Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Статья директора Департамента государственного регулирования в экономике А.И. Херсонцева «Индивидуальный предприниматель не может быть однодневкой», журнал «Forbes» от 25 июня 2012 г.

26 июня 2012 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

Индивидуальный предприниматель не может быть однодневкой

Алексей Херсонцев - Глава департамента госрегулирования Минэкономразвития о снижении барьеров для малого бизнеса

 

Нашу борьбу с барьерами можно сравнить с попытками повлиять на погоду. Есть законы, снижающие число препятствий для ведения бизнеса, — это разгон облаков. При этом мы занимаемся и изменением климата — пытаемся продвигать новую культуру отношения государственных служащих к предпринимателям. Определенные успехи уже есть.

Ключевой историей для улучшения госрегулирования в сфере малого бизнеса был ФЗ-294. Он ввел уведомительный порядок начала деятельности и урегулировал правила проведения проверок. Сейчас без получения разрешений, просто отправив уведомление по почте, можно начать 31 вид бизнеса. Последним в этот перечень мы включили деятельность турагентств. Список и дальше будет расширяться, туда должно попасть все, что не требует получения лицензии.

Недавний закон о лицензировании сильно сократил число бизнесов, для которых требуется получение лицензии. Если в 1990-х лицензированию подлежали тысячи видов деятельности, то в 2009 году — всего 80, сейчас в законе их 49. Лицензия нужна только там, где перед началом бизнеса надо подтвердить, что у вас есть квалифицированные сотрудники и необходимое оборудование. При этом теперь не нужно продлевать ее каждый год или раз в три года — она бессрочная. Но если ты что-то нарушаешь, лицензию после проверки могут приостановить или аннулировать.

Число проверок тоже было ограничено законом. Плановые проверки можно проводить только раз в три года, по утвержденному прокуратурой плану, который висит на сайте ведомств. При этом мы оставили возможность проверки по жалобам потребителей и в случае ЧП. Контролирующие органы поначалу стонали и переживали, а теперь привыкли. По статистике число проверок не сильно уменьшилось, но это не показатель: раньше контролеры ходили не туда, где действительно надо что-то проверить, а туда, где удобнее. Сейчас предприниматели реже упоминают частоту и беспорядочность проверок в числе барьеров для бизнеса. При этом законодательство развивается, в отдельных случаях вводятся специальные правила для защиты граждан. Вы сами бы не обрадовались, если бы детсады и больницы проверяли раз в три года, — теперь их можно проверять чаще, школы будут инспектировать перед началом учебного года.

Все эти меры можно назвать разгоном облаков. Если бы культура отношения к предпринимателю была иной, возможно, эти меры и не потребовались бы.

Но «погоду» мы также пытаемся менять, например, путем улучшения качества госуслуг. Когда человек обращается в госорган, он исполняет обязанность перед государством. По идее оно с благодарностью должно отмечать каждый приход предпринимателя за госуслугой, но часто человеку, наоборот, указывают на его место.

Получение разрешения на открытие бизнеса и регистрация юрлица — это услуги. У предпринимателя всегда есть выбор: торговать семечками в черную или вступить в отношения с государством. Проще всего было бы разрешить регистрировать бизнес по интернету. Налоговая опасается, что это повлечет за собой создание фирм-однодневок. Но индивидуальный предприниматель однодневкой быть точно не может — так что нужно дать человеку возможность зарегистрироваться онлайн. Инфраструктура для электронных госуслуг практически создана: приняты все законы, есть портал, он уже работает по части услуг. Но важны также стоящие за сайтом бизнес-процессы: как чиновник получит вашу онлайн-заявку и т. д.  Эти процессы надо выстраивать. Пока не все ведомства к этому готовы: у некоторых до сих пор все выданные лицензии хранятся в одном файле формата Excel.

После открытия бизнеса предприниматели также вынуждены получать множество бумаг. На каждую партию в магазине должны лежать копии сертификатов и других разрешительных документов.  Ветеринарные справки, например, вообще должны выдаваться каждый раз при «делении» партии. Часто множество бумаг не гарантирует безопасности — ими просто торгуют. Мы пытаемся навести тут порядок. В этом году должны придумать, как организовывать единую электронную систему сертификатов и справок, чтобы проверяющий мог узнать информацию о документах на товар, например, просто просканировав штрих-код.

С октября 2011 года количество бумаг, необходимых предпринимателям, уже сократилось. ФЗ-210 предписал ведомствам самим запрашивать справки, которые есть в другом органе. Это колоссальный проект, ведь только одна выписка из Росреестра была необходима бизнесу для получения 83 госуслуг. Любое обращение предпринимателя в госорган сопровождалось выпиской из ЕГРЮЛ, а теперь не надо туда идти, стоять в очереди и платить деньги.

Сейчас практически во всех регионах создаются центры предоставления госуслуг нового типа, где руководство воспринимает посетителей как клиентов в магазине. В хорошем смысле. Они оформляются как офисы банков с электронной очередью, можно будет у одного специалиста получить услуги от разных ведомств. Есть идея создавать специализированные центры одного окна и для малого бизнеса. Недавно мэр Москвы Сергей Собянин предложил создать такие центры в Москве. Там можно было бы зарегистрировать фирму, получить консультацию, подать уведомление о начале бизнеса, документы на лицензию, узнать о государственных грантах. Открытие подобных центров — сигнал о глобальных изменениях в отношении государства к своему населению. Фактически речь идет о становлении принципиально новой культуры взаимоотношений чиновника с гражданином. Это уже совсем не те чиновники, которые были пять лет назад и которых все привыкли ругать.

Со сменой правительства наши приоритеты не поменяются. Мы начинали эту работу, когда президентом был Медведев. Путин уже 7 мая подписал указ, согласно которому Россия должна подняться в рейтинге Всемирного банка Doing Business с 120-го на 20-е место. Для этого еще многое нужно улучшить.


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1