Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Новости

О торгово-экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран

30.11.14

По данным ФТС России, в 2013 году товарооборот между Россией и Ираном сократился на 31,5% по сравнению с 2012 годом и составил 1,59 млрд. долл. США, в том числе экспорт из России в Иран снизился на 38,6% и составил 1,16 млрд. долл. США, российский импорт из Ирана вырос на 1% до 429,9 млн. долл. США.

Доля Ирана во внешнеторговом обороте России в 2013 г. составила 0,19%.

Товарооборот между Россией и Ираном в 2009-2014 гг.

млн. долл. США

 

  2009 г 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Январь-сентябрь 2013 г. Январь-сентябрь 2014 г.
ОБОРОТ 3 059,9 3 651,1 3 752,9 2 330,7 1 597,6 1 210,3 1 199,5
темпы роста в % 82,9 119,5 102,8 62,1 68,5 - 99,1
ЭКСПОРТ 2 846,3 3 379,7 3 401,2 1 902,2 1 168,6 894,2 945,2
темпы роста в % 86,5 119 100,6 55,9 61,4 - 105,7
ИМПОРТ 213,6 271,5 351,7 428,5 429,0 316,1 254,3
темпы роста в % 53,1 127 129,5 121,8 100,1 - 80,5
САЛЬДО 2 632,7 3 108,2 3 049,5 1 473,7 739,6 578,1 690,9

 

В 2013 году в российском экспорте в Иран преобладали поставки металлов и изделий из них – 31,9% (372,9 млн. долл. США, 631,9 тыс. т.), продовольственных товаров и сельхозсырья – 30,8% (360,8 млн. долл. США, 1 211,3 тыс. т.), древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 18,4% (214,7 млн. долл. США,
496,7 тыс. т.), машин и оборудования – 11,1% (129,2 млн. долл. США, 17,5 тыс. т.), минеральных продуктов – 5,1% (59,4 млн. долл. США, 206,3 тыс. т.) и продукции химической промышленности – 2,3% (26,8 млн. долл. США, 9,2 тыс. т.).

Основными товарами российского импорта из Ирана были продовольственные товары и сельхозсырье – 70,2% (301,2 млн. долл. США, 221,2 тыс. т.), химическая продукция – 11,7% (50,4 млн. долл. США, 28,9 тыс. т.), минеральные продукты – 11,3% (48,7 млн. долл. США, 690,3 тыс. т.) и машинное оборудование и транспортные средства – 1,7% (7,4 млн. долл. США, 2,7 тыс. т.).

В январе - сентябре 2014 г. основную долю российского экспорта составляли товарные группы «продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье» - 42,5% (402,4 млн. долл. США), «металлы и изделия из них» - 32,6% (307,8 млн. долл. США), «древесина и целлюлозно-бумажные изделия» - 13,5% (127,2 млн. долл. США), и «машинное оборудование и транспортные средства» – 7,3% (69,3 млн. долл. США), при этом основную долю импорта составили товарные группы «продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье» - 70,7% (179,7 млн. долл. США), «минеральные продукты» - 13,3% (33,9 млн. долл. США), «продукция химической промышленности» - 10,5% (26,7 млн. долл. США) и «машины, оборудование, транспортные средства» - 1,6 % (4,1 млн. долл. США).

Торговля услугами между Россией и Ираном в 2007-2013 гг.

(по данным Банка России, тыс. долларов США)

  2007 г. 2008 г. 2009 г 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
ОБОРОТ 84 910 76 950 86 160 76 907 75 182 126 373 104 314
ЭКСПОРТ 63 727 55 201 59 615 47 690 45 102 90 438 77 811
ИМПОРТ 21 183 21 749 26 545 29 217 30 080 35 935 26 503
САЛЬДО 42 544 33 452 33 070 18 473 15 022 54 504 51 308

Инвестиционное сотрудничество

(тыс. долларов США)

  2009 2010 2011 2012 2013
Накоплено российских инвестиций в Иран 27 389,70 12 149,70 12 169,90 12 162,00 12 057
Накоплено иранских инвестиций в Россию 1 683 532,54 2 240,21 4 527,85 17 553,06 5 447,4

 

Механизмы углубления межгосударственного сотрудничества

Основной механизм межправительственного взаимодействия России и Ирана – Постоянная Российско-Иранская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК).

24 сентября 2012 г. распоряжением Правительства Российской Федерации Министр энергетики Российской Федерации А.В. Новак был утвержден председателем Российской части Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Председатель Иранской части МПК – Министр нефти ИРИ Б.Н.Зангане.

В рамках МПК на постоянной основе действует восемь отраслевых рабочих групп: по содействию развитию торговли, энергетике, финансово-банковскому сотрудничеству, транспорту, межрегиональному сотрудничеству, космосу, промышленности и группа по вопросам водного хозяйства.

11 апреля 2013 г. в г. Тегеране прошло второе заседание рабочей группы по финансово-банковскому сотрудничеству.

В период с 12 по 13 августа 2013 года в Тегеране состоялось очередное заседание рабочей группы по энергетике.

В период с 28 по 29 апреля 2014 года в Тегеране прошло очередное заседание рабочей группы по вопросам водного хозяйства.

С 25 по 26 августа 2014 года состоялось заседание рабочей группы по транспорту.

В начале сентября 2014 года в Пятигорске прошло заседание рабочей группы по межрегиональному сотрудничеству.

В период с 8 по 9 сентября в Тегеране состоялось одиннадцатое заседание Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

В состав российской делегации вошли представители более 50 российских компаний. В ходе заседания Комиссии сторонами были рассмотрены вопросы по активизации и расширению взаимодействия в нефтегазовой сфере, электроэнергетике, промышленности, транспорте, банковской сфере, сельском хозяйстве, научно-техническом сотрудничестве, в области водного хозяйства, космоса и связи, здравоохранения, образования и науки.

В ходе заседания были организованы переговоры таких российских компаний как ООО «Стройтрансгаз – Инжиниринг», ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» (Группа Уралмаш – Ижорские заводы», ОАО «НПК «Уралвагонзавод», ОАО «Ростсельмаш», «Концерн «Тракторные заводы», «КАМАЗ», «УАЗ», «Группа ГАЗ» и Объединенная авиастроительная корпорация с заинтересованными иранскими организациями и компаниями.

На полях заседания Комиссии были подписаны следующие документы:

  • Соглашение о сотрудничестве между «ВО «Технопомэкспорт» и иранской компанией «ТАВАНИР», предусматривающее детальную проработку и подготовку контрактов по строительству 10 и модернизации 2 энергоблоков, в том числе расширение ТЭС «Шахид Монтазери», строительство 4-х блоков новой ТЭС в Бандар-Аббасе и др.;
  • предконтрактное Соглашение между ЗАО «Русбурмаш» и Организацией развития и модернизации рудников и горнорудной промышленности Ирана (ИМИДРО) о выполнении российской компанией геологоразведочных работ на участке «Сирджан – Фариаб» (стоимость контракта – свыше 100 млн. долл. США);
  • Меморандум о взаимопонимании между ЗАО «Роснефтегазстрой» и иранской компанией «NPC International» по сотрудничеству относительно строительства нефтехимического завода в провинции Хормозган.

Помимо этого в рамках заседания Комиссии был проведен российско-иранский бизнес-форум, в работе которого приняло участие более 400 бизнесменов с обеих сторон. Была проведена презентация ряда российских компаний. Были достигнуты договоренности о придании бизнес-форуму регулярного характера.

Перспективные направления сотрудничества

Наиболее активным на настоящий момент является сотрудничество в сфере энергетики. 14 июля 2010 г. в ходе визита Министра нефти Ирана Масуда Мирказеми в Москву подписана «дорожная карта» ирано-российского сотрудничества в области энергетики на ближайшие 30 лет. В ней предусматривается обмен техническими ноу-хау, технологиями и опытом в добыче нефти и газа, переработке углеводородов, проведении геолого-разведочных работ. В ходе заседания в 2013 г. Совместной рабочей группы по сотрудничеству в области нефти и газа была актуализирована «Дорожная карта».

Дальнейшее расширение двустороннего сотрудничества тормозится международным давлением на Иран в виде экономических санкций со стороны ООН, США и ЕС с целью побудить эту страну прекратить работы по ядерной программе.

К концу 2011 года США и ЕС договорились о введении против ИРИ гораздо более жестких рестрикций по сравнению с теми, что предусмотрены соответствующими резолюциями СБ ООН по двум направлениям: во-первых, запрет для ЕС на импорт и торговлю иранской нефтью и нефтепродуктами, который вступил в силу в середине 2012 года и, во-вторых, санкции против финансового сектора Ирана, в частности, против Центробанка ИРИ. Санкции против финансовых институтов Ирана являются более важными, так как направлены вообще на предотвращение ведения бизнеса с этой страной.

Под запрет попали инвестиции в иранский нефтегазовый сектор, торговля оборудованием для его нужд, продажа и любые формы передачи технологий очистки нефти и сжижения газа. США ввели запрет на деловые операции собственных финансовых структур с банками Ирана, а 30 декабря 2011 г. президент США подписал законодательный акт, предусматривающий аналогичные меры для иностранных банков.

Сложившаяся ситуация вокруг Ирана, угрозы применения санкций к компаниям, инвестирующим в нефтегазовый сектор, не только затруднили инвестиционное сотрудничество, но и вынудила некоторые российские компании пересмотреть планы своей деятельности на иранском рынке.

В этой связи можно отметить проект разработки участков «Азар» и «Шангуле», расположенных на блоке «Анаран» с запасами до 5-6 миллиардов баррелей нефти. Геологоразведка велась с 2003 года российской нефтяной компанией «Лукойл» и Norsk Hydro. Однако из-за введения экономических санкций против Ирана это сотрудничество приостановилось, и в 2010 году компания ушла с иранского рынка. Тогда же меморандум о сотрудничестве в области разработки месторождений «Азар» и «Шангуле» подписали ОАО «Газпромнефть» и Национальная иранская нефтяная компания (НИНК). Планировалось, что российская компания в дальнейшем получит четверть акций в проекте. По аналогичным причинам участие
ОАО «Газпромнефть» в проекте было прекращено уже во второй половине 2011 г.

Сложившийся режим санкций является причиной настороженности российских коммерческих банков в отношении сотрудничества с Ираном. При оценке рисков сотрудничества российские банки преимущественно обращаются к международным рейтинговым агентствам и консалтинговым фирмам, потенциально негативно настроенным в отношении Ирана.

В настоящее время многие российские экспортеры столкнулись с проблемой осуществления платежей за поставленную в Иран продукцию. Платежи через иранские банки, включенные в санкционные списки Совбеза ООН, Госдепартамента США и Евросоюза, не производятся. В отношении других банков введена практика длительной проверки документов на предмет поставки в Иран запрещенной санкциями продукции. При сумме платежа свыше 40 тыс. евро процедура проверки обязательна и занимает около двух недель.

В настоящее время значительная часть внешнеторговых расчетов осуществляется через банки Турции и ОАЭ. Активно используются каналы наличного оборота денежных средств.

Для решения проблемы финансовых расчетов между Россией и Ираном необходимо создать финансовый институт, который будет обладать достаточными ресурсами и возможностями для осуществления как безналичных расчетов, так и наличных. При этом данный финансовый институт должен осуществлять расчеты в национальных валютах и валютах третьих стран за исключением доллара США и евро.

Несмотря на существующие трудности в июле 2013 года между Россией и Ираном был подписан контракт на поставку первой партии в количестве 2000 штук легковых автомобилей «Lada». Вместе с тем, реализация проекта столкнулась с рядом трудностей, связанных с особенностями процедуры сертификации и относительно высокой стоимостью российских автомобилей по сравнению с конкурентами. По состоянию на данный момент планируется, что реализация основных вех проекта, а именно начало экспортных поставок в Иран начнется в первой половине 2014 года.

10 сентября 2013 года ОАО «Ростелеком» совместно с иранской компанией «TIC» запустили в эксплуатацию оптоволоконную магистраль EPEG (Europe-Persia Express Gateway) пропускной способностью 3,2 Тбит/с, общей протяженностью - 10 тыс. км, что позволит расширить спектр услуг по транзиту трафика в ближневосточный регион.

Также активное участие по выходу на иранский рынок предпринимают такие крупные российские компании как ОАО «Зарубежнефть», ОАО «РЖД», ОАО «ВО «Технопромэкспорт», ОАО «ИНТЕР РАО», ОАО «Силовые машины» и другие.

Документы