Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Вступительное слово Алексея Улюкаева на деловом завтраке в рамках Международного инвестиционного форума "Сочи-2014"

19 сентября 2014 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

Министр экономического развития Алексей Улюкаев принял участие в деловом завтраке "Сбербанка": Сбалансированность бюджета или ускорение роста: время выбирать?

Вот мы живем как будто в пьесе 50-х годов, как будто роли расписаны: есть новаторы, есть консерваторы.

Министру экономического развития положено быть новатором, он должен говорить о том,  что нужно отменить или изменить бюджетное правило, увеличить расходы, стимулировать экономику. А вот Министру финансов положено быть консерватором, он должен говорить, что делать не нужно ни в кем случае, потому что у нас впереди риски, а мы перед этими рисками будем слабыми и беззащитными. На самом деле это плохая, дурная «пьеса», мы знаем, что соцреализм в области драматургии много чего не дал. И нам нужно уходить от этих стандартов, от этих клише.

Проблемы реально очень острые  - у нас выбор не между хорошей и нехорошей политикой, а между плохой и очень плохой. У нас вопрос выживания на самом деле, серьезного экономического выживания. У нас с моей точки зрения, два плохих тренда. Первый – это такая инвестиционная ловушка, ниже темпы экономического роста, ниже готовность бизнеса инвестировать ниже инвестиции. Ниже инвестиции – ниже темпы экономического роста и так по спирали. 

Вторая ловушка плохое соотношение между курсом и инфляцией ухудшение баланса по частному капиталу, давит на курс, курс ослабляется эффект переноса вызывает увеличение инфляции, увеличение инфляции вызывает меры ЦБ по ужесточению монетарной политики, это угнетает экономику. И вот эти плохие циклы загоняют нас в ситуацию, когда маневр становится все более сложным.

Вот нам сейчас говорят, что есть три управляемые фактора, они плохо управляемые. Мы с вами все последние 10-15 лет только и делали, что занимались сокращением расходов, когда мы начали работу по сокращению налогов, доля расходов ВВП была 12%, сейчас 20%. И мне кажется нельзя говорить сбалансированный бюджет или экономический рост. Должен быть новый другой баланс бюджета, сбалансированный бюджет, который сводится без дефицита, но в котором доля расходов на экономику, образование, здравоохранение, культуру в три раза меньше, чем на оборону безопасность и трансфер пенсионному фонду. 

Я не могу назвать такой бюджет сбалансированным – это абсолютный дисбаланс, дисбаланс между задачами развития страны, нации, отдельного человека и ресурсах обеспечения, и это состояние все больше ухудшается. Проблема не в том, что у нас много или мало расходов, а в том, что эти расходы не качественные. Это не производительные расходы. 

Мы, помнится, составляли программу 2020, и говорили о бюджетном маневре - плюс три, минус три, говорили о том, что нужно на 3% увеличить ВВП увеличить долю производительных расходов бюджета, и мы получили это плюс три минус три, только в обратную сторону - мы увеличили не производительные расходы, сократили производительные. Поэтому, безусловно, мы должны проводить жесткую бюджетную политику, но это должна быть разумная жесткость, ни в коем случае не должны страдать производительные расходы и инвестиции в человеческий капитал. 

А вот к непроизводительным нужно относиться по строже, с другой стороны безусловно у нас есть определенные ресурсы в области стимулирования экономики, но это не фетиш. Вот когда мы с моими коллегами спорим по поводу бюджетного правила, я всегда говорю это 16-ая проблема, первые 15 гораздо важнее.

«Нужно умеренно фискальное стимулирование?» - да нужно, с моей точки зрения, этой точка зрения поддерживается многими экспертами, мы сейчас находимся в состоянии одновременного наложения трех кризисов: это структурный кризис, это геополитический кризис и снижающаяся стадия обычного делового цикла. Поэтому умеренное фискальное стимулирование нужно, умеренно-монетарное стимулирование нужно.

Все согласны с тем, что есть отрицательный разрыв выпуска. Фактическое производство растет меньше, чем его потенциал. Нам нужно понимать, что есть реальные ограничители для фискально-монетарного стимулирования, потому что избыточное стимулирование приводит к тому, что не растут на самом деле национальные активы, растут «пузыри» активов, увеличивается инфляция, разрастаются риски. 

Нам здесь нужно быть очень аккуратными, очень умеренным, и прежде всего ориентироваться не просто на бюджетное стимулирование, а на расшивку тех узких мест в экономике, на решение определенных инфраструктурных проблем по транспорту, по энергетике, по коммуникациям и так далее. С другой стороны понятно, что структурные проблемы являются превалирующими, не решая их, мы и не решим проблему ускорения. А структурная проблема, это прежде всего издержки - издержки обычные и издержки транзакционные.

Ну мы много раз с вами говорили, дорожные карты различные составляли, а в общем-то «в конце задачника» ответы на все вопросы есть, но нужно не просто артикулировать ответ, а нужно напряженно работать и в практической деятельности эти вопросы снимать.


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1