Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Статьи и интервью

Интервью заместителя директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Д.В. Скрипичникова "Мнение регулятора", журнал "Оценочная деятельность" №1, 2009 г.

30.03.09

Дмитрий Скрипичников,
к.э.н, заместитель директора Департамента
корпоративного управления Минэкономразвития России,
 член Совета Национального Совета по оценочной деятельности


МНЕНИЕ РЕГУЛЯТОРА

В прошлом году были внесены изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Но даже без учета введенных новшеств в практике консалтинга у участников размещения заказов (на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд), осуществляемых путем проведения торгов в форме конкурсов, возникают некоторые вопросы, требующие соответствующих разъяснений.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. №437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию как в сфере оценочной деятельности, так и в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. «ОД» задал несколько вопросов Дмитрию Скрипичникову.

Возможно ли в течение срока действия государственного или муниципального контракта на проведение оценки, заключённого по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме конкурса, изменение оценщиком саморегулируемой организации членом которой является оценщик? Необходимо и допустимо ли внесение изменений в государственный контракт на проведение оценки в части наименования саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик?

Порядок размещения заказов на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд установлен Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о размещении заказов государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.

Поскольку предметом заключенного государственного контракта является проведение работ по оценке объектов оценки, то такие государственные или муниципальные контракты должны заключаться с учетом норм Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

Требование о содержании в договоре на проведение оценки наименования саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, установлено статьей 10 Закона об оценочной деятельности.

Изменение условий заключенного государственного или муниципального контракта как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке не допускается только в случаях, установленных статьей 9 Закона о размещении заказов. При этом запреты на изменение оценщиком саморегулируемой организации оценщиков, членом которой он является, и внесение изменений в государственный или муниципальный контракт в течение срока его действия в части наименования саморегулируемой организации оценщиков ни Законом о размещении заказов, ни Законом об оценочной деятельности не установлены.

Таким образом, при изменении оценщиком саморегулируемой организации, указанной в заключенном государственном или муниципальном контракте, оценщик должен незамедлительно уведомить заказчика о данном факте для внесения соответствующих изменений в государственный или муниципальный контракт.

Кроме того, хотелось бы обратить особое внимание на то, что в соответствии с законодательством об оценочной деятельности отчет, составленный оценщиком, должен соответствовать стандартам и правилам оценочной деятельности той саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик на дату подписания указанного отчета.

В соответствии со статьей 24.2 Федерального закона №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что создаваемый в саморегулируемой организации оценщиков (далее – СРО оценщиков) Экспертный совет осуществляет экспертизу отчетов об оценке ценных бумаг, а также экспертизу иных видов отчетов оценщиков в соответствии с законодательством. Вправе ли государственные заказчики привлекать в качестве экспертов для проведения экспертизы отчетов об оценке не Экспертные советы СРО оценщиков?

Государственные заказчики, руководствуясь нормами Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), вправе размещать заказы по выбору исполнителя в целях заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению экспертизы отчетов об оценке с целью исполнения возложенных на них государственных функций, среди неограниченного круга лиц, соответствующих определенным квалификационным требованиям, установленным конкурсной документацией.

Пунктом 6 статьи 28 Закона о размещении заказов установлено, что при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе значимость критерия «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса» применительно к конкурсу на оказание услуг по проведению экспертизы может быть установлена в размере до сорока пяти процентов.

Как вы справедливо отметили, статьей 24.2 Закона об оценке установлено, что Экспертный совет осуществляет экспертизу отчетов об оценке. Кроме того, проведение экспертизы отчетов об оценке СРО оценщиков предусмотрено положениями Федерального закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Аналогичные же функции СРО оценщиков исполняет в рамках осуществления контрольных процедур за деятельностью своих членов при проведении плановых и внеплановых проверок.

Поэтому, как мне кажется, наиболее целесообразно при размещении заказов по выбору исполнителя в целях заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению экспертизы отчетов об оценке устанавливать значимость критерия «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса» на максимально возможном уровне (сорок пять процентов) с целью отбора наиболее квалифицированных исполнителей государственных контрактов.

Можно предположить, что на практике, применительно к указанному выше критерию, именно СРО оценщиков, как лица, обладающего наибольшим опытом в вопросах проведения экспертизы отчетов об оценке и необходимым квалифицированным кадровым резервом, в качестве участников размещения заказа по выбору исполнителя в целях заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению экспертизы отчетов об оценке будут иметь преимущество по отношению к другим участникам размещения заказа.

В этом направлении мы сейчас осуществляем совместную работу с Росимуществом, обеспокоенность по этому же вопросу, насколько мне известно, высказывал и Совет Национального Совета по оценочной деятельности.

Министерство всегда готово рассмотреть соответствующие предложения по вопросам совершенствования норм законодательства об оценочной деятельности в части регулирования вопросов проведения экспертизы отчетов об оценке.

Каким из способов размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, установленных Федеральным законом №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», государственный или муниципальный заказчик вправе размещать заказ на проведение оценки рыночной стоимости государственных пакетов акций открытых акционерных обществ и государственного недвижимого имущества?

В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) в случае, если товары, работы, услуги включены в перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, установленные Правительством Российской Федерации, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.

Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (далее – Перечень), утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации №236-р. В указанный Перечень не включены работы по оценке федерального имущества, а также пакетов акций, принадлежащих Российской Федерации. Вместе с тем, в Перечень включена позиция «Услуги, связанные с недвижимым имуществом» (код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (далее – ОКДП) – 7000000).

К услугам, связанным с недвижимым имуществом (код ОКДП 7000000), относятся, в том числе, услуги вспомогательные, связанные с недвижимостью, предоставляемые за вознаграждение или на договорной основе (код ОКДП 7020000). Как следует из положений части IV ОКДП «Описание группировок», данная группа включает виды деятельности, связанные с оценкой стоимости недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе. Исходя из формулировок и смысла описания группировок, приведенных в ч. IV, например, по коду 7112000, слова «связанные с» являются синонимами слов «относящиеся к» в соответствующем падеже. Таким образом, услуги по оценке недвижимого имущества входят в состав кода 7000000. Следовательно, размещение заказов на такие услуги не может быть осуществлено путем проведения конкурса.

Деятельность по оценке рыночной стоимости относится к коду 7400000 «Услуги в области коммерческой и технической деятельности прочей».

Поскольку в Перечень не включены услуги по оценке иного имущества, а также пакетов акций, принадлежащих Российской Федерации, полагаем, что заказчик размещения заказа на основании части 3 статьи 10 Закона о размещении заказов вправе самостоятельно принимать решение о способе размещения заказа на такие услуги с учетом особенностей, предусмотренных Законом о размещении заказов.

Ранее именно такая позиция, выработанная сразу несколькими заинтересованными департаментами Министерства, уже высказывалась.

Ранее существовала практика заключения трехсторонних договоров на проведение рыночной оценки пакетов акций, принадлежащих Российской Федерации, заказчиком по которым выступало Росимущество, а плательщиком работ по оценке являлось соответствующее акционерное общество, контрольный пакет акций которого находился в федеральной собственности, без размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Существует ли данная практика сегодня?

Подобная практика существовала ранее. Сегодня заключение договоров на проведение рыночной оценки пакетов акций, принадлежащих Российской Федерации, осуществляется только по итогам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

После проведения анализа норм законодательства Российской Федерации Минэкономразвития России была выработана следующая позиция по вопросу заключения договоров на проведение рыночной оценки пакетов акций, принадлежащих Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (далее – Положение), Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

Согласно пункту 5.11 Положения Росимущество организует оценку имущества в целях осуществления имущественных, иных прав и законных интересов Российской Федерации, определяет условия договоров о проведении оценки федерального имущества.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) предусмотрено, что государственные нужды обеспечиваются в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Согласно части 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации.

Поскольку Росимущество, осуществляя полномочия собственника федерального имущества – Российской Федерации, на основании соответствующих указов Президента Российской Федерации должно организовать работу по оценке рыночной стоимости пакета акций, принадлежащих государству, возникают государственные нужды, которые в свою очередь обеспечиваются в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. В связи с чем Минэкономразвития России было поручено Росимуществу прекратить практику заключения подобных договоров.

Документы