Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Статьи и интервью

Интервью начальника отдела доступа на внешние рынки Департамента торговых переговоров В.О. Никишиной и заместителя начальника отдела доступа на внешние рынки Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Е.В. Стояновой «ЕВРОХИМЧИСТКА», "Российская Бизнес-газета" №656 от 03.06.2008 г.

04.06.08
Еврохимчистка
С 1 июня 2008 года Евросоюз ввел новый технический регламент по химическому составу импортируемой и производимой продукции
Корреспондент: Юлия Васильева
 
О том, что сулит это российским экспортерам и что им теперь надо предпринимать, "Российская бизнес-газета" попросила рассказать начальника отдела доступа на внешние рынки департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Веронику НИКИШИНУ и ее заместителя Елену СТОЯНОВУ.
- Что собой представляет новый регламент, английская аббревиатура которого уже довольно хорошо известна российскому бизнесу - REACH?
- Это новая химическая политика ЕС в отношении химических веществ. Основный принцип, заложенный в систему регламента, заключается в том, что на территории Евросоюза обращение любых химических веществ будет разрешено только в том случае, если эти вещества зарегистрированы в Европейском химическом агентстве (ЕХА), то есть по принципу "нет информации - нет рынка".
Цель данной процедуры - получить информацию обо всех веществах, находящихся на рынке ЕС, их свойствах и влиянии на здоровье человека, окружающую среду, экологию и так далее. Система REACH является обязательной для всех участников внешнеэкономической деятельности, занимающихся производством и импортом продукции, содержащей химические вещества, подлежащие регистрации, в ЕС, если объем производства или импорта конкретного химического вещества превышает 1 тонну в год.
- Какие товары попадают под действие регламента?
- Под действие регламента попадают не товары, а химические вещества. Это самый главный нюанс, который надо понимать всем экспортерам. В целом директива REACH делит все химические вещества на три группы: это непосредственно химические вещества, вещества в смесях и вещества в изделиях. И для каждой из этих групп существуют определенные требования по регистрации. Самый сложный вопрос, который возникает сегодня: что же можно считать изделием? К сожалению, рекомендации Комиссии ЕС и ЕХА, которые помогают ответить на него, вышли только 26 мая 2008 года. Отсутствие этого важного документа очень сильно тормозило понимание экспортерами и производителями, что будет трактоваться под изделиями и что в результате необходимо будет регистрировать.
- Что сейчас в первую очередь необходимо делать нашим экспортерам?
- Нашим экспортерам необходимо осознать, что если они хотят сохранить поставки своей продукции на рынок ЕС, то в обязательном порядке надо изучить правила, которые формулируются Еврокомиссией, то есть сам базовый регламент REACH и вытекающие из него документы - руководства по объяснению нюансов его применения. Далее определить, попадает ли их продукция под действие этой системы. Если нет - спокойно работать дальше. Если да, то нужно серьезным образом обеспокоиться, как проходить регистрацию. Дело в том, что согласно законодательству REACH сами экспортеры не имеют прав и обязанностей в рамках действия этой системы. Поэтому они должны либо возложить исполнение обязанностей по регистрации производимых и экспортируемых ими химических веществ на импортера, либо учредить на территории ЕС так называемого "единственного представителя", в качестве которого может выступать только резидент ЕС.
- Где можно ознакомиться с новыми правилами REACH?
- Самые последние новости об этой системе можно посмотреть на сайте ЕХА http://echa.europa.eu. Мы рекомендуем обращаться именно туда, потому что этот сайт является первоисточником. Сейчас появляется много переводов на русском языке как регламента, так и прочих.
Ими, конечно, можно пользоваться, но с целью избежания дальнейших конфликтов при регистрации целесообразно иметь и уметь использоваться именно документами на английском языке.
- А в минэкономразвития российские промышленники могут обращаться, если все-таки возникают какие-то вопросы?
- Да, конечно, у нас уже есть такие обращения, и мы стараемся по возможности помочь разобраться с документами и даем рекомендации. Но иногда приходят просто вопросы, а надо ли нам регистрироваться? Мы хотим обратить внимание на то, что под действие системы REACH попадает конкретная компания, и, к сожалению, руководствуясь общими знаниями о системе, минэкономразвития не может дать в этом случае конкретный ответ. Потому что необходимо знать объемы производства, вещества, входящие в продукцию, объем поставок химических веществ и так далее.
Более того, мы все-таки вначале за консультацией рекомендуем обращаться в само ЕХА. У них на сайте есть окошко обратной связи. Вы печатаете свой вопрос на английском и ждете от них ответа. Нам они говорят, что они отвечают всем. Если ЕХА не отвечает, тогда обращайтесь к нам в департамент торговых переговоров минэкономразвития. Мы советуем использовать нашу помощь, когда действительно возникают какие-то серьезные проблемы в общении с ЕХА или первоисточники дают взаимно исключающие друг друга ответы.
Аналогичные услуги оказывают и консультационные центры по REACH, так называемые доски помощи, которые открылись в 27 странах - членах ЕС.
Надо помнить, что в случае возникновения проблем или спорных ситуаций лучше будет представлять европейцам их же ответы. Потому что один самый важный нюанс, который должен отложиться в голове каждого экспортера, - это ответственность за участие или неучастие в процедуре, и все финансовые издержки за неправильно принятые решения будут лежать только на них. Любая ошибка консультанта, помощью которого они пользовались, в первую очередь болезненно отразится на них самих.
Мы никоим образом не устраняемся от возможных консультаций. Мы хотим просто предостеречь от иллюзий, что человек, говорящий на русском, даст более компетентный ответ, чем первоначальный документ, написанный на английском языке. Наше мнение тоже может быть ошибочным, тем более что трактовать законодательство Евросоюза мы формально и права не имеем.
- Допустим, промышленники или экспортеры определились, что им необходима регистрации. Каковы их действия сейчас?
- Для начала необходимо как можно скорее пройти предварительную регистрацию. Это процедура не сложная. Надо скачать из Интернета программу, затем в электронном виде заполнить всего лишь несколько полей. Сделать это необходимо для того, чтобы впоследствии можно было воспользоваться большим переходным периодом, который составляет до 10 лет. Кроме того, предварительная регистрация дает право с 1 января 2009 года продолжать поставки параллельно с формированием досье на химические вещества. Действия у опоздавших сильно меняются: вначале предоставьте регистрационное досье в ЕХА, а потом спустя 3 недели осуществляйте поставки. А это время.
Предварительная регистрации - это шанс всем производителям удлинить для себя сроки предоставления регистрационного досье на те вещества, которые уже находятся в обороте.
Предварительная регистрация будет проходить в период с 1 июня по 1 декабря 2008 года.
- То есть на данный момент главное для наших компаний - пройти эту предварительную регистрацию?
- Да, фактом прохождения предварительной регистрации является присвоение ЕХА регистрационного номера, который приходит автоматически в ответ на вашу нотификацию. Причем предварительная регистрация предусматривается только в электронном виде - никакими другими способами она невозможна. О получении регистрационного номера впоследствии необходимо будет уведомить потребителей своей продукции в ЕС.
На самом деле это очень серьезно, потому что многие импортеры уже сейчас составляют портфель своих договоров на предстоящий период. Они делают у себя пометки, согласен ли этот экспортер из третьей страны принять участие в REACH, и если нет, то напротив этого поставщика ставится красный флажок - это опасность.
А это значит, что деловые отношения с этим экспортером, скорее всего, будут свернуты. Над теми, кто сейчас поставляет продукцию, но проявляет пассивность, нависает дамоклов меч разрывов контрактов. Потому что уже не от одной крупной европейской компании мы слышали, что они намерены заменить поставщиков, которые не хотят участвовать в регистрации, другими поставщиками - теми, кто примет участие в регистрации.
- Правила регистрации одинаковы для тех, кто сейчас уже находится на рынке и для тех, кто только планирует выходить?
- Нет, для тех, кто собирается выходить на рынок, процедура практически аналогичная - та же предварительная регистрация в течение 6 месяцев после осуществления первой поставки и последующее формирование регистрационного досье. Например, если компания в 2010 году решит начать поставки своей продукции в ЕС, то оно уведомляет ЕХА о том, что планируются поставки. ЕХА присваивает ему регистрационный номер, и оно присоединяется к работе, которая будет проводиться в рамках форумов по химическим веществам.
Процедуры для новых поставщиков и их перспективы на рынке не настолько критичны, как если бы вы сейчас поставляли свою продукцию и решили отказаться от участия в этой процедуре.
- Это значит, что у наших поставщиков выбора нет, и если какие-то ограничительные меры минэкономразвития снимает, то здесь помочь ничем нельзя?
- Отменить REACH как таковой, конечно, нереально, но разговаривать и настаивать на том, чтобы все чрезмерно обременительные требования этого регламента были сняты, мы обязательно будем. Но для этого нужно выявлять те элементы законодательства, которые действительно выходят за рамки здравого смысла. Выявлять же мы это можем только с помощью экспортеров - основных участников системы REACH, которые начнут проходить процедуры и будут анализировать свое участие в них и сообщать нам, что вот такая процедура или требование регламента невыполнимы, либо выполнимы с очень серьезными обременениями и ставит в дискриминационное положение по сравнению с другими участниками.
Вот все эти сигналы будут давать повод для конкретного разговора и обязательно будут использоваться в наших переговорах с ЕС. Сейчас же главное - не паниковать, зарегистрироваться, а затем мы вместе будем разбираться, что делать дальше.
Большая неудача ждет тех, кто будет в принципе с помощью лозунгов бороться против REACH. У нас есть множество примеров, когда в каких-то конкретных проблемах ЕС идет нам навстречу. Поэтому максимально конкретный разговор приносит гораздо больше результатов, чем идеологические претензии.
- Будем ли мы принимать ответные меры? Некоторые эксперты рынка считают, что может сложится такая ситуация, когда все, что не будет принимать Европа, хлынет к нам и российский рынок будет наводнен некачественными и опасными товарами?
- Ну, это, конечно, большой знак вопроса, как этот поток хлынет к нам. У нас есть собственное техническое регулирование, требования к продукции, разрабатываются технические регламенты, и через это тоже придется пройти продукции из третьих стран. Поэтому говорить об этом преждевременно. Более того, у нас тоже уже разрабатывается свой технический регламент о безопасности химических веществ, который, по информации разработчиков, будет во многом схож с регламентом RЕАСН. И это делает не только Россия. Так что говорить об ответных мерах в этом случае неправильно.
- Что будет, если вещество будет признано потенциально опасным?
- Вершиной системы REACH будет являться стадия авторизации. Это очень забюрократизированная стадия, когда обращение веществ, классифицированных как опасные для здоровья, будет четко отслеживаться на всех ступеньках его использования чиновниками ЕС.
Каждая конкретная компания, которая будет использовать его в составе своей продукции, будет вынуждена вначале обратиться в ЕХА с просьбой дать ей на это разрешение.
ЕХА и Комиссия ЕС совместно со странами - членами ЕС будет это обращение рассматривать, затем решение будет опубликовано в их официальном журнале. Только потом он сможет использовать это вещество в своей продукции, и информация об его использовании должна будет направляться в уведомление ЕХА.
Напоследок хотелось бы отметить, что в ЕХА предусмотрена возможность обжалования, и мы всегда сможем этим воспользоваться.

Документы