Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Статьи и интервью

Интервью Министра экономического развития Алексея Улюкаева информационному агентству "ИТАР-ТАСС"

27.01.14

Алексей УЛЮКАЕВ: это сигнал тревоги - инфляция высока, а рост низок

Министр экономического развития России Алексей Улюкаев в кулуарах Давосского форума рассказал ИТАР-ТАСС о перспективах рубля, выборе проектов для инвестиций из Фонда национального благосостояния и «сигналах тревоги» в экономике. Программа правительства - поддержать потребительский спрос и параллельно сократить издержки бизнеса. Сложная задача, признает глава Минэкономразвития.

Одна из самых обсуждаемых тем последнего времени - резкое замедление темпов экономического роста в России. На Гайдаровском форуме даже прозвучала оценка, что в российской экономике наблюдаются признаки стагфляции. Вы согласились с ней?

- Откровенно говоря, не очень согласился с термином. Формально он неверный, потому что 1,4% роста и инфляция ниже, чем за предыдущий период, не дают нам возможности оперирования /этим термином – ред/. Но, в целом, это сигнал тревоги, что инфляция высока, а рост низок.

Есть ли у МЭР идеи, как этот разрыв между достаточно высокой инфляцией и низкими темпами роста преодолевать?

- Есть не только идеи, но и практические меры. Например, в части инфляции я считаю, что более жесткое регулирование тарифов естественных монополий, когда мы уменьшаем более чем в два раза рост тарифов ЖКХ, - это серьезный вклад в снижение уровня инфляции. В прошлом году рост тарифов был на 9,8%, а все предыдущие годы - выше 10%. При сохранении достаточно жесткой монетарной и фискальной политики, я уверен, инфляция войдет в тот коридор, который мы обозначили /4-5% на 2014-2016гг. - ред./.

С экономическим ростом задача более сложная, потому что она многосоставная. Мы должны поддержать тот уровень потребительского спроса, который во многом определяет, может быть, и невысокую, но положительную динамику экономического роста /1,4% повышения ВВП - ред./. И одновременно снизить нагрузку издержек на бизнес, дать ему возможность больше инвестировать, то есть обеспечивать инвестиционный рост. Мы ожидаем в этом году примерно 4% роста инвестиций в основной капитал /3,9%, согласно уточненному социально-экономическому прогнозу МЭР на 2014 год – ред./ за счет соединения усилий частного бизнеса, государства и глобальных инвесторов.

Тарифы не должны расти сверх инфляции

Осенью Вы говорили, что МЭР готовит новую контрциклическую политику регулирования тарифов. Когда ждать разработанную модель? В последнее время звучали разные оценки: перейдем – не перейдем. Как будет?

- Мы обязаны в любом случае подготовить модель долгосрочного тарифообразования уже к концу первого квартала 2014 года. Речь идет о пятилетнем регулировании тарифов с включением инвестиционной составляющей и встраиванием механизма «инфляция минус», то есть тарифы не должны расти сверх инфляции, как это было в течение 20 предыдущих лет, а увеличиваться меньшими темпами.

В последние дни рубль пробил отметку в 34 рубля за доллар и 47 рублей за евро. Что происходит с рублем? Это девальвация или нет?

- Мне не хотелось бы играть в термины, которые пугают людей. Рубль - это свободно плавающая валюта. Динамика рубля практически ничем не отличается от динамики большинства валют развивающихся рынков относительно доллара и евро - например, Бразилии, Южной Африки, Кореи, Польши и так далее. Это просто сигнал, что происходит изменение отношения инвесторов к качеству активов. В этом смысле это укрепление доллара по отношению к большому количеству других валют, и здесь рубль не является исключением. Поэтому я бы не преувеличивал значение этой динамики. Это вполне объективный и рабочий момент.

Больше шансов на некоторое ослабление рубля, чем на его укрепление

 - К концу года какой курс ожидаете?

По набору объективных показателей больше шансов на некоторое ослабление рубля, чем на его укрепление. Но в целом в течение года будет волатильность, движение на основе рыночных факторов спроса и предложения.

Готов ли уже шорт-лист инфраструктурных проектов, которые получат финансирование из ФНБ?

- Над окончательным перечнем еще предстоит поработать. По итогам стадии стратегического анализа, которую мы считаем завершенной, мы направили наши предложения /short list/ в правительство. Теперь стадия комплексного анализа на основе представленных предложений, с оценкой рисков проектов. Совместно с Минфином мы должны сделать соответствующее заключение, а потом правительство его утвердит. Эту работу еще предстоит сделать. Думаю, во втором квартале этого года наше заключение будет готово.

Уже понятно, какие это будут проекты? Инфраструктура, энергетика?

- Это проекты в области инфраструктуры и транспорта, в частности, энергетической инфраструктуры, есть проект в области информационных технологий, в промышленной сфере. Но в основном это инфраструктура.

Какая будет схема по распределению ресурсов 150 млрд рублей из ФНБ?

- Речь идет о сумме больше, чем 150 млрд рублей. Потому что в соответствии с постановлением правительства на определенную сумму резервируются средства для проектов, которые готовит РФПИ /Российский фонд прямых инвестиций/. Пока мы имеем два таких проекта. Будем подавать совместное с Минфином предложение о распределении этих сумм. Думаю, у нас не будет одного большого мегапроекта, который покроет все эти средства. Это будет несколько проектов с чуть меньшими суммами, чем те два, которые уже утверждены /по 150 млрд руб. на ЦКАД и расширение "Трансиба" - ред./.

В недавно представленной концепции первоочередных мер социально-экономического развития, в частности, предлагается снизить до 7-8% ставку НДФЛ с доходов граждан от сдачи жилья в аренду. Согласовывалась ли такая мера с Минфином? Есть уже какие-то расчеты?

- Этот материал является дискуссионным. Он был подготовлен в основном экспертным сообществом. Безусловно, специалисты МЭР принимали в этом участие, но в основном это экспертное мнение. Мы направили этот документ в правительство, не проводя предварительных обсуждений с ведомствами. Сейчас мы только должны войти в эту стадию.

То же касается создания биржевого фонда для управления госнедвижимостью?

- Абсолютно точно. Это предложение я считаю абсолютно дискуссионным. Лично не готов под ним подписаться. Но мы посчитали важным, чтобы оно стало элементом дискуссии.

Мы тоже имеем немало претензий к нашим европейским коллегам

Представители Еврокомиссии 23 января заявили, что готовят новые иски против России в рамках ВТО. На следующий день в Москве представители Еврокомиссии говорили о том, что несмотря на рост взаимной торговли между РФ и ЕС, у нас появилось слишком много раздражителей. Как Вы оцениваете ситуацию? И если эти иски будут поданы, есть ли нам чем ответить?

- Мы тоже имеем немало претензий к нашим европейским коллегам. Часть из них мы стараемся решить на двусторонней основе. Для решения некоторых наших претензий мы используем механизм разрешения споров ВТО. В частности, это касается энергокорректировок и третьего энергетического пакета ЕС. С нашей точки зрения, это серьезно ущемляет интересы России и расходится с правовыми принципами ВТО.

Возможно, у нас будут иные, дополнительные предметы для исков и для обсуждений. Но мы все-таки стремимся к тому, чтобы решать эти вопросы в досудебном порядке, на основе взаимных консультаций. К сожалению, не всегда со стороны наших европейских коллег мы получаем такой отклик, но будем продолжать настаивать на том, что, как говорится, плохой мир лучше доброй ссоры. Переговоры – это лучший способ разрешения противоречий.

То есть в ближайшее время мы не готовим никаких исков к ЕС в рамках ВТО?

- Энергокорректировки – это то, что мы уже подготовили, по третьему энергопакету готовим.

В последнее время активно обсуждается тема ограничений интернет-покупок из-за рубежа. Сейчас ведется дискуссия о снижении беспошлинного порога на такие приобретения. Минфин предлагал уменьшить лимит с 1 тыс. евро до 150 евро. МЭР говорил, что эта сумма могла бы быть несколько выше...

- Я считаю, что 150 евро – это согласованная величина. У Минфина ранее были другие предложения, более радикальные. Все же мы договорились, 150 - это консенсусное предложение.

Ассоциация логистических перевозчиков, крупнейшие компании - DHL, UPS и прочие – сейчас говорят, что из-за изменения таможенной процедуры они перестают ввозить в России товары для физических лиц...

- Это вопросы таможенного администрирования. С нашей точки зрения, экономические требования, которые мы предъявляем к тем, кто работает через «Почту России» или DHL, сейчас равные и справедливые.

Беседовала Александра Прокопенко
/ИТАР-ТАСС, Давос/

Документы