Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Новости

Олег Фомичев: Внедрение риск-ориентированного подхода позволит достичь оптимального баланса между соблюдением законности, обеспечением общественной безопасности и издержками бизнеса

03.10.15

2 октября 2014 года статс-секретарь-заместитель Министра экономического развития РФ Олег Фомичев принял участие в дебатах «Государственный контроль нового качества. Барьер или стимул для бизнеса?» в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2015».

Участники дискуссии обсудили, насколько российская власть на федеральном и региональном уровнях готова к изменениям в контрольно-надзорной деятельности, что изменит новая система для бизнеса, общества и власти, а также вопросы умного контроля.

Олег Фомичев отметил, что Минэкономразвития России по поручению Президента РФ разработан законопроект об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации. Он напомнил, что 25 сентября документ был внесен в Правительство РФ.

По его словам, законопроект получил большой общественный резонанс, ведь он затрагивает и контрольно-надзорные ведомства, бизнес, и граждан, поэтому очевидно, что к нему приковано пристальное внимание.

«Проблемы с указанным законопроектом связаны с тем, что на один закон пытаются возложить очень много того, что к контролю и надзору не относится», - пояснил он. По его словам, многие говорят о трех вещах, которые нужно сделать в первоочередном порядке - это пересмотреть требования, делигировать на региональный уровень и пересмотреть структуру органов. «Они рассматриваются, как самые простые первоочередные шаги, но на самом деле, принять закон о контроле и надзоре гораздо проще, чем сделать эти самые три вещи, - обратил внимание замминистра. - Потому что, пересмотреть эти требования не так просто, они установлены не конкретными инструкциями, это фактически весь объем экономического законодательства, который регламентирует нашу деятельность и принимался последние 20 лет».

«Пересмотреть их, это гигантский труд, нельзя просто сказать, что мы сейчас быстро все пересмотрим и отменим ненужное, - подчеркнул он.  - Самое простое, что можно сделать, это сказать, что перестаем применять советские нормы и правила, которые установлены законодательством Советского союза, и то сразу не получается, потому что достаточно много сфер, в которых осуществляется контроль и надзор, где эти нормы и правила реально влияют на безопасность труда». Такая норма уже есть в законопроекте, сейчас идёт дискуссия, чтобы этот переходный период продлить, тоже самое связано и с контрольно-надзорными органами, потому что их слияние, объединение и переформатирование должно вытекать из той системы требований и контроля за рисками, которая должна быть выстроена. Необходим принцип, на основе которого эти органы будут сливаться и разделяться и т.д. «В международной практике существует принцип, к которому никто никогда не "приходил": один риск - один орган, - заметил замминистра. - В принципе не так много рисков в нашей экономике - качество пищевой продукции, пожарная безопасность, экология и т.д».

По его словам, вопрос умного контроля - это не только вопрос закона о контроле и надзоре. Законопроект носит очень важный, но организационно-технический характер, устанавливает определенные принципы к которым можно аппелировать при реформировании конкретной сферы контроля-надзора, а также устанавливать базовые принципы.

Для каждого вида контроля и надзора количество категорий риска и частота проверок будут устанавливаться индивидуально, что позволит учесть недостатки 294-го закона, накопленный мировой опыт в данной сфере и оптимально распределить усилия контрольно-надзорных органов на наиболее опасных направлениях.

Риск-ориентированный подход также позволит добиться ряда послаблений для бизнеса (отмена плановых проверок для объектов низкого риска, дифференцированная периодичность проверок в зависимости от категории риска, возможность для бизнеса перейти на более низкие категории риска, в случае добросовестного поведения и хорошей истории проверок).

Мировой опыт использования рисковой модели свидетельствует, что ее применение позволило сократить общее количество проверок от 30% до десятков раз, а отдельные категории бизнеса и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых проверок. При этом было обеспечено сохранение или даже повышение уровня безопасности в подконтрольной сфере.

В заключение Олег Фомичев отметил, что внедрение риск-ориентированного подхода позволит достичь оптимального баланса между соблюдением законности, обеспечением общественной безопасности и издержками бизнеса. «В результате достижения баланса общественных интересов и бизнеса должно сократиться избыточное административное давление, а общественно значимые результаты контрольно-надзорной деятельности должны значительно улучшиться»,  - подчеркнул он.

Документы