Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Статьи и интервью

Интервью заместителя Министра А.Е. Лихачева «ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ОБРЫВА», «Нижегородская Правда», №96, 10 сентября 2013 г.

10.09.13

В связи с реформированием российских торговых представительств за рубежом инвестиционный блок правительства Нижегородской области активно осваивает этот резерв для привлечения прямых инвестиций на территорию региона. Подробности у заместителя министра экономического развития РФ Алексея ЛИХАЧЕВА.

В ПЛАНАХ — НОВЫЙ ОБЛИК

— Алексей Евгеньевич, в нынешнем году министерство поддерживает 200 региональных проектов в сфере внешнеэкономической деятельности. Каковы результаты на сегодняшний день?

— Действительно, поддержка 200 проектов торговыми представительствами — это наша плановая задача на первый год реформирования торгпредств в рамках реализации концепции формирования «нового облика» торговых представительств.

Мы надеемся, что решим ее уже к сентябрю. Это очень разные проекты — как крупнейших российских компаний и госкорпораций, таких как КАМАЗ, Росатом, Ростехнологии, так и компаний регионального значения. Как правило, это проекты по продвижению нашего экспорта и инвестиций за рубеж. Из 200 проектов физически реализуется 133. Из них 9–10 уже завершены. Некоторые из них были краткосрочными по времени — заключение инвестиционного соглашения или решение о размещении нашего предприятия за рубежом. Мы прошли этот этап, компании почувствовали интерес, и проект начинает развиваться уже в другом формате. Закрытие проекта не означает окончание работы в этом направлении. Просто пройден первый этап работы. Мы планируем, что в этом году у нас будет более 200 проектов и что такая прибавка будет происходить ежегодно.

К слову, Нижегородская область была одной из первых, которая заключила соглашение с нашим министерством. И мне, как нижегородцу, это особенно приятно. Мы достаточно активно сотрудничаем с правительством региона и с людьми, которые занимаются внешнеэкономическим блоком. Сейчас, например, в работе несколько нижегородских проектов, связанных с продвижением на рынки стран СНГ судостроительной и специальной автомобильной техники.

Я знаю, что нижегородские бизнес-миссии выезжали за рубеж, а губернатор в ряде европейских стран подписал протоколы о намерениях, рамочные соглашения. И здесь имеются большие резервы для роста. Они в том, чтобы показать лицом нижегородские товар и условия, которые могут привлечь зарубежных инвесторов.

ИНВЕСТОР СМОТРИТ НА ТУРБУЛЕНТНОСТЬ

— В связи с этим, существует ли специфика иностранного бизнеса относительно России?

— Если говорить о Европе, то, в принципе, ее капитал сейчас ищет тихие гавани для прибыли. К этому, в частности, принуждает крайне жесткая ситуация на европейском фондовом рынке. Да, в общем то, и финансовая тоже не блещет результатами. Поэтому европейскому капиталу, конечно же, выгодно найти площадки для инвестиций с предсказуемыми условиями и хорошей доходностью. Япония очень активно ищет площадки для создания совместных предприятий по промышленной сборке по своим технологиям. Продвигать продукцию, произведенную на своей территории, им невыгодно, так как уровень затрат у них совершенно другой: высокие зарплаты и цены на энергоресурсы. Поэтому японцы очень заинтересованы в локализации не только техники, но и медицинских препаратов, целого ряда сервисов.

Говорить про активное продвижение своих интересов со стороны китайского бизнеса не приходится. Его приход в российские регионы уже притча во языцех.

Одним словом, на сегодня объективно существует ситуация, при которой возможно привлечение зарубежных активов. Но дело в том, что любой российский регион находится сейчас в зоне турбулентности. Каждый инвестор думает, а куда бы ему прийти: в Нижегородскую, Ивановскую или какую-то другую область? Вот и надо проводить комплексные взаимосвязанные действия, чтобы выиграть этот конкурс, борьбу за инвестора.

ГЛАВНОЕ — КОНКРЕТИКА

— Существует ли соперничество среди регионов за попадание в проекты министерства или же регионы первой двадцатки идут вне конкуренции?

— Всего порядка 30 регионов активно позиционируют себя за рубежом. Их представители постоянно бывают в министерстве, и здесь Нижегородская область — один из лидеров.

У каждого свой подход, связанный со структурой производства. У кого-то уже есть готовый продукт, который можно экспортировать. Кто-то его пытается создать. А кто-то ориентирован на привлечение инвестиций. Мы предоставляем любой набор услуг на выбор.

Очень нравится регионам и возможность наличия собственного представителя в иностранном государстве, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью. На сегодня в целом ряде торгпредств у нас есть представители от регионов: в Германии, Китае, Турции. Юридически это выглядит следующим образом. Минэкономразвития России и субъект Российской Федерации заключают соглашение. Регион обеспечивает финансирование своего представителя, а мы обеспечиваем рабочее место и логистику пребывания. Министерство активно помогает региону с организацией бизнес-саммита. В частности, через торговые представительства мы приглашали к участию иностранные компании. Здесь самое важное, чтобы не было обрыва: провели и забыли. С инвестором нужно работать постоянно. Важно зацепить тех, кто продемонстрирует свой интерес на форуме, и держать их в зоне пристального внимания. И в этом вам могут помочь торгпредства.

Документы