Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Статьи и интервью

Интервью Министра Э.С. Набиуллиной «Общие институты развития могут ускорить работу БРИКС», «РИА Новости» от 29 марта 2012 г.

29.03.12

Набиуллина: общие институты развития могут ускорить работу БРИКС

 

Евгений Пахомов

 

Ситуация в мировой экономике остается нестабильной, поэтому группы стран ищут совместные пути преодоления кризисных явлений и стабилизации. Накануне в Нью-Дели прошел второй Деловой форум стран БРИКС. О вопросах, обсуждавшихся на встрече, о перспективах сотрудничества развивающихся экономик, а также об экономической ситуации в России в интервью РИА Новости рассказала глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина.

- Эльвира Сахипзадовна, может ли БРИКС стать влиятельным экономическим союзом, или взаимодействие так и останется лишь на политической основе?

- В настоящее время взаимный товарооборот России со странами БРИКС составляет порядка 100 миллиардов долларов и ежегодно прирастает более чем на 30%. Вместе с тем, крупные многосторонние проекты пока отсутствуют.

Мои встречи и переговоры с коллегами-министрами позволили определить не только сферы, но и алгоритм совместной работы. Каждая из стран БРИКС является признанным мировым лидером по целому ряду важных направлений. Например, Россия – в атомной энергетике и космосе, Индия – фармацевтике, Бразилия – биотехнологиях, Китай – электронике, ЮАР – сельском хозяйстве. Логично, что создание механизма по обмену технологиями, их коммерциализации позволит заложить основу для взаимовыгодного экономического сотрудничества.

Исходя из этого Россия предложила запуск проектных платформ БРИКС, идея которых была поддержана в ходе министерской встречи, прошедшей во вторник (28 марта 2012 года - ред.) в Нью-Дели. Первой совместной проектной платформой могла быть стать платформа "Медицина будущего" на базе технологической платформы в Томске с участием компаний и научных организаций России, Индии и Китая.

Безусловно, экономическое сотрудничество внутри БРИКС может значительно ускориться при создании совместных инструментов и институтов развития. Например, уже сегодня Россия активно осуществляет расчеты в национальных валютах с Китаем, с которым у нас также создан совместный фонд инвестиций.

Если такую практику распространить в многостороннем формате, то при положительном результате это способно серьезно поддержать совместные инициативы компаний. Такие инициативы уже возникают в ходе ежегодно проводимых деловых форумов БРИКС.

- По вашему мнению, нужны ли постоянно действующие структуры внутри БРИКС? Нужен ли банк БРИКС, если да, то когда он может быть создан?

- Как известно, идея создания банка БРИКС пока прорабатывается. Как видится, ключевым моментом при принятии такого решения должно быть понимание места, целей и задач, механизмов принятия решений и управления банком. Иными словами, данный вопрос необходимо рассматривать в широком контексте создания инфраструктуры, обслуживающей торговлю и инвестиции в БРИКС. Если исходить из того, что у нас появится весомый портфель инвестиционных проектов, будут созданы условия для открытия кредитных линий и расчетов в национальных валютах, то только тогда появление такого банка станет логичным шагом.

Что касается постоянно действующих структур внутри БРИКС, то в экономической сфере запущен механизм регулярных встреч министров, отвечающих за экономику и внешнюю торговлю БРИКС, создана Контактная группа по торговым и экономическим вопросам, которая проводит регулярные заседания и разрабатывает предложения по практическому взаимодействию в рамках БРИКС.

- Возвращаясь к ситуации в России - насколько благоприятна макроэкономическая ситуация? Эксперты отмечают оживление деловой активности в стране, однако указывают на неустойчивость тенденций. Например, сейчас инфляция в РФ ниже среднеевропейской, удержатся ли темпы инфляции на этом уровне в течение года или Вы ожидаете скачка в июле?

- В марте инфляция в годовом выражении (к марту 2011 года) действительно низкая - 3,7% (в странах ЕС - 3% в среднем), что отчасти обусловлено переносом индексации регулируемых тарифов на энергоносители (газ, электроэнергия, тепло – ред.) с января на июль. Это дало отрицательный вклад в инфляцию в текущем году в размере 1,2-1,3 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом.

Но в середине года после индексации тарифов инфляция в июле–августе будет выше, чем обычно - на эти же 1,2-1,3 процентных пункта. При этом рост тарифов на услуги естественных монополий будет нивелироваться сезонным снижением цен на продовольственные товары, но в августе обычной сезонной дефляции не ожидается.

Таким образом, наш прогноз инфляции на 2012 год – 5-6% - пересматривать нецелесообразно.

- Неоднократно слышали об интересе зарубежных инвесторов к крупным российским активам. Подготовка к приватизации крупных госкомпаний проводится, заявляли российские власти в прошлом году и в начале текущего. Однако прошел уже первый квартал, а движения в эту сторону инвесторы не дождались. Когда можно ожидать первых продаж в этом году? Или они в 2012 году вообще не планируются?

- Работу по подготовке крупных приватизационных проектов министерство проводит совместно с Росимуществом. О результатах этой работы мы периодически информируем правительство РФ.

Так, на завершающей стадии находятся проекты по организации продажи 100% акций ОАО "СГ-Транс" (подготовку сделки осуществляет "Ренессанс Капитал") и 20% акций ОАО "Апатит" (подготовку сделки осуществляет "БНП Париба"). Инвестиционными банками ведётся подготовка сделок по продаже 25,5% акций ОАО "Мурманский морской торговый порт" (инвестбанк "Райффайзен"), 100% акций ОАО "Архангельский траловый флот" (инвестбанк "Газпромбанк"), 25,5% акций "Авиакомпания "Сибирь" (инвестбанк "Альфа-Банк"), 25,1% акций ОАО "ТГК-5" и 55% акций ОАО "Ванинский морской торговый порт" (инвестбанк "ВТБ-Капитал").

По этим сделкам инвестиционные банки осуществляют поиск потенциальных инвесторов. Эти сделки должны быть завершены в течение 2012 года.

Хочу обратить внимание на то, что инвестбанки, привлекаемые правительством для организации крупных сделок, информируют инвесторов, в том числе через средства массовой информации. Правительство заинтересовано в максимальной открытости и прозрачности в данной сфере.

Одновременно мы анализируем подходы к организации сделок по продаже 20% акций ОАО "Новороссийский морской торговый порт", 25,5% акций "Совкомфлот", 10% акций ОАО "Банк ВТБ" и других госпакетов.

Вы, очевидно, знаете о той дискуссии, которая ведется сейчас в отношении приватизационных планов в топливно-энергетическом секторе. Мы надеемся в ближайшее время выработать взаимоприемлемые подходы к проведению приватизации крупнейших энергетических компаний (Роснефть, ФСК ЕЭС, РусГидро, и другие).

Мы планируем, что приватизационные проекты в отношении указанных крупнейших компаний стартуют уже в текущем году.

- Россия и Индия практически одновременно, в 1991 году, вступили на путь реформ. Прошло 20 лет, Индия демонстрирует более высокие темпы экономического роста, чем Россия. Как Вы считаете, насколько интересен и полезен для России индийский опыт экономических реформ?

- Что касается проведения экономических реформ, мы изучаем опыт не только Индии, но и других стран, анализируя как причины успехов, так и проблемы, с которыми они сталкиваются в экономическом развитии. С этой точки зрения формат БРИКС представляет уникальную возможность проведения на регулярной основе подробного обмена мнениями. Одна из тем повестки дня второй встречи министров экономики и внешней торговли - вопрос об экономической ситуации внутри стран БРИКС и мировой экономике. По наиболее важным проблемам мы координируем свои позиции. Это, например, касается реформирования международных финансовых институтов и усиления в них роли стран с быстрорастущими экономиками.

Что касается индийского опыта реформ, то интерес, например, для России может представлять политика развития конкуренции, а также организация поддержки малого и среднего предпринимательства. Именно эта тема выбрана в качестве одного из приоритетов совместной работы в 2012 году.

Документы