Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Статьи и интервью

Статья заместителя директора Департамента развития конкуренции Д.В. Тер-Степанова «Ключ от многих дверей», «Российская газета» № 84 (5757) от 17 апреля 2012 г.

17.04.12

Ключ от многих дверей

Настало время совершенствовать методику ценообразования на лекарства

Дмитрий Тер-Степанов, заместитель директора департамента развития конкуренции Минэкономразвития России

 

Несколько лет назад правительство приняло решение о регулировании цен на лекарства. Это решение было непростым, вызванным необходимостью реагировать на последствия мирового финансового кризиса, поскольку возникла серьезная опасность неконтролируемого роста цен в таком социально чувствительном секторе рынка, как лекарства.

В 2009 году была издана первая методика определения предельных отпускных цен производителей на препараты, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), утвержденная совместным приказом Минздравсоцразвития России и ФСТ России. Выбранный тогда механизм государственного регулирования позволил не допустить необоснованного роста цен на фармацевтическом рынке. После принятия в апреле 2010 года 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" была разработана новая методика, которая действует до настоящего времени.

Заложенные в ней подходы во многом дублируют основные положения первой.     

С учетом того, что кризисные явления мы в основном успешно преодолели, заложенная в методике цель - стабилизация цен на лекарственные препараты - уступает место необходимости обеспечения ассортиментной доступности и инновационного развития отрасли. Назрела необходимость совершенствования заложенных подходов. Соответствующее поручения дал президент страны Дмитрий Медведев. В соответствии с ним, а также с поручением правительства Российской Федерации, сформирована межведомственная рабочая группа под руководством заместителя министра М. Осеевского для разработки подходов к совершенствованию ценообразования на ЖНВЛП, апробации новых механизмов ценового регулирования, а также проработки вопросов их дальнейшего внедрения. В нее вошли помимо сотрудников минэкономразвития представители минздравсоцразвития, минфина, минпромторга, антимонопольной службы и Федеральной службы по тарифам. В своей деятельности межведомственная группа будет учитывать лучший международный опыт, тесно взаимодействовать с участниками рынка, экспертным и научным сообществами.

В настоящее время разработана дорожная карта по совершенствованию ценообразования на лекарственные препараты, которая одобрена всеми участниками организационного совещания межведомственной рабочей группы. Главная цель, на достижение которой направлена дорожная карта, - это переход в перспективе к всеобщему страховому возмещению лекарственного обеспечения граждан на основании самых современных подходов к ценообразованию. С этой точки зрения внедрение референтного ценообразования является ключевым фактором, который позволит создать необходимые предпосылки для внедрения страховой системы.

Система референтного ценообразования действует в большинстве стран Европы. Сущность этой системы состоит в том, что возмещаются только экономически обоснованные цены на препараты. При этом цены регулируются только в возмещаемом сегменте фармацевтического рынка, а цены на невозмещаемые препараты регулированию не подлежат. Опыт развитых стран показывает, что внедрение системы возмещения на основе референтных цен приводит к снижению цен производителей на лекарства. Так, в Германии, где эта система функционирует с 1989 года, за период с 1995 по 2008 год индекс потребительских цен вырос на 22,4%, а цены на возмещаемые лекарственные препараты снизились на 9,6%. Похожие тенденции отмечены и в других странах.

Разработанная дорожная карта предусматривает пять последовательных шагов.

Первый - внесение оперативных изменений в методику в рамках действующего законодательства, которые позволили бы отрегулировать первоочередные аспекты, вызывающие особое беспокойство. К примеру, нас тревожит ситуация со снижением ассортиментной доступности дешевых лекарственных препаратов - по мониторингу, который регулярно осуществляет Росздравнадзор, мы видим такие явления.

Вторым этапом реализации дорожной карты предполагается внесение изменений в законодательство, в первую очередь в Закон "Об обращении лекарственных средств". Конечно, это потребует существенно большего времени с учетом регламентных процедур прохождения поправок через органы законодательной власти.

В итоге мы должны подойти к реализации третьего этапа - осуществлению пилотного проекта по переходу к страховой системе лекарственного обеспечения на основе референтных цен в рамках существующих государственных программ. Возможно, пилотные проекты будут реализованы в рамках определенных госпрограмм, затрагивающих отдельные категории граждан или распространяющихся на отдельные регионы. Четвертым этапом могло бы стать распространение системы страхового лекарственного обеспечения на основе референтных цен на все льготные категории граждан. Наконец, в перспективе запланирован и пятый этап - распространение этой системы на всех граждан страны.

Разумеется, реализация мер, предусмотренных дорожной картой, будет осуществляться с учетом позиций заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в первую очередь Минздравсоцразвития России, мнений участников рынка, экспертного и научного сообществ.

Важным аспектом, который Министерство экономического развития РФ считает необходимым реализовать в рамках проводимой работы по совершенствованию методики, является создание условий для инновационного развития фармацевтической отрасли. Дело в том, что те механизмы, которые существуют сейчас, недостаточно стимулируют производство инновационных лекарств. Выводя их на рынок, производитель не может предсказать заранее, каким будет решение регулирующего органа относительно их цены. И это вызывает определенные опасения, а иногда и нежелание выводить новейшие лекарства на российский рынок. Нам хотелось бы сделать так, чтобы самые новые и эффективные лекарства были доступны нашим гражданам. Такой мерой мог бы стать заявительный принцип регистрации цен в отношении инновационных отечественных препаратов, не имеющих аналогов на рынке. В определенной степени этот подход может быть реализован уже в рамках первого этапа реализации дорожной карты - внесения изменений в методику ценообразования.

Кроме того, совершенствование системы ценообразования на ЖНВЛП должно создать предпосылки для сближения цен на взаимозаменяемые лекарственные препараты, что, в свою очередь, позволит заложить маркеры цен, на основе которых будет формироваться система референтных цен на лекарства.

Стоит также отметить, что формирование оптимальной модели референтного ценообразования на лекарственные препараты должно осуществляться одновременно с совершенствованием порядка формирования перечня ЖНВЛП. Сегодня мы не до конца понимаем, на основании каких принципов препараты включаются в данный перечень. А поскольку они включаются по международным непатентованным наименованиям (МНН), невозможно и прогнозировать, какие расходы в дальнейшем государство будет нести по закупкам, то есть затратам бюджета на лекарственное обеспечение граждан.

Как уже неоднократно заявляли представители минздравсоцразвития, такой перечень должен быть основой для включения лекарств и в стандарты лечения.

Поэтому минэкономразвития предлагает использовать принципы фармакоэкономики при решении вопроса о включении в перечень того или иного лекарства.

У нас есть четкое понимание, что переход к системе страхового лекарственного обеспечения на основе референтных цен - задача непростая, требующая комплексного подхода, который должен предусматривать и решение других задач. В частности, совершенствования системы назначения и отпуска лекарственных препаратов гражданам, определения подходов к формированию групп взаимозаменяемых лекарственных препаратов, обеспечения перехода фармацевтической отрасли на стандарты GMP. Одной из наиболее сложных задач, на наш взгляд, будет изменение сознания граждан, как потребителей лекарственных препаратов. В настоящее время поведение потребителя не является экономически обоснованным, во многом обусловлено рекомендациями врача, фармацевта, а то и воздействием рекламы, что приводит к ассиметрии информированности о свойствах лекарственных препаратов. Мы должны добиться того, чтобы гражданин делал осознанный выбор, имея полное представление о ценах всех взаимозаменяемых препаратов, соответствующих назначению врача. А оно, в свою очередь, должно быть обусловлено принятыми научно обоснованными стандартами оказания медицинской помощи. Итогом всей проводимой работы должно стать создание системы рационального использования лекарственных препаратов.

Документы