Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Статьи и интервью

Интервью директора Департамента оценки регулирующего воздействия В.А. Живулина «В перспективе ОРВ будут проводить сами разработчики актов», «Интерфакс» от 17 апреля 2012 г.

17.04.12

Директор Департамента Минэкономразвития Вадим Живулин: В перспективе ОРВ будут проводить сами разработчики актов

 

Треть проектов ведомственных нормативных актов, затрагивающих бизнес и призванных по идее улучшить нашу жизнь, на поверку содержат разные административные перегибы. То есть изобретают ненужные ограничения, вводят дополнительные обязанности.

Созданный в России полтора года назад механизм оценки разрабатываемых ведомствами документов позволяет выявлять такие перегибы и возвращать вредные для бизнеса документы на доработку.

О том, как работает и как будет развиваться институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ), "Интерфаксу" рассказал директор Департамента ОРВ Минэкономразвития Вадим Живулин.

- Говоря о накопленном уже опыте, какие выводы вы можете сделать? Учитывают ли уже министерства и ведомства тот факт, что их акты должны в обязательном порядке проходить через сито ОРВ?

- С середины 2010 нами подготовлено уже больше тысячи заключений. Треть заключений носят отрицательный характер. В ряде случаев разработчики с нами соглашаются и приходят к выводу, что тот или иной акт не нужен, что то или иное регулирование не требуется. По нашей статистике, количество отрицательных заключений снижается. Во многом это происходит потому, что разработчики стали более ответственно подходить к подготовке документов. Иногда ведомства, прежде чем направить документ нам, сами проводят публичные процедуры - советы, встречи, дополнительные совещания, на которых выслушивают позицию бизнеса. Эта позиция затем прикладывается к самому проекту - в качестве обоснования его необходимости.

- Могли бы вы привести пример документа, отправленного вами на доработку?

- Например, на оценку регулирующего воздействия поступил - и получил отрицательную оценку - проект административного регламента, определяющего процедуру первичного технического освидетельствования маломерных судов. Разработчиком регламента предусматривалось, помимо прочего, проведение первичного технического освидетельствования приобретенных покупателем новых маломерных судов для проверки их соответствия установленным требованиям. При этом не учитывался тот факт, что производитель уже имеет сертификат соответствия действующим обязательным требованиям. Фактически разработчиком предлагалось проведение повторной оценки продукта на соответствие одним и тем же требованиям.

- Планируется ли распространить ОРВ уже на действующие нормативные акты, чтобы проверить и их на отсутствие административных перегибов?

- Здесь речь идет уже не об оценке регулирующего воздействия, а о процедуре экспертизы действующих актов. В прошлом году Минэкономразвития было наделено такими полномочиями, с начала 2012 года запущена сама процедура экспертизы актов. План проведения экспертиз формируется в первую очередь на основании предложений бизнес-ассоциаций. В рамках этой процедуры мы должны совместно с экспертами и представителями бизнеса рассмотреть, насколько тот или иной акт влияет на ведение предпринимательской деятельности, какие влечет затраты, издержки.

И если в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия мы пытаемся посчитать возможный будущий эффект, то в рамках процедуры экспертизы действующих актов - оцениваем реально наступившие последствия введения того или иного акта. Это могут быть издержки финансовые, административные, и др.

- Федеральные законы сюда включаются?

- Нет. Сейчас процедура экспертизы касается только ведомственных актов.

- А не собираетесь охватить и действующие федеральные законы?

- Сама по себе процедура принятия законов сильно отличается от процедуры, по которой проводится экспертиза. Нельзя нарушать базовый принцип - принцип разделения властей. Законы принимает Дума.

- Однако была же дискуссия о распространении ОРВ законопроектов во втором чтении. Как это соотносится с тем, что вы сказали?

- Дискуссия была в первую очередь в том, чтобы в отношении проектов законов была возможность высказаться у достаточно широкого круга заинтересованных сторон, участников рынка, а также пытаться оценивать будущий эффект от законов. Не секрет, что сегодня принимается целый ряд непросчитанных, необоснованных решений, это касается и законов тоже.

Мы выступаем за ответственное отношение к процессу проектирования и принятия решений, с тем, чтобы либо разработчик закона, либо кто-то еще мог сказать о положительных или отрицательных эффектах того или иного решения. Коллеги из бизнес-ассоциаций приводят примеры, когда не проводилась реальная оценка будущих рисков и последствий. Решение принималось, и потом мы уже постфактум сталкивались с последствиями недостаточно выверенных решений.

- Это тоже предлагается делать через Минэкономразвития?

- Нет, тут есть абсолютно разные варианты, которые обсуждаются с коллегами из депутатского корпуса.

- Есть нормативные акты, на которые пока не распространяется ОРВ - это региональные акты, таможня, налоги. Будут тут изменения?

- Процесс развития института ОРВ по разным направлениям идет параллельными треками. Сохраняя общую идеологию, мы заинтересованы в том, чтобы была возможность внедрения этой процедуры по каждому направлению с учетом его особенностей.

Что касается актов таможенной и налоговой сферы, процесс тут не будет быстрым, потому что требует взвешенного подхода к выстраиванию процесса. Думаю, что в обозримой перспективе такие акты окажутся в предметной области ОРВ.

- Можно говорить о 2014 годе?

- Я думаю, это должно быть раньше. Это перспектива ближайшего будущего.

- Когда планируется внедрить ОРВ на уровне регионов?

- Недавно на комиссии по административной реформе рассматривался этот вопрос, и было решено подготовить предложения по законодательному закреплению этой процедуры. Переход к обязательному проведению оценки регулирующего воздействия субъектами Российской Федерации предлагается осуществить с 2014 года. Пока же субъектам РФ предлагается внедрение ОРВ в тестовом режиме. Сейчас мы пытаемся сформулировать некоторые дополнительные преференции субъектам, внедряющим у себя ОРВ. Например, подготовили проект постановления правительства о выделении им субсидий, предоставляемых в рамках мероприятий по административной реформе. В случае, если в субъекте РФ внедряется ОРВ, этот факт становится дополнительным аргументом для принятия решения по предоставлению региону такой субсидии. Тут важно подчеркнуть, что речь идет о субсидии на поддержку мероприятий по проведению административной реформы. Это не трансферт из федерального бюджета на экономику региона в целом. Такие субсидии сами по себе не настолько велики, чтобы повлиять на экономическую ситуацию в регионе. Это те субсидии, которые предоставляются наиболее активным регионам, проводящим мероприятия по административной реформе.

- Если та или иная организация посчитает, что ее предложения не были учтены во время обсуждения нормативного акта на региональном уровне, она сможет обратиться к вам?

- Жаловаться нам на то, что кто-то не учитывает высказанных замечаний, можно и нужно. Мы можем обратить внимание коллег из регионов, на то, что есть какие-то методические недоработки, что есть проблемы в организации процесса, которые не позволили мнение конкретного субъекта предпринимательской деятельности учесть. Но никаких административных рычагов воздействия мы тут не имеем.

- Можно ли сказать, что цель в том, что ОРВ в итоге через какое-то время будут проводить сами разработчики актов, в том числе не только на ранней стадии, но и уже когда проект подготовлен?

- Мы рассчитываем на то, что в перспективе оценку регулирующего воздействия будут проводить сами разработчики актов. Прежде чем начинать подготовку документа - самостоятельно проводить анализ причин, которые вызвали необходимость его принятия, анализ возможных последствий новых требований для отрасли и экономики и т.д.

Документы