а население должны защищать адресными методами социальной поддержки - субсидиями, строго адресными. Они у нас, к сожалению, не все адресные. И тогда это будет та система, которая будет эффективно работать. Иначе, если мы будем регулировать цены, это действительно может привести к дефициту продуктов, и мы не защитим население.

Документы