Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Статьи и интервью

Интервью заместителя Министра А.Е. Лихачева «Одним законом коррупцию не искоренишь», газета «Известия», №161 от 02.09.2011 г.

02.09.11

Одним законом коррупцию не искоренишь

Алексей Лихачев рассказал "Известиям", когда будет принят закон "О Федеральной контрактной системе"

 

Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина 1 сентября презентовала проект закона "О федеральной контрактной системе", который еще до официальной публикации стал поводом для ожесточенных дискуссий между министерством и Федеральной антимонопольной службой. Министерство хочет, чтобы этот закон заменил многострадальный 94-ФЗ, регулирующий госзакупки. Ведомство Эльвиры Набиуллиной предлагает публиковать планы закупок на год, регулировать все циклы от обоснования цены и размещения до контроля за исполнением. Основной процедурой проведения тендеров станет конкурс, а снижение цены больше чем на 25% будет считаться демпингом. О том, когда будет принят закон и что будет с 94-ФЗ, корреспонденту "Известий" Марии Жебит рассказал замминистра экономического развития АЛЕКСЕЙ ЛИХАЧЕВ.

- Алексей Евгеньевич, вам удалось решить споры с ФАС?

- Обсуждения с ФАС законопроекта "О федеральной контрактной системе" еще не было. Документ поступил в ФАС одновременно с тем, как был представлен министром широкой общественности 1 сентября. Если опираться на то, как ФАС обозначала свою позицию до этого, то, конечно, идеология ФКС очень отличается от видения развития госзакупок антимонополыциками. Идеология ФАС - экономия бюджета. Они считают победой государства и общества над жуликами ситуацию, когда на открытом аукционе начальная цена была, скажем, 10 млн рублей, а на электронном аукционе победила компания, которая предложила цену в 2 млн рублей. Они считают, что эти 8 млн рублей, возвращенные в бюджет, - признак эффективных госзакупок. Нас такая "экономия", наоборот, беспокоит. Необходимо определить, что именно, какого качества должно быть приобретено, выяснить, сколько это может стоить, и только потом провести процедуру определения исполнителя. И лучше всего, если это будет процедура открытого конкурса, где мы, взвешивая значимость критериев, напишем формулу оценки заявок, а потом адекватно определим победителя.

- Говорилось, что 94-ФЗ просто вольется в Федеральную контрактную систему. Но на презентации об этом речь не зашла.

- Сферу применения 94-го закона Федеральная контрактная система, конечно, поглотит. Но сам закон должен прекратить существование. В ФКС мы берем из 94-го закона действительно неплохо прописанные отдельные нормы, например электронные аукционы и открытые конкурсы, но с учетом изменения веса критерия цены, ряд других апробированных положений. Например, главной новацией 94-ФЗ в свое время была публичность: вывешивание на сайт документации, заявок, протоколов. Мы не только сохраняем, но и расширяем одновременно эту норму, публикуя на сайте в открытом доступе и стадию планирования, и стадию закупок, и главное, приемку результатов.

- Не станет ли, например, возможность выбора процедуры заказчиком поводом для коррупции?

- Одним законом о госзакупках коррупцию не искоренишь. Но наш закон точно не может спровоцировать ее всплеск. Следует понимать, что заказчик все же ничего не выбирает по своему усмотрению. Есть конечный список условий, при которых заказчик вправе отступить от процедуры открытого конкурса и провести, например, двухэтапный конкурс. И применение другой процедуры, даже если ситуация подпадает под установленные законом критерии, он обязан обосновать публично. Логика нового закона такая: заказчик должен сначала показать, что он собирается покупать и по какой цене, обосновать способ выбора исполнителя, показать все это обществу и получить одобрение, а затем выбранным способом провести все конкурсные процедуры. Есть система управления контрактными рисками, возможность заказчика взаимодействовать с исполнителем в ходе исполнения контракта. Главное - заказчик будет обязан предъявить обществу конкретный результат.

- Как определяется ответственность заказчика? Будут ли увеличены штрафы по КоАП?

- Мы, естественно, нарабатываем ряд поправок и в Административный, и в Уголовный кодекс. Здесь у нас с ФАС похожие подходы. Уголовное наказание и сейчас есть, только состав преступления очень сложно формулировать. Мы планируем внести предложения о поправках в УК и КоАП одним пакетом с законом.

- Как вы будете решать вопрос с заказом люкс оных и непрофильных товаров?

- Планирование государственных нужд и планы закупок введены, чтобы соответствие закупки реальной нужде вскрывалось на этапе планирования еще в начале текущего года. Это может сделать и общественный контролер, и профессиональное сообщество.

Крайне важен вопрос нормирования закупок для обеспечения внутренних нужд государственных и муниципальных заказчиков. Но это все-таки предмет регулирования не закона, а подзаконных актов.

В таком подзаконном акте должно быть прописано, что, например, заместитель министра и ниже имеет право на служебный автомобиль не выше указанной стоимости. Мы вместе с Минфином готовим ряд документов, регулирующих конкретные нормы, думаю, что они будут рассмотрены параллельно с принятием закона.

- Решена ли проблема с тем, что большая часть заказов появляется в конце года из-за того, что Минфин распределяет деньги неравномерно?

- Действительно, существует практика, когда значительные бюджетные средства доходят до заказчика во втором полугодии, а то и в IV квартале. Бороться с этим можно только двумя способами. Первый - четко установить, что основные объемы средств заказчики должны получить, скажем, до сентября. Другой вариант - принятие решения о "переносе остатков" бюджетных средств на будущий год.

- Когда можно ожидать внесения законопроекта в правительство?

- Мы исходим из того, что в течение месяца нужно провести общественную дискуссию по ключевым точкам закона. Еще месяц потребуется на проведение официальных межведомственных согласований. Подчеркну, что окончательное слово по содержанию закона и срокам внесения - за правительством.

Документы