Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Статьи и интервью

Интервью директора Департамента государственного регулирования в экономике С.В. Шипова "В очередях страна теряет миллиарды", газета "Известия", 23 марта 2011 г.

23.03.11

Завтра президиум правительства планирует рассмотреть вопрос о доступности предоставляемых гражданам госуслуг. Только на очередях в инстанциях население и ВВП теряют миллиарды рублей. О том, как государство борется за повышение качества своих услуг, корреспонденту "Известий" Александре Белуза рассказывает директор Департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития России Савва Шипов.

Известия: На волокиту в России не жаловался только ленивый, но измеряется ли качество работы с просителями самим государством?

Савва Шипов: Конечно, государство оценивает качество предоставления своих услуг. Комплексный мониторинг доступности наиболее массовых услуг мы провели в конце прошлого года, и полученные результаты оставляют желать лучшего. Например, посчитали, сколько стоят экономике очереди. Оказалось, что только по пяти наиболее массовым госуслугам и только в очередях население теряет около 1 млрд 925 млн рублей ежегодно, а потери ВВП составляют свыше 2 млрд 620 млн рублей. Посчитали мы и количество очных приходов в инстанцию. Представителю бизнеса, чтобы решить тот или иной вопрос, нужно обратиться в орган власти семь раз. Это очень много. Гражданину - два раза. Это связано с тем, что услуги для бизнеса сложнее, чем для обычных граждан. Условно говоря, один получает справку из ЖЭУ, другой - разрешение на строительство многоквартирного дома.

Известия: В идеале проситель должен обратиться в инстанцию один раз?

Шипов: Да. Нужно иметь в виду, что два раза - это средний показатель, и это количество приходов только в тот орган власти, который оказывает нужную человеку услугу. При этом может требоваться много дополнительных документов, и чтобы их получить, нужно обойти другие инстанции. Есть несколько способов сокращения количества приходов гражданина в орган власти. В частности, в соответствии с одной из статей закона о госуслугах перечень случаев, когда человека можно отправить за какой-то дополнительной бумагой, четко фиксирован. Кроме того, с 1 июля этого года вводится норма, запрещающая ведомству требовать от граждан справки, если соответствующая информация есть у других ведомств. Это сэкономит время гражданам да и просто облегчит им жизнь. Ведь существует еще и сложная логистика получения дополнительных документов: сначала надо узнать, куда за ними идти, потом прийти в следующее место - спросить, каким образом их получить... В общем, бесконечные походы. С июля эта головная боль во многом перекладывается на государство.

Известия: Сами инстанции готовы к тому, чтобы самостоятельно обмениваться информацией между собой?

Шипов: Все к этому готовятся. По большей части услуг проблему взаимодействия между ведомствами можно решить следующим образом. Мы выделили 12 базовых федеральных реестров, в которых хранится основная информация об объектах, связанных с госуслугами: о людях, организациях, транспортных средствах, объектах недвижимости и так далее. И сейчас мы внесли в правительство проект постановления, где фиксируются и сами 12 базовых учетов, и порядок предоставления информации из них. Это должно снять львиную долю проблем с получением информации, поскольку большая ее часть содержится именно там. Чтобы собрать дополнительные документы для гражданина, инстанции нужно будет лишь обратиться с запросом в нужный реестр. При этом доступ к каждой информационной базе будет обеспечивать ответственный орган исполнительной власти.

Известия: Тем не менее эксперты опасаются, что когда собирать пакет документов станут не сами люди, а чиновники, сроки выдачи тех же справок, разрешений, лицензий существенно вырастут.

Савва Шипов: Вероятность того, что один орган власти обратится в другой, а ему не ответят, существует. Чтобы этого избежать, мы предлагаем четко закрепить срок, в который должно быть осуществлено межведомственное взаимодействие, - пять дней с момента направления запроса. Могут оговариваться и специальные сроки (бывает информация, которую сложно собрать), но общее правило - максимум пять дней. При этом мы фактически декларируем презумпцию добросовестности той инстанции, которая запрашивает информацию. Если у нее в административном регламенте это право закреплено, значит, все остальные ведомства обязаны предоставить ей информацию точно в срок. Соответствующее постановление мы тоже внесли в правительство.

Известия: На какой стадии находится разработанный Минэкономразвития законопроект, предусматривающий ответственность госслужащих за низкое качество оказания госуслуг?

Шипов: Законопроект внесен в правительство. Это очень важный документ, он должен создать мотивацию у чиновника не нарушать правила и порядок предоставления услуги, в том числе по срокам, требованию излишних документов и так далее, которые четко прописаны в административных регламентах. Сейчас ответственность за, грубо говоря, волокиту теоретически существует. Но на практике случаи, когда чиновник за какие-то нарушения правил предоставления услуг понес ответственность, единичны. Это связано с тем, что сейчас право жаловаться на чиновника в вышестоящий орган существует, но вот обязанности наказать виновного нет. Есть лишь такая возможность. Теоретически есть еще право обжаловать действия чиновника в суде. Но привлечь его к административной ответственности за нарушение порядка предоставления услуги суд не сможет, а сможет лишь указать на необходимость восстановления прав гражданина. То есть вам обязаны будут предоставить услугу в срок, но вы потеряете кучу времени в ходе самого разбирательства.

Известия: В некоторых регионах уже стали принимать электронные (через порталы) жалобы на качество работы госслужащих. Есть ли какие-то результаты?

Шипов: Единых требований к принятию жалоб на качество работы госслужащих в электронном виде нет. Это инициатива отдельных чиновников на местах, которые стараются сделать деятельность органов власти более открытой. Юридические последствия могут появиться только вместе с единой системой. В упомянутом законопроекте мы как раз предлагаем ввести общероссийскую систему подачи электронной жалобы на работу чиновников, причем с возможностью отслеживать, на какой стадии она находится. Технически это будет выглядеть так: каждая претензия получает свой код, его можно ввести на специальном портале и посмотреть, какие решения приняты. Мы рассчитываем, что соответствующий законопроект будет принят в ходе весенней сессии.

Известия: Будет ли когда-нибудь зарплата чиновников зависеть от качества их работы с просителями?

Шипов: Есть общий подход: наличие жалоб на действия чиновника, как правило, влияет на размер премирования. Но единого критерия - увязки качества его работы с финансовыми последствиями - не существует. И в этом проблема. На наш взгляд, к чиновникам, которые непосредственно контактируют с гражданами (выдают справки, выезжают с проверкой и так далее), должны предъявляться особые требования. Их работу можно оценить на предмет соответствия стандартам предоставления услуг. Поэтому в отношении такой категории чиновников вполне можно применять метод, связанный с поощрением или, наоборот, депремированием по результатам работы. Думаю, этот вопрос будет решаться в каждом органе власти по-разному, но общие подходы мы предложим. Должны быть прописаны правила, при нарушении которых размер премии автоматически снижается.

Известия: Есть мнение, что перевод чиновничьих услуг в электронный вид намеренно тормозится низовой бюрократией - ей это невыгодно, она теряет "кормушку". Вы ощущаете какое-то противодействие?

Шипов: На самом деле любые нововведения, направленные на повышение открытости органов власти, невыгодны бюрократии. С этой точки зрения мы постоянно ощущаем противодействие по нашей работе, связанной с повышением качества предоставления госуслуг, оптимизацией контрольно-надзорной деятельности органов власти. Естественно, и по электронным услугам такая же проблема существует. С другой стороны, мы сейчас уже в той ситуации, когда внедрение электронного правительства - это необратимый процесс. Он может идти где-то медленнее, где-то быстрее, но он идет. И это главное. Самый наглядный пример - портал gosuslugi.ru. Там сформировано уже свыше 700 тысяч электронных запросов на предоставление госуслуг. Самые востребованные из них - это проверка наличия выписанных штрафов от ГИБДД (более 240 тыс. обращений), получение загранпаспорта (более 106 тыс. обращений), обычное и расширенное извещение о состоянии индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде (более 182 тыс. обращений). Причем качество предоставления услуг через сайт растет.

Известия: Некоторые региональные порталы госуслуг при этом выглядят как декорации...

Шипов: Мы провели мониторинг, чтобы понять: услуги вроде висят, а можно ли их реально получить через интернет или нет? Тестировали как федеральный портал, так и региональные (не все, но выборка была большой - около 60 регионов). Наш анализ показал, что проблем много. Из тех услуг, которые есть в приоритетном перечне для перевода в электронный вид, претензий не было к 25%. То есть обратиться за их получением точно можно через интернет. Это, например, оформление паспортов, отправка сообщений о правонарушениях, некоторые другие. К остальным услугам были вопросы. Где-то отдельные функции недоделаны, где-то работа просто провалена. Но срез, который мы проводили с перерывом в два месяца, показал, что подвижки есть. Ведомств, где работа вообще не велась, мало. Просто где-то начали заниматься этим поздно, а теперь изо всех сил пытаются наверстать упущенное.

Известия: Какие меры, направленные на повышение доступности госуслуг, уже приносят результаты, а какие - буксуют?

Шипов: Глобального прорыва пока не произошло, но в целом ситуация улучшилась. В частности, принято около 65% административных регламентов (завершить процесс ведомства обязаны до 1 января 2012 года). Там, где есть регламент, есть и ясность для гражданина, что могут потребовать от него и в какие сроки должны ему выдать. Открыто более 170 многофункциональных центров (МФЦ) предоставления госуслуг. В прошлом году они обслужили около 3,5 млн человек, причем качеством остались удовлетворены более 90% посетителей. В то же время 170 МФЦ для такой страны, как Россия, мало. По нашим подсчетам, требуется около трех тысяч, они должны быть в каждом городском округе и муниципальном районе. Что не удалось? Отношение к просителям остается прежним - это большая проблема. Создать мотивацию для чиновников, чтобы они по-другому подошли к процессу оказания услуг, пока не удалось. Ни с точки зрения пряника, то есть финансового стимулирования, ни с точки зрения кнута, потому что пока никакой ответственности нет.

 

Очереди: время и деньги

Государственная услуга Среднее время ожидания в очереди Количество обращений (в год) Потери для населения (млн. руб.) Потери ВВП (млн. руб)
1 Регистрация транспортных средств 108 мин. 19 000 000 800,4 1089,6
2 Технический осмотр транспортных средств 54 мин. 28 000 000 589,8 802,9
3 Регистрация по месту жительства и месту пребывания 55 мин. 13 000 000 278,9 379,7
4 Выдача загранпаспортов 53 мин. 5 000 000 103,4 140,7
5 Выдача паспортов 46 мин. 8 500 000 152,5 207,6

Источник: Мониторинг Минэкономразвития России

Документы